2 Как Соотносится Административная Ответственность И Административное Принуждение?

Вопрос 5

Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.

В настоящее время фундаментальным, основным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который введен в действие с 1 июля 2002 года. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из Разделов, включающих в себя Главы, которые состоят из статей.

Соотношение административной ответственности и административного принуждения

Институт административного принуждения является коплексным административно – правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной и правоохранительной деятельности государства в специфической сфере – сфере функционирования исполнительной власти по обеспечению правопорядка. В юридической науке не существует единого взгляда на проблему определения понятия административного принуждения. Так Д Н Бахрах сводит его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок.

И А Галаган рассматривает административное принуждение значительно шире, включая в это понятие « психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий неподчинение известным запретам и ограничениям.

Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

Административное принуждение имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка.

Административное принуждение и административная ответственность

В связи с этим очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Другая точка зрения сводилась к тому, что правовая природа налогового правонарушения не отличается от природы административного правонарушения, поэтому ответственность за их совершение должна квалифицироваться как административная ответственность. Так, например, Л.А.Калинина отмечала: «Если рассматривать финансовую и налоговую ответственность как разновидность административной, то, очевидно, что принятие того или иного отраслевого закона, в том числе и кодифицированного, которым регулируется указанная сфера общественных отношений, не влечет возникновения нового подвида юридической ответственности. В противном случае следует признавать предпринимательскую, земельную, бюджетную, экологическую, аграрную, таможенную ответственность».

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие предусмотренные законодательством протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений. Срок административного взыскания исчисляется в случае применения: административного ареста — сутками; лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью — месяцами, годами.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено несколько вариантов определения размеров штрафов — в определенной сумме; — кратно месячному доходу; — кратно к размеру причиненного проступком вреда; — пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, — на день его обнаружения. Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Вам будет интересно ==>  Половину прожиточного минимума, установленного для детей в костроме

вводить карантин в организациях и на других объектах и др. Рассматривая в предыдущей главе режим чрезвычайного положения, мы уже говорили о возможности осуществления в условиях этого режима различных принудительных мероприятий. Здесь еще раз подробнее остановимся на тех из них, которые являются административно-предупредительными мерами. Так, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право применять следующие административно-предупредительные меры:

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, применяемые, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Законодательная основа административной ответственности. Конституция относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов. Значит, что законы и иные акты принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие – не имеют.

Общая часть

Административная ответственность устанавливает меры физического и морального принуждения, применяемые к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права. Введение правоограничений в этих случаях тождественно установлению дополнительных обязанностей нарушителя (т.е. права нарушителя обременяются посредством установления его публичных обязанностей).

Меры эвентуального воздействия предусматривают введение бессрочных запретов или ограничений на осуществление предпринимательской деятельности либо запретов (ограничений), обусловленных конкретным сроком. Применение таких мер влечет за собой приостановление действия разрешительных документов, устанавливающих специальное право либо их аннулирование. К рассматриваемым мерам относятся приостановление или прекращение действия следующих документов, санкционирующих коммерческую деятельность нарушителя:

2 Как Соотносится Административная Ответственность И Административное Принуждение

Административная ответственность — это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Д. Н. Бахрах Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 212. . Существует множество определений данного понятия:

Институт административного принуждения является комплексным административно — правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной и правоохранительной деятельности государства в специфической сфере — сфере функционирования исполнительной власти по обеспечению правопорядка. В юридической науке не существует единого взгляда на проблему определения понятия административного принуждения. Так Д. Н. Бахрах сводит его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок.

В настоящее время рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей арбитражного суда, основано на состязательном (исковом) типе юрисдикционного процесса [6, с. 17, 284], который урегулирован АПК РФ и используется для разрешения споров о праве. Такие дела разрешаются судом при участии в деле двух сторон: истца и ответчика [4, с. 75]. Этот тип юрисдикционно-го процесса взят за основу административного судопроизводства, урегулированного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее — КАС РФ).

1 По запросу Кировского районного суда города Ростова-на-Дону о проверке конституционности статьи 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 г № 1504 «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Роструд-инспекции)» : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 13 апр. 2000 г. № 53-О. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

Вам будет интересно ==>  144 Статья В Ссср

На какие конкретно нормы Конституции РФ и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ссылался прокурор, считая их нарушенными? Кто и как именно должен был исполнить это решение суда по действующему законодательству, чтобы это дискриминационное постановление Законодательного собрания области прекратило свое действие на ее территории?

По поручению прокуратуры района представителю ООО «Стройфин» инспекцией строительного надзора по Саратовской области вручено предписание от 27 ноября 2006 г. о приостановлении строительных работ до получения всей необходимой документации. РУВД в отношении заказчика – ООО «Стройфин», возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, а также составлен протокол ареста строительной техники.

Курсовая работа: Административное принуждение

П. И. Кононов отмечает, что в административно-правовой науке сложились два основных подхода к вопросу об административном принуждении. Представители первого подхода (Д. Н. Бахрах, М. С. Студеникина и др.)[16] рассматривают применение мер административного принуждения к лицу только как реакцию государства на совершенное этим лицом правонарушение. По их мнению, без правонарушения административное принуждение применяться не может. Сторонники второго подхода к рассматриваемой проблеме (А. П. Коренев, А. П. Алехин и др.) полагают, что административное принуждение может применяться к лицу и при отсутствии в его действиях противоправного поведения, но в целях его предупреждения, а также для обеспечения общественной безопасности. Они выделяют так называемые административно-предупредительные меры, в частности обязательный технический осмотр транспортных средств, проверку документов у граждан, досмотр ручной клади и багажа пассажиров в аэропорту, введение карантина[17] . Исследования показали, что в настоящее время существует и третья точка зрения на понимание предмета принуждения. Она заключается в том, что принуждение способно провоцировать агрессивно-репрессивную среду среди несовершеннолетних детей и подростков, среди школьников и учащихся. Позиция сторонников первого подхода представляется более убедительной и правомерной, и вот почему.

Применение метода принуждения было связано, в основном, с пропагандой, призывами и моральным стимулированием желаемого поведения субъектов управления. Очевидно, для понимания того, что же такое административное принуждение в системе государственного управления, необходимо исходить из сущности и содержания общего понятия «безопасность». Между общим понятием безопасности и термином «административное принуждение» находится целый ряд промежуточных, родовых понятий, каждый из которых обладает специфическим содержанием.

Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
Все девять (по сост. на ноябрь 2012 г. вместе с новым видом наказания «обязательные работы») наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию, тяжести и иным признакам карательные санкции.
В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. Ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.

Согласно КоАП РФ, административное задержание могут осуществлять:
1. Должностные лица органов внутренних дел. Основания: выявление административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
2. Старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основания: выявление административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
3. Должностные лица военной автомобильной инспекции. Основания: выявление нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.
4. Военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел. Основания: выявление административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
5. Должностные лица таможенных органов. Основания: выявление нарушений таможенных правил.
6. Военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), 19.12 (Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания) КоАП, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
7. Должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Основания: выявление административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 КоАП указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях.
8. Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 (Нарушение правового режима контртеррористической операции) КоАП.
9. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3 (Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.9 (Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (Нарушение законодательства об исполнительном производстве) и 17.15 (Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера) КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда.
Профессор А. Б. Агапов подчеркивает, что «как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов, в системе которых находятся войска» . Это ОВД, пограничные органы и пограничные войска. Вместе с тем не все должностные лица министерств, ведомств, в системе которых имеются войска, уполномочены производить административное задержание. Таким правом не обладают должностные лица ФСЖВ (железнодорожных войск), МЧС (войск гражданской обороны). Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России.
Должностные лица полиции вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Административное задержание, так же как и предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях, когда административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается без составления протокола.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти положения позволяют не признавать то, что в соответствии с российским правом некоторые меры принуждения, лишающие лицо свободы, не являются задержанием. По такому основанию лицу, лишенному свободы, не может быть отказано в действии положений вышеуказанного Свода принципов, а также иных международных правовых актов, среди которых особое место занимает Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
Статья 5 Конвенции предусматривает исчерпывающий перечень шести законных оснований для лишения свободы лица, и два из них не признаются российским законодательством ни лишением свободы, ни задержанием. Как следствие, не ставится и вопрос о распространении на такие случаи действия положений статьи 22 конституции РФ. имеются в виду подпункты d и е пункта 1 статьи 5 конвенции, в соответствии с которыми законным лишением свободы являются: задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу.

Вам будет интересно ==>  Пенсия по потере кормильца в 2021 по регионам смоленская область

2 Как Соотносится Административная Ответственность И Административное Принуждение

Административная ответственность — это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Д. Н. Бахрах Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 212. . Существует множество определений данного понятия:

III. Административная ответственность — это предусмотренная нормами административного права обязанность лица дать отчет в своих неправомерных виновных действиях и понести наказание в виде конкретного административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Ссылка на основную публикацию