Административно Правовые Гарантии Защита Прав Потребителей,

Права потребителей vs COVID-19: современные угрозы и гарантии защиты

В свою очередь, портал вашифинансы.рф (совместный проект Минфина России и Роспотребнадзора) также предлагал несколько способов уменьшить кредитную нагрузку во время пандемии: рефинансирование (возможность получения нового кредита на новых условиях для закрытия старого) или консолидация (объединение до пяти кредитов в один кредит в одном банке на более выгодных условиях); реструктуризация (пересмотр и изменение условий текущего кредитного договора, которые чаще всего касаются отсрочки платежей, увеличения срока выплаты кредита с уменьшением ежемесячного платежа); кредитные каникулы (отсрочка погашения основного долга и процентов по кредитам сроком до 6 месяцев); ипотечные каникулы (возможность снизить финансовую нагрузку, в том числе если трудная жизненная ситуация возникла из-за пандемии коронавируса, при условии соблюдения предельных сумм ипотечного кредита, установленных кабмином).

Обусловленные пандемией события последних месяцев (закрытие границ и приостановка авиасообщения, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, продолжительная самоизоляция персонала сферы торговли и услуг, адаптация бизнеса к изменившимся условиям работы после вынужденного простоя и т. д.) неминуемо повлекли за собой ряд негативных последствий для потребителей. Роспотребнадзор указывал на следующие из них:

Права потребителей

Но наиболее доступными гражданам официальны­ми инстанциями, осуществляющими защиту потре­бительских прав, являются органы местного само­управления. Обращение в федеральные органы исполнительной власти бывает затруднено тем, что они расположены далеко не в каждом административном центре. Органы местного само­управления есть в каждом городе, районе.
В соответствии с законом для обеспечения за­щиты прав потребителей органы местного самоуправления формируют соответствующие структуры, которые вправе:

  • Министерство по антимонопольной политике и его территориальные органы.
  • Министерство промышленности и торговли РФ.
  • Министерство здравоохранения РФ.
  • Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.
  • Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы.
  • Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции.

Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности; Право

Помимо этого, прокуроры не оставляли без внимания вопросы ценообразования и реагировали на факты несоблюдения законодательства участниками продовольственного рынка. Прокурорские проверки совместно со специалистами Ро-спотребнадзора выявляли и пресекали факты реализации потребителям немаркированной и небезопасной продукции. По результатам таких проверок товары, представлявшие угрозу для жизни и здоровья людей, изымались и уничтожались.

Уменьшение количества контрольно-надзорных мероприятий, проводимых на основании обращений граждан, произошло за счет изменений законодательства, вступивших в силу в 2017 г., которые предусматривают обязанность потребителя до обращения в Управление с требованием провести проверку пройти претензионный порядок урегулирования спора.

Защита прав потребителей

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований. Требование о компенсации может быть предъявлено самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.

На законодательном уровне определение качества содержится в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», где под качеством понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования, что, безусловно, значимо для каждого потребителя.

Административная ответственность применяется как за непосредственное нарушение прав потребителей — причинение ущерба потребителям товарами, работами, услугами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров, работ, услуг, так и за косвенное нарушение прав потребителей — нарушение правил сертификации, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг.

Кроме того, существующее законодательство о защите прав потребителей составляют и целые группы нормативных актов, регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства, а также различные отрасли российского права. Без этих норм правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой общей цели — защиты этих прав.

Роспотребнадзор (стенд)

3) Общественная защита. Такая защита осуществляется общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами). Масштабы общественной защиты определены в статье 45 Закона о защите прав потребителей. Общественная защита включает право обращения в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей, неопределенного круга потребителей (статья 46 Закона о защите прав потребителей), представления интересов потребителя.

Вам будет интересно ==>  Проводки по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении в 2021 году из фсс

В соответствии со ст.22 Закона о защите прав потребителей претензия должна быть рассмотрена и удовлетворена в течение десяти дней со дня предъявления претензии. В случае если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывают потребителю в удовлетворении претензии, он обязан отправить потребителю мотивированное решение своего отказа.

УДК 342.9:347.451.03

Е.В. НАУДЖИНА,
соискатель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России, преподаватель Омского финансово-экономического колледжа

Статья посвящена правовому закреплению и защите прав потребителей, особенно с точки зрения административного законодательства. Определены и проанализированы положения КоАП РФ, направленные на защиту прав потребителей, на основе чего сформулированы предложения по совершенствованию КоАП РФ.
Ключевые слова: права потребителей, защита прав потребителей, административно-правовая защита прав.

Независимо от государственного устройства и политического режима государства потребность в товарах и услугах существует всегда. В потребительских отношениях любого общества есть как позитивный аспект (удовлетворение потребностей в товаре, выполнении работы, оказании услуги), так и негативный (обвешивание, обмеривание, обсчет, продажа некачественного товара и т. д.). Именно поэтому каждый потребитель нуждается в защите и поддержке своих прав и законных интересов. Согласно статистическим данным Омского областного общества защиты прав потребителей, в период с 2000 по 2005 год общее количество обращений потребителей возросло с 2886 до 3584, чаще всего граждане обращались по вопросам качества товаров (работ, услуг). Это подтверждает недостаточное правовое регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений, что отражается на механизме защиты прав потребителей и на эффективности применения мер ответственности.
Действующее российское законодательство в области защиты прав потребителей представлено достаточно большим массивом нормативных актов. Базовым является Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), в котором предусмотрен определенный перечень прав потребителей, а также указаны механизмы их защиты.
В России история прав потребителей начинается с времен Русской Правды[1], однако в виде специального нормативного акта эти права были определены только в 1992 году. Положениями Закона закрепляются важнейшие права потребителей: право на качество, информацию, безопасность и другие, признанные на международном уровне[2].
Рассматривая права потребителей, законодатель одновременно предусматривает и варианты их правовой защиты различными отраслями права. В основном выделяют гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой способы защиты.
Потребительские отношения — это отношения прежде всего договорного характера[3], поэтому основным источником их правового регулирования, а соответственно и охраны, является Гражданский кодекс РФ, закрепляющий в ст. 12 основные способы защиты. Однако положения данной нормы распространяются на правоотношения, в которых потребителями выступают лишь граждане и которые возникают с целью удовлетворения исключительно «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»[4].
Уголовно-правовая защита прав потребителей осуществляется ст. 238 УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Диспозиция ст. 238 УК РФ позволяет выделить:
— объект преступления: не только здоровье населения, но и отношения в сфере торговли, работ и оказания услуг, обеспечивающие права потребителей;
— предмет преступления: товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также официальные документы, неправомерно удостоверяющие соответствие указанных товаров (работ, услуг) требованиям безопасности[5].
Очевидно, что непосредственно затрагиваются права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг), а следовательно, рассматриваемое право — это объект уголовно-правовой охраны.
Права потребителей охраняются также и нормами административного законодательства, прежде всего КоАП РФ.
Поскольку отличительными признаками потребительских отношений являются их договорный характер и цель (удовлетворение личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), к делам об административной ответственности за нарушение прав потребителей следует отнести правонарушения, предусмотренные следующими статьями КоАП РФ: 14.4—14.8, 14.15—14.16, 14.28, ч. 2 ст. 14.33, ч. 5 ст. 14.34, ч. 2 ст. 15.12 (в части продажи немаркированных товаров), ч. 3 ст. 19.19 (в части нарушения метрологических правил и норм в торговле, продажи и проката населению средств измерений, типы которых не утверждены), 20.14 (в части оборота оружия и патронов к нему). Исходя из анализа содержания указанных статей, можно утверждать, что их назначение выражается в защите основных прав потребителей — на качество, информацию и безопасность.
В соответствии со ст. 4 Закона каждый потребитель имеет право на приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг надлежащего качества, но при этом ни ГК РФ, ни Закон не раскрывают содержания понятия «качество».
На законодательном уровне определение качества содержится в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», где под качеством понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования, что, безусловно, значимо для каждого потребителя.
В юридической литературе под качеством понимается «набор характеристик, в совокупности способных удовлетворить потребности человека в определенной сфере его жизнедеятельности»[6]. На наш взгляд, можно выделить две составляющие определения качества: совокупность характеристик; способность удовлетворения потребностей. Однако под «совокупностью характеристик» можно подразумевать как состав, так и внешний вид, структуру продуктов и т. д. В этой связи более верным представляется мнение Л.Е. Чапкевич, что правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном документе. А соответствие или несоответствие указанным требованиям является признаком доброкачественности или недоброкачественности продукции[7].
В Законе также отсутствует четкое определение понятия «информация»; вероятно, законодатель принял за основу положения ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык изложения, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию. Законом предусмотрено право на информацию как о продавце (изготовителе, исполнителе), так и о товарах (работах, услугах).
В КоАП РФ данное право непосредственно закреплено положениями ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8. По содержанию ч. 1 ст. 14.8 и ст. 14.5 дублируются. Разграничение указанных составов должно осуществляться в зависимости от момента совершения и объективной стороны правонарушения[8]. Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие информации об изготовителе или о продавце в момент продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), а ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ — за непредоставление необходимой и достоверной информации потребителю, имеющему намерение приобрести товар (заказать работу, услугу). По нашему мнению, нецелесообразно закрепление административной ответственности за нарушение права потребителя на информацию в двух статьях КоАП РФ.
Из диспозиции ст. 14.5 КоАП РФ необходимо, на наш взгляд, исключить положение, закрепляющее ответственность за нарушение права потребителя на информацию, и включить его в ст. 14.8 КоАП РФ, что более логично, так как последняя непосредственно посвящена ответственности за нарушение прав потребителей, что и отражено в ее названии. И хотя по содержанию указанные составы перекликаются, наказание по ст. 14.5 КоАП РФ более строгое, что «дает возможность по-разному оценивать одни и те же действия, при этом правоприменительная практика складывается исходя из субъективного мнения представителей государственных органов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями… что противоречит принципу равенства и может привести к злоупотреблениям»[9].
Особое внимание законодатель уделяет обману потребителей, выделив данное правонарушение отдельной нормой — ст. 14.7 КоАП РФ. Ранее в законодательстве одновременно действовали ст. 200 «Обман потребителей» УК РФ и ст. 14.7 КоАП РФ с аналогичным названием, что привело к конкуренции указанных норм.
В юридической литературе это положение широко обсуждалось, и мнения кардинально разделились. Некоторые авторы предлагали декриминализацию ст. 200 УК РФ[10], поскольку данная норма рассматривалась как специфическая форма мошенничества, и в случае причинения существенного ущерба потребителю предлагалось привлекать к ответственности по ст. 159 «Мошенничество» УК РФ. Другие считали, что мошенничество без указания об этом в законе никоим образом не может корреспондировать с обманом потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), так как это правонарушение в сфере предпринимательства, а не против собственности[11].
Декриминализация ст. 200 УК РФ устранила конкуренцию норм, но при этом создала другие трудности: в ст. 14.7 КоАП РФ не указан максимальный размер ущерба, причиненного потребителям. В этой связи независимо от того, каков размер ущерба (5 руб. или 5000 руб.), правонарушитель подлежит только административной ответственности. На основании этого уместен, на наш взгляд, вывод: законодатель в настоящее время недооценивает общественную опасность рассматриваемого деяния.
Разрешить эту проблему, по нашему мнению, можно путем включения в структуру ст. 14.7 КоАП РФ примечания с определением максимального размера ущерба, при причинении которого рассматриваемое деяние будет признаваться административным правонарушением, и вернуть в структуру УК РФ статью 200.
Права потребителей, как сказано выше, — объект правового регулирования различных отраслей права. Законодатель предусматривает несколько способов защиты прав и законных интересов потребителей, одним из которых является административно-правовой. Посредством норм КоАП РФ осуществляется административно-правовая охрана таких фундаментальных прав потребителей, как право на качество, на информацию, на безопасность. Защите прав потребителей посвящено более десяти статей КоАП РФ, имеющих непосредственное или косвенное отношение к этим правам. Указанные нормы содержатся в разных главах кодекса, в некоторых из них встречаются неточности, что, безусловно, отражается на уровне качества защиты прав и законных интересов потребителей.
В этой связи нормы КоАП РФ, регулирующие защиту прав потребителей, требуют законодательного анализа и корректировки, поскольку, как правильно отмечают некоторые авторы, существует незыблемое правило: нормы о юридической ответственности должны быть максимально ясными, четкими и конкретными[12]. Только при выполнении указанного условия возможна эффективная реализация механизма административно-правовой защиты прав потребителей.

Вам будет интересно ==>  База Ндфл 2021

Библиография
1 См.: Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под. ред. Ю.П. Титова, О.Н. Чистякова. — М., 1990. С. 479.
2 См.: Резолюция ООН от 09.04.1985 № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».
3 См.: Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (абзац третий п. 1 в ред. постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2001 № 11).
4 Там же.
5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — М., 2006. С. 598—599.
6 Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. — М., 2004. С. 27.
7 См.: Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования // Адвокат. 2005. № 7. С. 14.
8См.: Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) // КонсультантПлюс.
9 Резина Н.А. Государственный надзор и контроль в сфере потребительского рынка: Дис. … канд. юрид. наук. — Омск. 2003. С. 144—145.
10 См., например: Наумов А.В. Два года действия Уголовного кодекса Российской Федераци: достижения и просчеты // Российская юстиция. 1999. № 9; Кауфман М.А. О принципе беспробельности закона и неизбыточности запрета в уголовном праве // Уголовное право. 2003. № 4.
11 См.: Гриневский Р. Обман потребителей: последствия декриминализации // Уголовное право. 2004. № 3. С. 22—25.
12 См.: Колпакова Ш., Максимов И., Рамалданов М. Нецензурная брань в общественных местах // Российская юстиция. 2003. № 11. С. 53.

Административная защита прав

Каждый гражданин Российской Федерации имеет определенные права, предусмотренные Конституцией и законодательством. При нарушении прав со стороны физических или юридических лиц, а также органов государственного управления, любой гражданин может осуществлять их защиту и восстановление в тех формах, которые предусматривает гражданское законодательство. Среди наиболее распространенных форм используются самозащита, административная и судебная защита .

  1. Самозащита . В качестве самозащиты часто производятся действия, которые не имеют законодательного исчерпывающего урегулирования, но направлены на восстановление нарушенных прав. При этом очень важно, чтобы лицо, использующее самозащиту, само не нарушило закон, и не совершило административное или уголовное правонарушение.
  2. Судебная защита административных прав. Наиболее часто встречается судебный порядок восстановления или защиты нарушенных административных прав физического или юридического лица. Для этого существует строго определенная законодательством процедура, начало которой составляет юридически правильно оформленный иск к субъекту, нарушившему определенные права гражданина. Эта форма закреплена в Конституции и осуществляется судами различной юрисдикции. Если и суд первой инстанции не встал на защиту, то процедура обжалование решения суда поможет исправить судебную ошибку.
  3. Административная защита прав . В случае нарушения законных интересов граждан со стороны органов власти различных уровней используется административная защита прав, которая реализуется административными органами, вышестоящими по отношению к нарушителям, либо специальными надзорными органами власти. В этом случае вся процедура восстановления нарушенных прав происходит без участия судебных органов, однако у граждан имеется возможность оспаривания принятого решения в судебном порядке в случае неудовлетворенности принятым решением по конкретной жалобе.
Вам будет интересно ==>  Оформить многодетное удостоверение прописка разная у родителей

В федеральном законе об обращении граждан должны быть урегулированы основные вопросы личного приема граждан в органах исполнительной власти и в местной администрации. Пока же действуют отдельные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок личного приема граждан, перечень уполномоченных должностных лиц, распределение обязанностей между ними. Однако в большинстве случаев дело ограничивается установлением дней и часов приема и регистрации заявлений и жалоб. Причем нередко встречаются факты отказа должностных лиц в письменной форме изложить мотивы отклонения жалобы.

Закон от 15 августа 1996 г. (ст. 15) содержит перечень оснований, ограничивающих право гражданина на выезд из России. Эти основания рассматриваются как временные, которые отпадают при совершении определенных действий или истечении определенного срока. Во всех случаях орган внутренних дел обязан письменно уведомить гражданина РФ, на каком основании и на какой срок ограничен его выезд, а также наименование организации, принявшей решение (ст. 16).

Ссылка на основную публикацию