Административное Право Регулирует Отношения Примеры

Предмет административного права

Нас же интересуют такие общественные отношения управленческого характера, в которых ввиду их прямой связи с государственно-управленческой деятельностью непосредственно выражается государственный (публичный) интерес, государственная управляющая воля. Соответственно при определении предмета административного права в центре внимания должны быть общественные отношения, прямо связанные с функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполагает наличие специального субъекта, который имеет все необходимые возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управления определяются прежде всего наличием специальных субъектов – участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые варианты общественно значимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной и судебной властей. Очевидно, что подобное решение рассматриваемой проблемы неприемлемо.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность).

  1. Объект. В данном случае это те общественные отношения, которые урегулированы нормами АП.
  2. Субъект. В АП это физические лица, юридические и должностные лица.
  3. Объективная сторона. Само запрещенное деяние (действие или бездействие): его признаки, последствия.
  4. Субъективная сторона. Виновность нарушителя, то есть психическое отношение лица к совершенному проступку (цели, мотивы и др.).

В первом случае речь идет о рекомендованных действиях гражданина или должностного лица. Законодательством предусмотрен определенный порядок чего-либо, предписывающий надлежащее поведение. Например, гражданин, достигший возраста 45 лет, обязан в течение месяца обратиться в паспортный стол за переоформлением документа, удостоверяющего личность. Соответственно, на протяжении отведенного на эту процедуру времени, человек выполняет предписание. Если же его поведение отклоняется от нормы, государство налагает штраф за нарушение.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чём в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий возлагаемых на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщённо называются управленческими.

– согласовывает схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации на основе установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, норматива определения количества данных учреждений в субъектах Российской Федерации;

– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, и др.

Вам будет интересно ==>  Проезд в ростове для ветеранов труда

При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.

Если действия находятся в рамках законности, то они будут соответствовать нормам административного характера. Это могут быть действия граждан или других субъектов. Например, когда гражданин подает жалобу, то его действие несет за собой определенное правоотношение. Оно возникает между органом, куда он подает жалобу и непосредственно самим гражданином.

Какой пример админ правовых отношений, которые регулируются нормами права

внутриорганизационные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
внутрисистемные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
надведомственные (внешневластные) административные правоотношения, возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).
2. Характер организационно-правовой связи между участниками. По этому критерию выделяют:

вертикальные административные правоотношения, в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами — административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
горизонтальные административные правоотношения, складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).

Виды административных правоотношений

В целях классификации административных правоотношений следует придерживаться логических критериев, которые ложатся в основу построения кодифицированных законодательных актов. Теория административного права использует такие классификационные критерии правоотношений:

Вам будет интересно ==>  Как Узнать Чей Ребенок Без Днк

Например. Государственные надзорные органы реализуют свои полномочия во время проведения ревизий и проверок, выраженных в активных действиях. Организациям, которые подвергаются подобным проверкам, запрещено чинить препятствия в их проведении, поэтому их форма поведения должна быть пассивной, хотя на практике по требованию ревизоров требуется предоставлять материалы и документы, отражающие юридические факты. В этом усматриваются элементы активного (динамического) правоотношения.

В АП должностные лица выступают представителями власти и теми субъектами, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, организациях, войсках и воинских формированиях.

Нормы дозволения предоставляют альтернативу, то есть возможность выбора поведения. Гражданин или должностное лицо может поступить так или иначе. Например, получение лицензии на осуществление какой-либо деятельности или подача жалобы на действия должностного лица. Такие формы, как регистрация, оформление допуска, сертификация, аккредитация – также примеры дозволения в административном праве.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

4) общественные объединения – добровольное самостоятельное объединение граждан на основе единства интересов с целью осуществления совместной деятельности. Требования: 1) регистрация; 2) устав (учредительные документы); 3) соответствие деятельности. Исключения – территориальные органы общественной самодеятельности и религиозные организации. Религиозные организации – добровольное объединение граждан в целях совместного вероисповедания, распространения веры. Требования: 1) гос регистрация; 2) уставные цели: осуществление религиозных культов, религиозная пропаганда и агитация; распространение веры; религиозное обучение ; 3) контроль и надзор со стороны государства.

Административное право

Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин » Административное право « коротко и простыми словами — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Раскроем понятие «система административного права» и распишем её части. Итак, Система административного права — это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Вам будет интересно ==>  Процентная ставка по ипотеке в сбербанке в 2021 году

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Административное право и административно-правовые отношения

Третью часть отрасли административного права составляют нор­мы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержаться в Кодексе РФ об административных пра­вонарушениях, а также в кодексах об административных правона­рушениях субъектов. Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавлива­ют органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматри­вать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний. Из этого следует, что административное право одно из са­мых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.

Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредствен­ной, повседневной деятельности по осуществлению управления со­циально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосу­дарственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов зако­нодательной (представительной) и судебной власти, а также орга­нов прокуратуры. Например, в процессе руководства их рабочим аппаратом, его деятельности и т. д.

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни обществен­ных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Понятие административного права и отношения, регулируемые АП

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

— споры, которые могут возникнуть между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

Административно-правовая норма (АПН) – это общее правило поведения, устанавливаемое государством для регулирования общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (госуправления); это общее логическое правило, адресованное физическим и юридическим лицам.

Ссылка на основную публикацию