Анализ Эпизода Признание Раскольникова В Преступлении Соне

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Анализ Эпизода Признание Раскольникова В Преступлении Соне

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. […].

Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) (2)В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга – гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве – ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. Раскольников много размышлял над задуманным, […].

Вам будет интересно ==>  Инвалидность 3 Группы Льготы В Беларуси

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Вам будет интересно ==>  Программа земский доктор в свердловской области 2021 году

Признание Раскольникова Соне

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Родион словно находился в бреду, и Соня одновременно и понимала и не понимала его. Он говорил, что не для того убил, чтобы помочь семье, и не для того, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества, а убил «просто, для себя убил, и это черт водил его рукой».

И всё же по просьбе Мармеладовой, он с грустью и болью во взгляде попытался поведать ей о своих истинных причинах и взглядах. Сначала он преподнес историю, лежащую для всех на поверхности, о нехватке средств для проживания и желании оправдать надежды семьи. Но, когда Сонино сердце почувствовало ложь, ему пришлось рассказать истину. Находясь в лихорадочном состоянии, мрачном восторге от собственных идей, Родион поведал о его желании выйти из ненавистной ему комнаты-конуры и осмелиться взять власть над окружающими, поменять направление течения его жизни, узнать сможет ли он стать наравне с «властьимущими», совершив убийство «бесполезной, гадкой, зловредной вши». Внутренние сомнения, призывы совести перед преступлением, он расценил не в качестве сигналов о наличии у него души, а как собственную слабость, признание того, что он и сам «точно такая же вошь, как и все», за что ненавидел себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!».

Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Вам будет интересно ==>  Пособия при рождении третьего ребенка в 2021 в красноярске

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. «. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

Ссылка на основную публикацию