Астафьев Кража Анализ Произведения

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В

-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)

-Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросанно по стране?! На память приходят строки стихотворения Муссы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения.)

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Черновиком для «Кражи» Астафьева послужил рассказ «Жил на свете Толька». Автор писал, что работает над произведением уже долгое время, и повествует оно о том, как у маленьких человечков украли детство и заставили кричать за это: «Спасибо любимому…» В 1965 году в письмах к друзьям он сообщал, что всю зиму и лето работал над произведением, «трижды прошелся по повести» и отдал в издательство «Молодая гвардия», где ее одобрили и рецензировали: «Нужная книжка. Молодые нуждаются в идеалах и должны знать о нашем трудном детстве». Впервые опубликована повесть «Кража» была в журнале «Сибирские огни» в 1966 году.

Соколову удалось уцелеть. Человек с цельным характером, выдержанный и умный, понял, что дальнейшая его жизнь будет зависеть от места обитания. Так и оказался в Игарке, где прошло детство писателя, который говорил, что Соколов — первый по-настоящему культурный и образованный человек, встретившийся ему на пути; он навсегда остался для него примером.

Урок внеклассного чтения на тему; Уроки нравственности на страницах повести В

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести «Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», книга «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», роман «Печальный детектив» и многие-многие другие.

Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения, — ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбой. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.

Наставник Астафьева Василий Иванович Соколов сыграл в его жизни большую роль, он стал прототипом педагога Репнина. В реальности был переведен на север, на остров Полярный, где и оставался до конца жизни. Уроженец Петербурга, он в годы Гражданской войны оказался на стороне белых, служил у Колчака и сопровождал эшелон с золотом Российской империи.

Черновиком для «Кражи» Астафьева послужил рассказ «Жил на свете Толька». Автор писал, что работает над произведением уже долгое время, и повествует оно о том, как у маленьких человечков украли детство и заставили кричать за это: «Спасибо любимому…» В 1965 году в письмах к друзьям он сообщал, что всю зиму и лето работал над произведением, «трижды прошелся по повести» и отдал в издательство «Молодая гвардия», где ее одобрили и рецензировали: «Нужная книжка. Молодые нуждаются в идеалах и должны знать о нашем трудном детстве». Впервые опубликована повесть «Кража» была в журнале «Сибирские огни» в 1966 году.

Отзыв: Книга Кража — Астафьев Виктор Петрович — Книга о детской беспомощности и жестокости

Многие произведения В. Астафьева, особенно поздние, отличаются тем, что в них показана «правда жизни», и оставляют после прочтение тяжелое впечатление. Из прочитанных астафьевских книг эта показалось мне одной из самых тяжелых (хотя, повесть «Людочка» в этом смысле может потягаться с «Кражей», а, прочитав аннотацию на роман «Прокляты и убиты», поняла, что не скоро решусь с ней ознакомиться). Наверное, причина в том, что герои этого произведения — дети. И вроде все заканчивается хэппи-эндом, все равно как тоскливо после прочтения.

3. Главные для творчества В. П. Астафьева темы природы и войны непременно находят отражение в используемых писателем компаративах, которые либо усиливают звучание лейтмотива произведения, либо акцентируют основные черты характеризуемых фрагментов действительности.

Их замкнутость, настороженность и даже озлобленность, вызванные жестокостью или безразличием взрослых, писатель принимает как реальную данность определенных социальных условий. Закрытый мир детского дома отражается в их душах, что подчеркивается использованием в роли объекта сравнения в основном артефактных субстантивов.

Черно-белое кино

Без чуда здесь никак. Чудом ухитряется бежать из советской преисподней, где стрелка «Вход», а «Выход»нет… Путь закрыт обратный, герой крамольной поэмы Твардовского «Теркин на том свете». Спасительный товарняк возникает «внезапно» и «вдруг» и выносит солдата прочь, наверх, к новому рождению.

Так вот, точно таким же немыслимым чудом вспыхивает время от времени цвет и внутри черно-белой киноленты краесветского житья. И точно так же и здесь этот цвет – красный. Более того, как и у Эйзенштейна, он движется, дышит; он –живой. Это ведь очень важно и в «Броненосце»: не красный предмет вообще – именно дышащий и движущийся флаг, которому лишь добавляет живой прелести несовершенство ручной раскраски. Словом, в «Краже» этим знаком присутствия чуда становится огонек, печной ли, костра ли; тот, что согревает, а не жжет. И заводится он у Астафьева в точности там и у тех, кому дана та самая нерассуждающая жалость, напоминая героям, что – как и в «Броненосце…» – другое измерение добра и любви все-таки есть, и вспомнить о его присутствии – в их воле.

Вам будет интересно ==>  Образец заполнения 3-ндфл за 2021 год при продаже автомобиля

Тема урока внеклассного чтения уроки нравственности на страницакх повести в

Задача:
1) образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;
2) развивающие:
Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

3.Просмотр видеозаписи встречи Н.С. Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка
-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)
— Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.
4. Работа по теме урока. Беседа по повести
Повесть «Кража» появилась впервые на страницах журнала « Сибирские огни»(№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года(1961-1965).
Далекий порт Игарка далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все подручные средства.
Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения,- ведь только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбою. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать долго- долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.
Ребята заворожено смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий, становиться вдруг твоим собственным. И ты уже там.
А поутру следы, протопанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный.
Это об Астафьеве. Но как похожи яти беспризорные мальчишки на тех, о ком рассказывает В.П.Астафьев в повести «Кража»!
-Кто герои повести? (Воспитанники и воспитатели краесветского детского дома.)
-Как называется город, в котором происходит действие повести? (Краесветск.)
-О чем говорит такое название? (Находится на Крайнем Севере.)
-Кто жители города? ( Половина города- ссыльные заключенные и раскулаченные переселенцы, другая половина — жители вольные, приехавшие по своему желанию обживать Север, « оттаивать мерзлоту своим дыханием».)
-С какого события начинается повесть? (Смерть Гошки Воробьева.)
-Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение отрывка.)
-А дальше В.П. Астафьев пишет: «детдом, где умер мальчик, где ходят злые и заплаканные маленькие люди».
-Кто же они такие, эти маленькие люди, какой злой рок привел их сюда, в стены Краесветского детского дома? (Рассказы о судьбах детей: Гошка Воробьев, Паралитик, Попик, Малышок, Борька Клин- Голова, Толя Мазов.)
-Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросанно по стране?! На память приходят строки стихотворения Муссы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения.)
-30-е годы ХХ столетия, годы трудные и страшные. Это время сталинских репрессий,
массового раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется еще одна причина сиротства.
— Знакомы ли вам слова репрессии, раскулачивание? ( Слова записаны на доске.) Прочитаем лексическое значение слов в словаре С. Ожегова.
Раскулачивание- лишение средств производства, права пользоваться землей и политических прав.
Репрессия — карательная мера, исходящая от государственных органов.
«Перепутало, разбросало людей по свету бурное время», — пишет Астафьев.
Мир раскололся. «Если мир расколется — трещина, прежде всего, пройдет по судьбам детей»,- считает писатель. ( Это эпиграф к уроку.)
Как никто другой понимает это директор детского дома Валериан Иванович Репнин.
-Как вы думаете, почему именно он? (Рассказ о судьбе Репнина.)
-Повесть называется «Кража». Почему?
-Когда и где произошла кража?
-Почему в доме появились Аркашка и Наташка? Что изменилось с их появлением?
-Почему Толя Мазов чувствует угрызения совести?
-Какое он принял решение, чтобы помочь малышам?
-Опасное ли дело он затеял и почему?
-Как ребята добывали деньги?
-Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода.)
-Что изменила кража в жизни многих детдомовцев?
-Толя Мазов не дружил с Гошкой Воробьевым. Но в финале повести ноги сами приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете, почему?
-Какие же уроки нравственности получили воспитанники детского дома? Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву?
Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И, глядя на Мазова, Валериан Иванович говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»
-Как заканчивается повесть В.П.Астафьева? (Северным сиянием.)
-Почему? (Очищение, надежда на лучшее)
Звучит отрывок с описанием северного сияния, который ученица читает наизусть под звуки « Лунной сонаты» Л. Бетховен.
Заканчивается урок, и я хотела бы ваш еще раз напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные им на Гошкиной могиле: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот. »
5.Итоги урока.
— Какие выводы вы сделали, прочитав повесть В.П. Астафьева? Чему она вас научила? О чем заставила задуматься?
6.Домашнее задание
Сочинение-миниатюра на тему: «Мои мысли и чувства после прочтения повести В.П. Астафьева «Кража».

Вам будет интересно ==>  Правила образования земельных участков в 2021 году

Астафьев Кража Анализ Произведения

Цель урока: — Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева.Выявить истоки его отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую. 2. Побудить учащихся к размышлению над своей собственной судьбой, к поискам путей нравственного самоусовершенствования. 3. Воспитывать гражданскую и социальную активную личность.

(Место действия – Краесветск, детский дом. По разным причинам оказались в нем дети. Ребята совершают преступление: они крадут деньги из кассы бани. Кассирша находится под следствием, а двое ее детей отправляются в детдом. Затем усилиями Толи Мазова и других ребят деньги были возвращены. Мать детей на свободе.)

могилу Гошки Воробьева, заметил и прочитал душевную эпитафию неизвестных плотников над прахом их товарища, подумал об обычном в таких случаях: «Люди каждый день рождались и умирали…так было веки вечные, так будет, и ничего тут не поделаешь» – и лишь после этого вспомнил о себе: «Правда Гошку все равно жалко, и никак не проходит чувство вины перед ним, но и плотники эти, видать, тоже горестно винились перед товарищем своим, Гаврилой, винились в том, что они вот живут, а он взял и помер. И это, наверное, было тоже веки вечные: кто-то кого-то жалел и помнил, и живые всегда горевали о мертвых, и, может, из жалости и памяти вырастала и получалась любовь к живым, желание помочь им – продлить их дни на этом свете, ведь на том уже никому ничего не надо…И торопиться там некуда».

жизнь. Героев книги Астафьева связывает не жизнь под одной крышей, не общее дело, не личные симпатии, а общая боль. Гошку не любили при жизни за гадкий характер, дурной запах болезни, за привилегии и особое отношение взрослых к больному ребенку. Но смерть его сразу напомнила всем об общей беде. Гошку убило сиротство, многих покалечило физически, почти всех — нравственно. Мир жесток к беззащитным детям, они это уже хорошо усвоили, и потому их бунт против того, чтобы распоряжались взрослые гошкиными похоронами – это рефлекторная защитная реакция: «Не дадим в обиду мертвого друга, будем биться до последнего!»

Кража; краткое содержание повести Астафьева (сюжет произведения)

Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь, что много эмоций было вложено в это произведение, множества смысла, а каждая деталь была буквально проработана.

Они не хотят возвращаться в стены детского дома, поэтому укрываться в библиотеке, где намерены провести ночь, они просто хотят забыть то, что произошло. Но на следующий день их находит участковый, который отправляет их назад в закрытые стены. И вот стены детского дома снова пропитаны ненавистью и одиночеством, дети стараются покинуть их, но теперь они не смогут этого сделать.

Страсти по «Краже»

Должна ещё раз подтвердить, что Виктор Петрович всегда проявлял трогательную заботу о братьях. Как видим из цитируемого выше письма жене переписывался с «ребятами», посылал им деньги, вещи, помогал, чем мог. Будучи «выброшенным из семьи» не таил зла на отца, должным образом не растившего его и не воспитывающего и последующих пятерых детей: Николая, Владимира, Анатолия, Галину и Нину. Оставил, в конце концов, и жену Таисью. Виктору Петровичу пришлось хоронить большинство родственников. Обо всём этом в своё время. Здесь же замечу, что Астафьев оставался очень тонким, лиричным. В том же письме супруге он сообщает, что на полученную им стипендию он «купил, что бы ты думала? – купил подснежников, фиолетовых, у которых в чашечки будто угольки положены! Сейчас стоят в вазочке на столе». (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр. 43).

1 апреля. Об этих же «московских событиях» в письме А.М.Борщаговскому спустя всего лишь два дня после отправки предыдущего письма. И не потому, что забыл, что уже писал, а, видимо, кровоточащей раной для писателя была история её продвижения к читателю: «С повестью-то всё у меня осложнилось. Её не берут в журналы. И не потому, что она очень худа. Говорят: «здорово», «талантливо» и начинают толковать о том, что в ней не написано. А Никонов из «Молодой гвардии» так прямо и честно сказал – «нет». «Не пропустят тут многое, а ведь ты не захочешь её кастрировать?» Нет, конечно! Пусть уж лучше в столе лежит… я отнёс повесть в «Новый мир! Там мужики прямые и с хорошим вкусом, и они мне скажут то ли, сё ли. А то вот в «Знамени» три с половиной месяца продержали, и ни ответа, ни привета. Всё заказывают, чтобы я зашёл к ним, чтоб не давать мне письменного ответа. Ловкачи! Обучил их Кожевников «политике».

Краткое содержание Астафьев Кража для читательского дневника

Хочется поговорить о повести, название которой «Кража» автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом. Ну и ведь действительно столько эмоций вложено в неё, столько жизненной реальности.

Вам будет интересно ==>  Счета Оплаченные

Действие проходит в детском доме, по совершенно разным причинам дети находились там, у кого то родители погибли, ну а кого то просто бросили. Детский дом для детей — это некая каторга, им надоедает находиться там. Ребята решаются совершить преступление, они решили украсть деньги из кассы, из-за этого кассирша находится под следствием, ну а Ее дети отправляются в детский дом. Кассирша в ужасе прибывает в этом состоянии, и скорее всего для неё это нелепый сон, в котором она просто застряла, и вот вот она проснётся и все будет прежде. Она и Ее любимые дети рядышком.Случайным образом деньги были возвращены, кассирша в шоковом состоянии на свободе, ну а дети вернулись к своей маме. Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса.

Проза ьева

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. исуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению». Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.

Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

И время: крик души

жизнь. Героев книги Астафьева связывает не жизнь под одной крышей, не общее дело, не личные симпатии, а общая боль. Гошку не любили при жизни за гадкий характер, дурной запах болезни, за привилегии и особое отношение взрослых к больному ребенку. Но смерть его сразу напомнила всем об общей беде. Гошку убило сиротство, многих покалечило физически, почти всех — нравственно. Мир жесток к беззащитным детям, они это уже хорошо усвоили, и потому их бунт против того, чтобы распоряжались взрослые гошкиными похоронами – это рефлекторная защитная реакция: «Не дадим в обиду мертвого друга, будем биться до последнего!»

вот, — думает Толя. — Зачем же так получилось? Из-за денег. Из-за восьмисот рублей. Трое людей, три человека живьем страдают А сколько осталось денег? Водку пили. Конфеты ели, шоколадные. Папиросы курили, «Казбек». И за все эти штуки кто-то расплачивается: трудом, тюрьмой, слезами. Да-а, а казалось все просто: взяли денежки и веселись себе, гужуйся.»

Ссылка на основную публикацию