Авторское Право На Радио

Музыка на свое радио с авторскими правами

Здравствуйте, хочу открыть свое интернет радио, подскажите как мне соблюдать правила авторского права, если я хочу добавлять музыку на свое радио на которых весит авторское право. Как мне с такими музыкантами заключить договор на использование композиции на моем радио, что для этого надо (какие документы)?

С РАО может быть можно только в том случае, если правообладатели предоставили РАО такие полномочия (но в любом случае это будут только авторские права). Аккредитация РАО не распространяется на доведение до всеобщего сведения (именно это полномочие затрагивается при размещении в Интернете файлов или потокового контента, как в случае с онлайн радио). Однако в самом РАО есть позиция, что потоковые радиостанции в Интернете осуществляют не доведение до всеобщего сведения, а сообщение в эфир или по кабелю и что они тогда вправе выдавать разрешения на такие онлайн радиостанции. По крайней мере, такая позиция у них была. Позвоните им, уточните. А дальше уже сами оценивайте риски — «поверите» в позицию РАО, если они до сих пор ее придерживаются, или будете действовать через правообладателей.

  • Для российского рынка: есть два «официальных», связанных между собой агентства, представляющие интересы множества обладателей авторских прав всех категорий – Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Авторские отчисления за использование музыкальных произведений можно переводить через них – это наименее хлопотный путь. Необходимо тщательное ежеквартальное заполнение специальных таблиц, в которые вносится более-менее подробная информация о том, какие именно произведения вы используете. РАО и ВОИС, получив эти таблицы, переводят вознаграждение правообладателям. Выгоднее иметь долговременное соглашение с РАО и ВОИС – это дешевле. Шаблон договора с РАО.

Более простой и незатратный вариант — использовать короткие музыкальные отрывки произведений, но и тут есть свои нюансы. Существует мнение, что можно бесплатно использовать короткие фрагменты треков в музыкальных подкастах для ознакомления. Это и правда, и нет.

Вещание большинства радиостанций немыслимо без песен, инструментальной музыки и других произведений авторов. Именно музыкальные и иные произведения авторов, наравне с ведущими радиоэфира, формируют имидж радиостанции и поднимают ее рейтинг. Величина
аудитории радиостанции далеко не в последнюю очередь зависит от той музыки, которая звучит в ее эфире. Следует отметить, что музыкальные произведения используются и в эфире информационных радиостанций. Это и музыкальное сопровождение различных
программ, а также музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).

По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
доб. 12045 и 12027 или электронной почте [email protected]

То есть, для того чтобы пустить в ротацию, к примеру, треки, нужно всего лишь указать имя создателя и название. Ну и разумеется, не забыть о распространении только в ознакомительных целях.
Но ведь создатель может резко вспомнить об охране интеллектуальной собственности, в соответствии с «Правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Что тогда?
Все гениально — просто. Стоит только удалить треки из ротации, и проблема решена. Вы не используете собственность, а значит и награждать Вам создателя не за что.
Именно с этой проблемой я уже сталкивалась и такое решение последующих проблем не вызывает.

Вам будет интересно ==>  Нужно Ли Соглашение Прокурора На Возбуждение Уголовного Дела Публичного Обвинения?

В данной ситуации возникает резонный вопрос: а верно ли считать все онлайн-проекты такого плана средствами СМИ? Изучая Закон, в котором нигде не упоминается о распространении информации через радио-потоки интернета, создается впечатление, что лицензия и правда не нужна. И вроде бы все славно и хорошо, но попасть на этом деле можно очень серьезно. А между тем есть еще один подводный камень — Авторское право.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Поскольку ранее нарушений исключительного права со стороны М. не было, суд снизил размер подлежащей уплате компенсации до минимальной суммы – 10 тыс. руб. за каждый случай неправомерного использования той или иной песни (абз. 2 ст. 1301 ГК РФ). Таким образом, в связи с тем, что были нарушены права на 10 музыкальных произведений, общая сумма, подлежащая взысканию, составила 100 тыс. руб.

Авторский Совет РАО посчитал, что за нарушение исключительного права на произведение, имеющего более двух авторов, размер компенсации для каждого правообладателя составляет 15 тыс. руб. Учитывая это, РАО обратилось в суд с иском к Е. о взыскании компенсации за нарушение авторских прав в размере 45 тыс. руб.

Следует помнить, что РАО и ВОИС вправе собирать вознаграждение в пользу неограниченного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных (в отношении охраняемых в России произведений) на основании аккредитации и п. 1 ст. 1326 ГК РФ. Поэтому отсутствие произведения в их реестрах не исключает возможность предъявления требования о выплате вознаграждения.

Использовать произведения, транслируемые в радиоэфире, можно различными способами. Так, прослушивание радио в личных целях дома или в автомобиле с точки зрения закона не создает обязательств перед создателями музыкальных произведений. Однако если в заведении играет радио для посетителей, то, по смыслу действующего законодательства и его судебного толкования, владелец такого заведения (далее — пользователь) выступает лицом, организующим публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, что недопустимо без выплаты вознаграждения правообладателям (см., например, п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2015, Определение ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-6122/13 по делу № А65-8562/2012).

Диктор нанимается производителем для выполнения конкретной задачи по записи текста для аудиоролика и взаимоотношения диктора и студии производства улажены еще до начала работы. Соглашаясь на запись коммерческого аудиоролика, диктор передает студии право на дальнейшее использование записи в рекламных целях. Поэтому требовать с диктора отдельного соглашения, что он не предъявит в дальнейшем претензии на свое авторство излишне. Достаточно того, что в договоре, соблюдение этих прав гарантируется. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда заказчик нанимает известный , всеми узнаваемый голос для записи аудиорекламы. Тогда такое соглашение с диктором может быть заключено на случай, если впоследствии звезда передумает, и весь проект окажется под угрозой.

Вам будет интересно ==>  Алкоголь Круглосуточно

В своей работе мы гарантируем оригинальность наших текстов аудиороликов и предупреждаем заказчика об возможной ответственности, если он изначально строит кампанию на заимствованиях. Если сценарий аудиоролика присылает заказчик , то его ответственность за возможные правовые претензии лежит на нем.

Интернет-радио и авторское право

Вопрос касательно правового статуса интернет-радио уже длительное время обсуждается. Например, вот здесь (не реклама) сообщалось о том, что радио 101.ru собирается делать платежи в пользу Российского Авторского Общества, а здесь (не реклама) говорилось о том, что есть планы взимать плату со всех онлайн радио.

Другой вопрос — что до мелких радио никому нет дела, да и технически едва ли реально все это контролировать. Правда, если Вы собираетесь делать более-менее крупный ресурс и раскручивать его — стоит задуматься. «Киркоровым и Биланам» до него не будет дела, но они ведь не сами занимаются защитой своих прав — для этого существуют РАО и прочие конторы, хлеб которых как раз и состоит в поиске нарушений авторских прав и взимании денег.

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Фонограмма — объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей — то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат. Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:

Включаю музыку в; баре

Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не «Радиоспаркс», поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Вам будет интересно ==>  Как Проверить Баланс Социальной Карты Учащегося

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

В этом случае вполне логичным становится следующее положение ГК РФ (п. 5 ст. 1330): организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Соблюдение прав авторов произведений, прав исполнителей осуществляется в соответствии с главой «Авторское право» ГК РФ, путем подписания лицензионного соглашения непосредственно с авторами и исполнителями либо путем уплаты вознаграждения в РАО или ВОИС. При этом права, которые получают на основании таких договоров (с авторами или РАО/ВОИС) организации эфирного вещания, определены вполне конкретно – это право на использование музыкальных произведений путем сообщение в эфир.
Передача этого права другим лицам не предполагается.

Закон о средствах массовой информации был принят в РФ еще в 1991 году. В соответствии с положениями этого закона, СМИ – это периодическая радиопрограмма. Радиопрограмма – совокупность аудио- сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет не реже одного раза в год. (ст. 2 ФЗ о СМИ). СМИ (радиопрограмма) регистрируется и имеет своего учредителя. Регистрация СМИ удостоверяет право учредителя на использование СМИ, распространение его продукции.

Как оформить авторские права на музыку

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация авторских прав возможна (по желанию автора) только для двух объектов авторского права — программ ЭВМ и баз данных. Поэтому вопрос «как зарегистрировать авторские права на песню» в такой постановке просто не имеет смысла, потому что ответ один — «никак». По закону автор песни получает на нее права в момент возникновения этой песни.

  • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
  • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).
Ссылка на основную публикацию