Мошкина Н А Роль Органов Местного Самоуправления В Защите Прав И Свобод Человека

Содержание

Закрепляя положения о защите прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ в ст. ст. 130 — 133 [1] не устанавливает обязанности местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, однако устанавливает, что они определяют деятельность местного самоуправления. На международном уровне защита прав человека также не отнесена к сфере компетенции органов местного самоуправления [2].
Вместе с тем нельзя полностью исключать органы местного самоуправления из числа субъектов, обеспечивающих защиту прав и свобод, поскольку среди основных направлений деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения особое место отводится функции защиты прав и интересов населения муниципального образования, с реализацией которой связывают все иные функции местного самоуправления. Так, Н.С. Бондарь справедливо отмечает: «местное самоуправление и его органы представляют особый негосударственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» [3, с. 52].
Защита прав и свобод человека связана с деятельностью органов местного самоуправления, осуществляемой в случае нарушения субъективных прав, т.е. предполагает меры по восстановлению нарушенного права. В этой связи Д.М. Чечот определяет защиту как «принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления субъективного права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права» [4].
Применительно к деятельности муниципальных органов власти целесообразно рассматривать защиту с позиции Н.В. Витрука: «. деятельность, направленная на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом» [5, с. 203].
Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. Будучи особой формой осуществления публичной власти народа, которая определяет субъективные права граждан на участие в управлении публичными делами, связанными с удовлетворением основных жизненных потребностей и формированием комфортной биосоциальной среды по месту жительства, местное самоуправление позволяет решить целый комплекс государственно значимых задач [6, с. 144]. Очевидно, что права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне, там, где он живет, осуществляет трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их защита во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
Местный уровень власти предполагает максимальную приближенность органов муниципального управления к населению, что определяет безусловный приоритет для граждан при выборе той структуры, куда они обратятся за помощью в случае нарушения их прав.
Обязанность органов местного самоуправления защищать прав и свободы человека и гражданина закрепляется, как правило, в муниципально-правовых актах. Так, например, п. 2 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649, органы местного самоуправления обязаны принимать предусмотренные действующим законодательством меры по защите прав населения.
Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в реальной защите прав граждан, которая обеспечивается деятельностью органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, перечень которых содержится в ст. ст. 14 — 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 131) [7]. Однако в указанных нормах вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина не отнесены законодателем к вопросам местного значения. Вместе с тем вопросы непосредственного жизнеобеспечения в основном связаны с оказанием или организацией оказания социальных услуг конкретному гражданину или группе граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании, а следовательно, направлены на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
В Постановлении от 2 апреля 2002 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» [8] Конституционный Суд РФ констатировал, что субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти — непосредственно и через органы местного самоуправления — выступает население муниципального образования. Оно вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного самоуправления, в том числе путем воздействия в различных не противоречащих закону формах на выборных должностных лиц местного самоуправления. Контроль населения за их деятельностью, устанавливаемый в качестве предпосылки соответствующего воздействия, представляет собой, по существу, одно из средств самоорганизации населения.
Местное самоуправление, в отличие от государственной власти, призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что осуществляется с помощью эффективно функционирующих демократических институтов, выражающих интересы и волю населения муниципального образования. Это предполагает развитие демократии на местном уровне, поддержку инициатив и самодеятельности граждан, развитие различных форм самоуправления, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
Основными институтами местного самоуправления являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Непосредственное решение населением вопросов местного значения осуществляется посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, а также посредством иных форм прямого волеизъявления: голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, схода граждан, правотворческой инициативы, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, собрания, конференции граждан, опроса граждан, обращения в органы местного самоуправления и др.
Относительно распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ст. 27 ФЗ N 131), основополагающим началом которого выступает принцип гарантии и защиты прав и законных интересов населения. Реализация данного принципа осуществляется через представление и защиту интересов жителей своей территории в органах местного самоуправления и в органах государственной власти, обращения в конституционные (уставные) суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, антимонопольные органы, прокуратуру и иные органы власти. В соответствии с Положением Саратовской городской Думы от 28 июля 2006 г. «О территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове» к полномочиям органов ТОС относится также осуществление мер по социальной поддержке и защите граждан, нуждающихся в общественной поддержке, дополнительно к той, которая предоставляется муниципальными и государственными учреждениями социального обслуживания в пределах имеющихся финансовых средств.
Из всех предусмотренных законом форм участия граждан в решении вопросов местного значения именно у ТОС есть все шансы стать не только инструментом повышения конструктивной активности населения или площадкой для реализации гражданских инициатив, но и эффективным и оперативным механизмом защиты прав граждан.
В целом ответственность за обеспечение и защиту конституционных прав и свобод возложена на государство, а соответствующие функции по обеспечению и защите прав человека — на органы местного самоуправления, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств должны плодотворно содействовать государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности по обеспечению и защите прав человека.
Так, основными формами правообеспечительной деятельности органов местного самоуправления являются издание ненормативных и индивидуальных правовых актов; осуществление общественно-организационных действий или деятельности организационно-инструктивного характера; выполнение материально-технических действий и т.д. При этом органы местного самоуправления заключают гражданско-правовые договоры, представляют обязательные отчеты, применяют средства непосредственного принуждения, участвуют в качестве истцов или ответчиков в судах, применяют многочисленные и разнообразные общеобязательные правила, устанавливаемые центральными и местными органами власти, применяют различные экономические санкции, меры административного принуждения к нарушителям юридических запретов отраслевого, ведомственного характера, способствуя тем самым защите прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав человека органами местного самоуправления предоставляется посредством создания необходимых условий для реализации конституционных прав и свобод граждан на местном уровне. В Конституции РФ указан ряд прав и свобод человека и гражданина, к обеспечению которых в соответствии с конституционными нормами имеют непосредственное отношение органы местного самоуправления, т.е. которые могут быть реализованы гражданами на местном уровне. Следовательно, защита таких прав входит в решение вопросов местного значения.
Обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления предполагает:
а) создание условий для реализации конституционных прав граждан, прежде всего прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления; участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;
б) законодательное определение порядка учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований;
в) создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в том числе: формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения; формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением; организацию системы разъяснения населению конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
В целях реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина должностные лица органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в национальные и международные общественные организации и средства массовой информации.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан являются формой несудебной защиты прав человека при обращении граждан в орган местного самоуправления с заявлением, жалобой, предложением или ходатайством.
Обращения граждан, являющиеся необходимым элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами местного самоуправления, требуют повышенной ответственности должностных лиц и результативности работы органов местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Следует согласиться с Е.С. Шугриной, что «возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих» [9, с. 847].
Право граждан избирать и быть избранными в орган местного самоуправления способствует участию населения в управлении делами муниципальных образований, а, следовательно, посредством такого участия граждане получают возможность защищать свои права и права других лиц. Все граждане, достигшие возраста 18 лет, вправе избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления. Главой исполнительно-распорядительной власти муниципального образования может быть избран гражданин, которому исполнился на день выборов 21 год.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления по реализации и защите социально-экономических и культурных прав и свобод граждан на местном уровне относятся:
а) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Органы местного самоуправления не создают специальные исполнительные органы в сфере охраны здоровья и реализуют свои полномочия через муниципальные учреждения;
б) обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
В целях защиты прав граждан в жилищной сфере существенно усилена роль органов местного самоуправления в осуществлении контрольных функций за деятельностью управляющих организаций. Муниципальные органы вправе инициировать проведение проверки деятельности управляющих организаций в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также выступать с инициативой внеочередного проведения общего собрания собственников помещении с повесткой о расторжении договора управления;
в) предоставление образования в муниципальном образовательном учреждении. В связи с тем что муниципальные органы сельских поселений не обладают полномочиями в сфере образования, следовательно, защита прав населения соответствующего муниципального образования в установленной сфере следует признать неэффективной.
Защита прав граждан реализуется недопустимостью применения нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы в установленном законодательством порядке, что предполагает открытость местного правотворчества и обязательность доведения до сведения граждан всех правовых актов.
Развитие законодательства органами местного самоуправления с целью совершенствования защиты прав и свобод человека признано стратегическим национальным приоритетом для противодействия угрозам качеству жизни граждан.
Свободное получение информации о деятельности органов местного самоуправления — важная составляющая процесса защиты прав граждан на муниципальном уровне.
Информационная политика органов местного самоуправления базируется на следующих принципах:
— приоритетности прав человека и гражданина — признание, соблюдение, защита прав человека и гражданина в информационной сфере;
— законности — обеспечение законных прав на информацию всех субъектов информационного воздействия и их равной ответственности перед законом;
— открытости и доступности — организационно-правовой режим деятельности органов местного самоуправления обеспечивает гражданам возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведении) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности;
— равенства интересов — в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их социального статуса, формы собственности, конфессиональной принадлежности, пола, возраста и т.п.;
— социальной ориентации — основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех контактных групп;
— комплексности — деятельность по реализации информационной политики представляет собой использование всей совокупности личных средств и форм работы, позволяющих информировать население муниципального образования о различных сферах общественной жизни.
В муниципальных образованиях постоянно проводятся сходы, собрания граждан, на которых присутствуют руководители и специалисты органов местного самоуправления, получая оперативную информацию о проблемах граждан, о нарушениях их прав и свобод и т.д. Такие мероприятия позволяют жителям населенных пунктов, удаленных от райцентра, реализовывать как свое право на получение информации, так и решать наболевшие вопросы непосредственно на месте.
Органы местного самоуправления для защиты прав человека на территории муниципального образования имеют право:
— рассматривать жалобы граждан, а также консультировать их по вопросам защиты их прав;
— обращаться в суды в защиту прав населения муниципального образования.
Органы местного самоуправления вправе участвовать в гражданском процессе в качестве лица, выступающего в защиту прав и интересов граждан муниципальных образований. Формы такого участия закреплены в процессуальном законодательстве и представляют собой подачу иска (заявления), вступление в уже начатый процесс для дачи заключения по гражданскому делу. Органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» не содержит конкретного перечня случаев, когда органы местного самоуправления могут участвовать в гражданском процессе для защиты прав и интересов граждан, что может свидетельствовать о том, что законодатель целенаправленно ограничивает роль органов местного самоуправления в защите прав человека. Законодательно закреплено лишь участие органов местного самоуправления в защиту прав недееспособных лиц (например, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [10]).
Формой обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является муниципальный контроль (ст. 17.1 ФЗ N 131). Органы местного самоуправления, уполномоченные на выполнение муниципального контроля, их организационная структура, полномочия, функции, порядок их деятельности, перечень должностных лиц и их полномочий определяются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Муниципальный контроль способствует соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, призван обеспечивать эффективное функционирование государственных и муниципальных органов. Для осуществления контрольной деятельности предусмотрено создание контрольных органов муниципальных образований.
Защита прав граждан при осуществлении муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Органы местного самоуправления, кроме собственно организации контроля, обязаны:
— разрабатывать административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;
— проводить мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в том числе в защите прав населения муниципального образования.
Подводя итог рассмотрению роли органов местного самоуправления в защите прав граждан, следует отметить, что подобная деятельность муниципалитетов имеет социально-значимый характер. Следовательно, органы местного самоуправления не должны отказываться от защиты прав и интересов граждан муниципальных образований, используя уже накопленный опыт в данной сфере, и должны быть включены в систему органов защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ.

Вам будет интересно ==>  В Каком Случае Приставы Приходят Домой

1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dek. 2008 g. N 6-FKZ, ot 30 dek. 2008 g. N 7-FKZ, ot 5 fevr. 2014 g. N 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. N 11-FKZ) // SZ RF. 2014. N 30 (ch. 1). St. 4202.
2. Evropeiskaya khartiya mestnogo samoupravleniya (soversheno v Strasburge 15.10.1985) // SZ RF. 1998. N 36. St. 4466.
3. Bondar’ N.S. Grazhdanin i publichnaya vlast’: konstitutsionnoe obespechenie prav i svobod grazhdan v mestnom samoupravlenii. M., 2004. 325 s.
4. Chechot D.M. Sub»ektivnoe pravo i formy ego zashchity. L., 1968. 72 s.
5. Vitruk N.V. Konstitutsionnyi status lichnosti v SSSR. M., 1980. 256 s.
6. Budaev A.M. Zashchita narodovlastiya na mestnom urovne: voprosy teorii i sudebnoi praktiki // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk. 2012. N 5. S. 138 — 163.
7. Federal’nyi zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» (v red. ot 03.07.2016) // SZ RF. 2003. N 40. St. 3822.
8. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 2 aprelya 2002 g. N 7-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel’nykh polozhenii Zakona Krasnoyarskogo kraya «O poryadke otzyva deputata predstavitel’nogo organa mestnogo samoupravleniya» i Zakona Koryakskogo avtonomnogo okruga «O poryadke otzyva deputata predstavitel’nogo organa mestnogo samoupravleniya, vybornogo dolzhnostnogo litsa mestnogo samoupravleniya v Koryakskom avtonomnom okruge» v svyazi s zhalobami zayavitelei A.G. Zlobina i Yu.A. Khnaeva» // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. 2002. N 3.
9. Shugrina E.S. Ponyatie i formy zashchity prava na osushchestvlenie mestnogo samoupravleniya // Lex Russica. 2008. T. LXVII. N 4. S. 839 — 865
10. Federal’nyi zakon ot 24 aprelya 2008 g. N 48-FZ «Ob opeke i popechitel’stve» (v red. ot 28.11.2015) // SZ RF. 2008. N 17. St. 1755.
11. Mishunina A.A., Gerb R.V. O praktike organov mestnogo samoupravleniya po normativno-pravovomu regulirovaniyu voprosov sotsial’no-kul’turnoi i ekonomicheskoi adaptatsii inostrannykh grazhdan // Pravo i politika. 2014. N 3. S. 368 — 378. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.3.11163.
12. Shestak O.I. Strategicheskoe planirovanie v Rossiiskoi Federatsii v kontekste polnomochii organov mestnogo samoupravleniya // Politika i Obshchestvo. 2015. N 5. S. 591 — 602. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.5.15102.
13. Karasev R.E. Konstitutsionnyi Sud RF: zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v zakonodatel’nom protsesse // Pravo i politika. 2013. N 12. S. 1614 — 1617. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.12.10391.
14. Petrov V.Yu. Sozdanie i istoricheskoe razvitie Konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod // Pravo i politika. 2013. N 12. S. 1688 — 1693. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.12.10213.
15. Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munitsipal’noi sluzhby v usloviyakh modernizatsii mestnogo samoupravleniya v sovremennoi Rossii // Finansovoe pravo i upravlenie. 2014. N 2. S. 32 — 40. DOI: 10.7256/2310-0508.2014.2.13417.

Вам будет интересно ==>  Программа в которой в первый год брака рож

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод граждан Текст научной статьи по специальности — Право

В каждой статье ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отражены права и свободы граждан, а также деятельность органов местного самоуправления по их обеспечению, поэтому деятельность органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод граждан носит всеобъемлющий характер: она распространяется на все население страны, проживающее в муниципальных образованиях, и на все права и свободы граждан1.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать хорошие условия для жизни, общественного порядка и другие необходимые условия для реализации прав и свобод граждан. Для решения данных вопросов органы местного самоуправления вправе организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержать и строить автомобильные дороги общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; обеспечивать малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организовывать строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создавать условия для жилищного строительства.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Таким образом, данные вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, реализуются основные социально-экономические права и свободы граждан. Осуществляя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют реализации важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.

Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Из федерального закона следует, что устав муниципального образования закрепляет конкретные формы, порядок и гарантии такого участия граждан, которые призваны обеспечить реализацию закрепляемого.

Муниципальный контроль и функции МСУ в области охраны окружающей среды

Муниципальный экологический контроль осуществляется во взаимодействии с администрацией муниципального образования, природоохранными, правоохранительными и иными заинтересованными территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, в соответствии с их компетенцией.

Для обеспечения координации в сфере контроля за соблюдением природоохранного законодательства, требований по использованию и охране земель, могут создаваться временные (по отдельным направлениям деятельности) или постоянные координационные органы (советы, комиссии) по экологическому контролю.

Роль органов местного самоуправления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

Европейский суд по правам человека в одном из своих постановлений указал на то, что государства в рамках обеспечения национальной безопасности сталкиваются с трудностями в определении субъекта ее обеспечения. Несомненно, субъектная составляющая системы обеспечения национальной безопасности должна быть четко установлена, поскольку только точная и слаженная работа всех органов позволит достичь основополагающей цели — обеспечение национальной безопасности Российского государства.

Отметим, что названный Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 был отменен вступившим в силу 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия), в котором в качестве основных субъектов обеспечения национальной безопасности названы федеральные органы государственной власти, другие государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества.

Обеспечение и защита прав и свобод граждан органами местного самоуправления в Российской Федерации: полномочия и формы их осуществления

Место органов местного самоуправления в механизме обеспечения конституционных прав и свобод граждан можно установить, проанализировав содержание ст.ст. 14-16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований различного уровня, а также прав органов местного самоуправления по решению вопросов государственного значения.

В уставах муниципальных образований также достаточно часто закрепляются обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в соответствии с Уставом города Тамбова от 4 мая 2005 г. № 704 (в ред. от 30 января 2008 г.) местное самоуправление в городе Тамбове осуществляется на принципе законности и гласности, а также обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан[7]. В Уставе муниципального образования город Тула, принятом местным референдумом 9 февраля 1997 г. (в ред. от 17 августа 2005 г.) закреплены функции местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан, в том числе создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность. При этом провозглашается, что обеспечение в городе закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления города (ст. 11 Устава)[8].

Деятельность органов местного самоуправления, общественных объединений как гарантия прав и свобод

Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют дос­таточно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Органы местного самоуправления наиболее приближены из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направ­ленные на недопущение нарушений прав граждан и на защиту и восстановле­ние нарушенных прав. По мнению Л.Ю. Грудицыной, превентив­ная защита имеет наибольшее значение, так как позво­ляет не только не допустить самого нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и неруши­мость прав граждан всего муниципального образова­ния[146].

Вам будет интересно ==>  Могут Ли Отключить Электричество За Неуплату Капитального Ремонта

Конституция РФ в качестве форм защиты прав и сво­бод человекапредусматривает защиту прав и свобод органами местного самоуп­равления (ст. 130); защиту прав и свобод общественными объедине­ниями и профессиональными союзами, правозащитны­ми организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48). Рекомендуется рассмотреть указанных органов и организаций по защите прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим целесообразно проанализировать федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях».

Конституция Российской Федерации в ст. 2 содержит положение, закрепляющее бесспорное значение прав личности: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1. Абсолют данного установления подтверждается тем, что в этой же статье закрепляется обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Обозначив обязанность лишь государства по защите прав личности, Конституция Российской Федерации таким образом «освободила» органы местного самоуправления от прямой аналогичной обязанности, так как в соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Немаловажной в аспекте заявленной тематики является норма ст. 33 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Как отмечается некоторыми учеными-конституционалистами, несмотря на личную заинтересованность граждан в предусмотренных обращениях, они должны быть по своей направленности и публично-правовыми, то есть затрагивать вопросы, составляющие конституционные начала управления делами государства, эффективного решения стоящих перед обществом и государством в лице их органов, организаций, хозяйствующих субъектов

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им

Отдел «Публичный центр правовой информации» НГОУНБ им. В.И. Ленина готовит 2 раза в год информационный бюллетень «Новая литература по вопросам местного самоуправления», включающий книги, публикации из сборников и журналов, поступающих в фонд НГОУНБ, а также электронных ресурсов НГОУНБ.

Филатова, А. О. Представление сведений о доходах и имуществе депутатов как очередное ограничение «свободы» депутатского мандата представительного органа местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. –– 2016. — № 10. –– С. 18-22.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 931

Реализация права на местное самоуправление предполагает «определенный уровень организации управления, разрешения известного круга публично значимых дел, как необходимую при демократическом конституционном строе публичную деятельность населения» [4,с. 40]. Такая деятельность является, в первую очередь, активной (например, участие в местном референдуме), но может быть и в пассивной (уплата местных налогов и сборов) [3, с. 72].

Нормативную основу реализации права на местное самоуправление составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (например, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации и т.п.), акты регионального законодательства (конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации), муниципальные правовые акты (уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и пр.).

Муниципальное право России

Охрана общественного порядка — необходимое условие поддержания на территории муниципальных образований режима законности, который обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства. Охрана общественного порядка выражается, прежде всего, в обеспечении общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах.

  • участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
  • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
  • организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  • организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
  • осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Роль органов местного самоуправления в регулировании социальной защиты населения в современных условиях

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ……………………………….5
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…………………………………………………………………………..5
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения……15
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения……………….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХОТУРСКИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………20
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..39

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Важно также отметить, что суду отводится чрезвычайно важная роль в процедуре наложения мер ответственности на должностных лиц местного самоуправления и прекращении полномочий органов местного самоуправления. Так, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 72, 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ сказано, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, он может поставить вопрос о соответствии этого акта Конституции РФ (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В результате изучения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, а также уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов, диссертантом установлено, что поскольку местное самоуправление осуществляется местным сообществом не только посредством органов местного самоуправления, но и непосредственно, в различных формах прямой демократии. Из этого следует, что функция местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина также может осуществляться напрямую местным сообществом с использованием различных форм непосредственной демократии (местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования или преобразования муниципального образования, публичных слушаний), что проистекает из локального характера местного самоуправления.

Однако приоритетной формой обеспечения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и иными муниципальными институтами является правоприменительная, в том числе, оперативно-исполнительная деятельность. Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную исполнительно-распорядительную работу уполномоченных субъектов права, а потому наиболее свойственна органам местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию