Внесение Изменений В Контракт В Связи С Технической Ошибкой

Как изменить несущественные условия контракта

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: По результатам проведенного электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ заключен контракт. Контракт уже подписан сторонами. В приложении к контракту (спецификации) допущена техническая ошибка в расчетах, при этом цена контракта отражена правильно. Было заключено дополнительное соглашение с поставщиком об изменении спецификации в связи с технической ошибкой, но разместить изменение к контракту можно только после внесения контракта в реестр контрактов. Нужно ли разместить на сайте ошибочную спецификацию по контракту и только потом внести изменение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.).

Обоснование позиции:
По результатам проведения электронного аукциона (далее — аукцион) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, заявкой победителя аукциона по предложенной им цене (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).
В указанном случае контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) предусмотренного ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях ГК РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и условие о предмете договора.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 этого федерального закона. Возможности уменьшить количество товара (в том числе без уменьшения цены) при заключении контракта Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Следовательно, при заключении контракта заказчиком допущено нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Во всех случаях, не предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, изменение условий контракта по инициативе одной из сторон или по их соглашению неправомерно и может повлечь за собой административную ответственность (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Норм, которые предусматривали бы порядок исправления подобных ошибок, Закон N 44-ФЗ не содержит. Положения ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не регулируют ситуацию, при которой заключенный по результатам аукциона в электронной форме контракт в результате технической ошибки не соответствует условиям, определенным в извещении и документации об аукционе, но и не запрещают в целях устранения допущенного нарушения привести его положения в соответствие с требованиями законодательства РФ (смотрите постановление Четырнадцатого ААС от 29.10.2018 N 14АП-6896/18).
Кроме того, в ситуации, когда произведение количества единиц товара и стоимости одной единицы не совпадают с ценой договора, по существу имеет место неопределенность в отношении того, какое количество товара поставщик обязан передать покупателю (заказчику): то, которое прямо указано в договоре, или то, которое является результатом деления цены договора на стоимость одной единицы товара. Иными словами, при описанных обстоятельствах содержание контракта формально свидетельствует о несогласованности условия о товаре, которое является существенным для купли-продажи.
Единственно возможным способом устранения этой неопределенности, на наш взгляд, является заключение дополнительного соглашения к контракту с указанием корректного (то есть соответствующего извещению о проведении аукциона и документации об аукционе) количества единиц товара. Такое соглашение, как и контракт, должно быть размещено в ЕИС (ч.ч. 3, 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом поскольку контракт уже заключен, он должен быть размещен в первоначальном виде.
Однако формально заключение такого соглашения может рассматриваться как направленное на изменение условия контракта о товаре, не предусмотренное Законом N 44-ФЗ*(1), что может повлечь наступление административной ответственности. Вторым вариантом действий в рассматриваемой ситуации может быть расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и проведение новой процедуры определения поставщика.

Вам будет интересно ==>  Будет Ли Амнистия Взяточникам

Сейчас у Вас есть возможность получить всю сумму по контракту, увеличив объем предоставляемых услуг не более чем на 10%, так как у Вас определена цена за единицу товара (услуги) контрактом. При этом, возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена заключенным контрактом.

А у нас случился такой казус. Контракт по итогам аукциона на оказание охранных услуг заключен 10 января т.к. Срок оказания услуг указан до 31.12.2019 г. Но в техническом задании контракта неправильно указана цена единицы услуг из расчета 366 дней х 24 часа = 8784 чел\час. А фактически за год, т.е. до 31 декабря т.г. получается 355 дней. Из-за этого исполнитель может не получить часть денег, определенных по итогам аукциона. Эту недостающую сумму исполнитель может получить если будет оказывать услуги до 10 января 2020 года. Но такое условие в контракта не прописано, хотя срок действия контракта определен до 31 января 2020 года. Вопрос: можем ли заключить с исполнителем дополнительное соглашение, чтобы исправить допущенную при заключении контракта техническую ошибку? Допустим в таком виде: 355 дней х 24 часа = 8520 чел/час. Исходя из этого вывести цену единицу услуг, чтобы к концу года вышла вся сумма контракта?

В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-ФЗ

  1. Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
  2. Объем поставки товаров, работ и услуг.
  3. Порядок и сроки оплаты.
  4. Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
  5. Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
  6. Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
  7. Цена контракта (на 10% и более).
  8. Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
  9. Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.

Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.

Как исправить техническую ошибку в контракте (44-ФЗ)

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Если не пили, то нет состава. Т.к. постановление вынесено должностным лицом, то его можно обжаловать в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела напрямую либо подав жалобу через должностное лицо, вынесшее постановление в 10-дневный срок с даты получения постановления. При подаче жалобы проставьте отметку на своем экземпляре.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В случае обнаружения технической ошибки в приложении к контракту и заключения в связи с этим дополнительного соглашения, каков порядок публикации этих документов в ЕИС

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрена возможность урегулирования разногласий по проекту контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, путем составления протокола (ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, в случае возникновения у победителя электронного аукциона замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, к которым, на наш взгляд, могут быть отнесены и технические ошибки, разногласия могут быть урегулированы путем составления протокола разногласий. Косвенно сказанное подтверждает позиция Минэкономразвития России (см. ответ на вопрос 71 письма от 30.09.2014 № Д28И-1889 «О направлении ответов на поступившие вопросы»). Однако по смыслу ст. 70 Закона № 44-ФЗ такая возможность может быть реализована только до подписания контракта заказчиком при условии размещения соответствующего протокола разногласий в Единой информационной системе (ч. 7 ст. 70, ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Вам будет интересно ==>  Рефинансирование Кредита Для Декретников?

По результатам проведенного электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ заключен контракт. Контракт уже подписан сторонами. В приложении к контракту (спецификации) допущена техническая ошибка в расчетах, при этом цена контракта отражена правильно. Было заключено дополнительное соглашение с поставщиком об изменении спецификации в связи с технической ошибкой, но разместить изменение к контракту можно только после внесения контракта в реестр контрактов.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Как изменить существенные условия госконтракта

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цена контракта;
  • итоговая цена каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы должен уплатить заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию.

С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.

Бывает такое, что при публикации или исполнении контракта выясняются неприятные ошибки в карточке контракта, или в самом приложенном документе. 44 ФЗ закрепляет, что любые изменения оформляются дополнительным соглашением и подлежат размещению в единой информационной системе в течении одного рабочего дня.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Обратите внимание! В большинстве случаев закон позволяет заказчику указывать в закупочной документации бренд или производителя при наличии фразы «или эквивалент». Подразумевает, что поставщик может предложить любой другой товар, удовлетворяющий параметрам эквивалентности. Причем эти параметры также должны быть прописаны в техзадании. Так вот, если вы собираетесь поставить эквивалентный товар, то в заявке нужно прописать его характеристики.

Для этого заказчику необходимо в кратчайший срок внести информацию о внесении изменений в контракт, с приложением дополнительного соглашения, в реестр контрактов. При этом основанием, для внесения изменения в контракт, полагаем, можно указать техническую ошибку.

Как исправить ошибку в договоре

Законодательство не содержит понятия «исправление ошибки в договоре» и не устанавливает порядок оформления таких исправлений. Поэтому наиболее безопасным способом видится исправление ошибок путем внесения в договор изменений. При этом нужно учитывать следующее :

1) исправления внесены путем зачеркивания, дописывания и т.п. и не заверены подписями сторон, то будет отказано в совершении нотариального действия с таким договором . Например, нотариус откажет в совершении исполнительной надписи для взыскания задолженности, удостоверении сделки, удостоверении копии договора;

Как и в каких случаях допускаются изменения условий госконтракта по 44-ФЗ и как правильно вносить изменения

  • при снижении цены без изменения объема поставок;
  • при пропорциональном изменении цены и объема товаров, работ или услуг не более, чем на 10%;
  • когда на текущих условиях выполнить условия контракта невозможно;
  • при росте регулируемых тарифов, важных для данной закупки;
  • при уменьшении финансирования местных закупок из федерального центра;
  • если при закупке услуг лечения граждан РФ за рубежом возросла стоимость такого лечения.
  • условия выполнения работ (оказания услуг, доставки товара);
  • технологические нюансы, не имеющие решающего влияния на результат исполнения контракта;
  • реквизиты и контакты сторон;
  • детали поставок;
  • сведения о неустойках.

В рассматриваемой ситуации контракт подписан обеими сторонами без оформления протокола разногласий. Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность внесения изменений в подписанный сторонами контракт, не размещенный в Единой информационной системе. По смыслу положений ч. 7 и 8 ст. 70 Закона № 44-ФЗ в ЕИС размещается контракт в том виде, в каком был оформлен проект контракта, подписанный обеими сторонами. При этом подписанный заказчиком, но не размещенный в Единой информационной системе контракт не считается заключенным.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрена возможность урегулирования разногласий по проекту контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, путем составления протокола (ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, в случае возникновения у победителя электронного аукциона замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, к которым, на наш взгляд, могут быть отнесены и технические ошибки, разногласия могут быть урегулированы путем составления протокола разногласий. Косвенно сказанное подтверждает позиция Минэкономразвития России (см. ответ на вопрос 71 письма от 30.09.2014 № Д28И-1889 «О направлении ответов на поступившие вопросы»). Однако по смыслу ст. 70 Закона № 44-ФЗ такая возможность может быть реализована только до подписания контракта заказчиком при условии размещения соответствующего протокола разногласий в Единой информационной системе (ч. 7 ст. 70, ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Вам будет интересно ==>  Бланк Анкета - Заявление На Выпуск Социальной Карты Ученика

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком был заключен договор с единственным поставщиком.
В установленные сроки заказчик разместил в единой информационной системе (ЕИС) извещение об осуществлении закупки, заключил договор, разместил его в ЕИС, а также направил сведения о заключении договора в реестр контрактов. После этого заказчик обнаружил, что при подписании договора стороны допустили техническую ошибку — вместо фактической даты заключения была указана дата 28.01.2016.
Можно ли в целях исправления технической ошибки внести изменения в договор? Следует ли размещать сведения о таких изменениях в ЕИС?

В силу положений ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 данного Закона. В соответствии же с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме как по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части. Установленный положениями Закона N 44-ФЗ перечень случаев, когда допускается изменение условий контракта, является исчерпывающим. В любых других случаях изменение условий контракта является неправомерным, независимо от того, относятся изменяемые условия к существенным или нет (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2015 N Ф01-3423/15, Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4486/15, Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2015 N Ф09-733/15, подробнее об изменении контракта смотрите в материале: Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ).
Приведенная в вопросе ситуация не отнесена Законом N 44-ФЗ к случаям, когда допускается изменение условий контракта. Следовательно, формально заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении даты договора может быть признано контролирующим органом нарушением Закона N 44-ФЗ и может повлечь административную ответственность.
Однако отметим, что несмотря на то, что содержание такого реквизита договора, как дата его заключения, имеет существенное практическое значение (например, дата заключения договора может определять момент возникновения предусмотренных им обязательств или срок их исполнения, а применительно к положениям Закона N 44-ФЗ — с учетом указанной в договоре даты может быть осуществлена проверка соблюдения заказчиком срока заключения договора, установленного в ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), реквизит «дата заключения договора» относится к обстоятельствам заключения договора, а не к его условиям. Поэтому мы не можем исключить вероятности иного подхода, если соглашение об изменении даты договора заключается сторонами лишь в целях устранения технической ошибки, допущенной при подписании договора. Если стороны договора смогут подтвердить, что фактически договор был заключен в установленные Законом N 44-ФЗ сроки, то очевидно, что изменение соответствующих условий направлено исключительно на устранение допущенного нарушения. Полагаем, что при таких обстоятельствах формально не соответствующие Закону N 44-ФЗ действия сторон по заключению дополнительного соглашения к договору не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Однако с учетом вышеизложенного однозначно оценить правовые последствия таких действий мы не можем. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ.
Также считаем целесообразным обратить внимание на следующее. В рассматриваемой ситуации договор подписан обеими сторонами без оформления протокола разногласий. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ в ЕИС размещается контракт в том виде, в каком был оформлен проект контракта, подписанный обеими сторонами. При этом подписанный заказчиком, но не размещенный в единой информационной системе контракт не считается заключенным. Соответственно, если контракт подписан обеими сторонами, на официальном сайте он должен быть размещен в том виде, в каком был подписан, в данном случае — с ошибочно оформленной датой. Внесение изменений в договор в таком случае возможно только после его размещения на официальном сайте. Информация об изменении договора должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения договора (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, поскольку информация о дате заключения договора подлежит включению в реестр контрактов (п. 5 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), то в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в случае заключения указанного в вопросе соглашения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты его заключения направить соответствующую информацию в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (смотрите также п.п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).
В заключение отметим, что стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть договор по соглашению сторон. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Ссылка на основную публикацию