Административная Ответственность Государственных Гражданских Служащих

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

Государственная и муниципальная служба

7. Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений).

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. Но административная ответственность имеет и свои особенности:

Идею замены административной ответственности для некоторой категории государственных служащих на дисциплинарную КоАП РФ воспринял из ст. 16 КоАП РСФСР, которая предусматривала несение ответственности за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, в том числе и работников железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации.

Статья 19 Конституции России провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обсто-ятельств3.

Административная ответственность государственных гражданских служащих: состояние и перспективы развития

См.: Кизилов В.В. Институт административной ответственности государственных гражданских служащих России: теоретико-правовое исследование. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2012.
См.: Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 68 — 85.
См.: Козбаненко В.А. Юридическая ответственность государственных служащих. Проблемная лекция. М.: ИПК госслужбы, 2002. С. 39 — 46.
См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 227 — 237.

Кроме того, анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов, проведенный Минтрудом России, выявил, что наличие неснятого дисциплинарного взыскания относится к отягчающим обстоятельствам при применении дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции , т.е. при решении вопроса об ответственности за коррупционное правонарушение. Как известно, наличие отягчающих обстоятельств влияет на тяжесть налагаемого наказания. Таким образом, неснятое дисциплинарное взыскание позволяет налагать на государственного служащего более строгое дисциплинарное взыскание, тогда как неснятое административное наказание отягчающим обстоятельством при решении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания не является, а значит, на тяжесть наказания не влияет.

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 — 293 УК РФ:

В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службу в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

Административной ответственности государственные гражданские служащие могут подвергаться за издание приказов, нарушающих законодательство, невыполнение своих обязанностей, отсутствие должного контроля за подчиненными, самоуправство. Основными наказаниями являются предупреждение (устное или письменное), штрафные санкции или дисквалификация, понижение в должности (постоянно или на указанный срок). Основанием для наказания должностных лиц могут служить правонарушения в сфере таможенного, санитарного, земельного, эпидемиологического, природоохранного и других кодексов. Кроме дисциплинарного взыскания и административного наказания, чиновник может быть привлечен к материальной и уголовной ответственности на общих основаниях, но с учетом занимаемой должности как отягчающего признака.

Вам будет интересно ==>  Вреден Ли Гипс

Служебная деятельность чиновников государственных учреждений регламентируется ФЗ №79 «О государственной гражданской службе». Лицо, облеченное властными полномочиями, должно соблюдать не только КоАП РФ, но и дополнительные правовые положения. Административная ответственность государственных гражданских служащих носит особый характер, поскольку подразумевает повышенные требования к исполнителям должностных инструкций и одновременно в общегражданском понимании.

В этой связи особый интерес представляет высказанное в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию положение о необходимости законодательного введения ответственности должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами [3]. В декабре минувшего года в Москве прошла конференция Минэкономразвития с Всемирным банком, по итогам которой в своем докладе министр экономического развития Э.С. Набиуллина сообщила, что подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий право заявителя подать жалобу на чиновника его начальнику в случае нарушения порядка и сроков предоставления государственной услуги. Если претензия будет удовлетворена, начальник обязан направить соответствующую информацию в прокуратуру и чиновник будет привлечен к административной ответственности (штраф от 3 до 5 тысяч рублей). Также отклонение признанной в судебном порядке обоснованной претензии влечет наложение штрафных санкций, как на самого чиновника, так и на его начальника в размере от 10 до 30 тысяч рублей [5, 9]. Думается, не лишним будет дополнить ответственность государственных служащих, закрепленную в соответствующих административных регламентах мерами административного взыскания в виде штрафа. Поскольку управленец должен осознавать вероятность понесения им материального убытка в случае нарушения прав граждан на качественное предоставление государственных услуг. Во взаимосвязи с вышеизложенным необходимо обратить внимание еще на один положительный момент, имеющий непосредственное отношение к вопросу повышения эффективности деятельности должностных лиц в сфере обеспечения прав граждан. В конце мая этого года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект предполагающий применение штрафных санкций к государственным служащим за нарушение порядка рассмотрения обращений сограждан (от 5 до 10 тысяч рублей) [6]. Заметим, например, что в ст. 2.1. Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», еще до принятия федерального нормативного правого акта, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов Ростовской области, государственных учреждений Ростовской области и государственных унитарных предприятий Ростовской области, выборными должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий [8]. Остается отметить, что в любом случае по факту принятия соответствующего закона на федеральном уровне содержание вышеприведенной нормы регионального законодательства подлежит корректировке. Целесообразность принятия данного нормативного правового акта обусловлена необходимостью конкатенировать применяемые в данном случае меры дисциплинарного взыскания административной ответственностью. Но для того чтобы штрафные санкции рассматривались гражданами в качестве результативного вида административного наказания необходимо как можно максимально упростить процедуру подачи жалобы заявителем. Здесь немаловажное значение имеет вопрос о достоверном, своевременном, всестороннем информировании сограждан о возможных способах привлечения государственного служащего к ответственности с последующим наложением на него административного взыскания. Гражданин, сталкиваясь с нарушениями его прав со стороны управленца, должен быть оперативно проинформирован прямо на месте о наличии у него возможности подать жалобу, а также о порядке и сроках ее рассмотрения. Помимо этого согражданам в органах государственной власти должны предоставляться достоверные сведения касаемо составов правонарушений, совершаемых государственными служащими, за которые предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа.

По мнению Ю.Н. Старилова можно выделить как минимум четыре важнейших условия, при которых для должностных лиц может наступать административная ответственность: 1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения; 2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т. е. не соответствуют им; 3) невыполнение принадлежащих им обязанностей по осуществлению контроля над исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур; 4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях. Помимо этого профессор отмечает, что в отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечет соответственно два вида ответственности [4, 85].

Вам будет интересно ==>  2 Влияние На Организм Человека И Производительность Труда Вредных Условий В Дет Саду

Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.

Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.

В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие сведения, если этого требует закон.

Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как юридических фактов.

Административная ответственность государственных гражданских служащих: состояние и перспективы развития

В литературе отмечалось, что отличие дисциплинарной ответственности от административной состоит в видах применяемых наказаний и процессуальном порядке их наложения . Такие отличия, безусловно, есть. Достаточно сказать, что КоАП РФ имеет процессуальную часть, в которой четко регламентирован порядок наложения административных наказаний. Напротив, порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих четкого и единообразного процессуального регулирования не имеет. Однако принципиальное различие между указанными видами юридической ответственности, думается, в другом. Дисциплинарная ответственность — это ответственность в порядке подчиненности. Между субъектом дисциплинарной власти и ее объектом на гражданской службе имеются служебные отношения, тогда как административные наказания налагаются уполномоченным на то субъектом на неподчиненных физических и юридических лиц.

Признанный специалист в области административной ответственности Н.Г. Салищева отмечала, что одним из направлений развития законодательства об административной ответственности является последовательное ужесточение ответственности должностных лиц, замещающих должности государственной службы, за административные правонарушения, посягающие на права граждан, а также в области охраны окружающей среды и природопользования, в области информатизации, в области предпринимательской деятельности. Проявляется эта тенденция и в том, что значительно чаще государственный служащий становится субъектом административно-деликтного отношения, привлекаемым к административной ответственности по составам административных правонарушений, в качестве вида ответственности за которые применяется дисквалификация, т.е. лишение права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ (см. ст. 3.11 КоАП РФ) . С подобной оценкой авторитетного ученого, хотя и с некоторыми оговорками, трудно не согласиться. Добавим также, что Н.Г. Салищева, очевидно, имела в виду увеличение числа тех составов, которые предусматривают административную ответственность, проистекающую из специального статуса государственного служащего, т.е. основанную на его должностном положении, обусловленную ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, повлекшим совершение административного правонарушения. За, назовем их так, «бытовые», или общие административные, правонарушения, например за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) или появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), гражданский служащий несет ответственность на общих с другими лицами основаниях. Такой подход сомнений не вызывает. Справедливости ради стоит добавить, что на тенденцию ужесточения ответственности должностных лиц обращали внимание и ранее, еще до принятия КоАП РФ 2001 г. В середине 90-х гг. подчеркивалось, что в развитии законодательства прослеживается тенденция к увеличению количества составов, где специальным субъектом ответственности выступает должностное лицо, поскольку, по ее мнению, в период экономических и политических реформ как никогда важно укрепление дисциплины в управленческой сфере и повышение персональной ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей . С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло более двадцати лет, а соответствующая тенденция только нарастает.

Конкурс — важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки каждого кандидата на основании документов и результатов экзаменов, испытаний. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу являются несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным для поступления на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.

  1. объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  5. поощрение Правительства РФ;
  6. поощрение Президента РФ;
  7. присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Вам будет интересно ==>  Программа Для Проверки 2 Ндфл За 2021 Год

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих, предусмотренный статьей 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе», устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от государственного служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Формы ответственности государственных и муниципальных служащих

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Административная ответственность государственных служащих сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе: 1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Административная Ответственность Государственных Гражданских Служащих

Вместе с тем в определении роли административной ответственности на государственной и муниципальной службе сегодня господствует позиция, выраженная В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок» 1 . Собственно примеры ее реализации проанализированы выше — ст. 8 и 9 закона «О противодействии коррупции», ст. 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное мнение противоречит общим правилам разграничения видов юридической ответственности. Объективно, что регламентация дисциплинарной и административной ответственности служащих осуществляется нормами административного законодательства, однако, эти нормы рассосредоточены в разных нормативных правовых актах.

Значимой проблемой является и широкое употребление в законодательстве об административных правонарушениях конструкции «должностное лицо». Не каждый государственный или муниципальный служащий будет рассматриваться как должностное лицо, а, следовательно, даже имея в наличии фактическое деяние, невозможно будет квалифицировать его как административный проступок.

Ссылка на основную публикацию