Административное Правонарушение И Административный Проступок — Понятия Однозначные Но Их Следует Отграничивать От Понятия Преступления, Каковым По Ст 15 Ук Рф Признается Виновно Совершенное Общественно Опасное Деяние, Запрещенное Ук Под Угрозой Наказания Отличие Здесь Проводится По Наличию Или Отсутствию Общественной Опасности В Действии (Бездействии) До Принятия Ук Рф (Введенного В Дей

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Общественная опасность — это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.

Общие черты административного правонарушения и преступления

Такая же несогласованность допущена в отношении других норм о смежных преступлениях и административных правонарушениях: ст. 7.12 КоАП РФ и ст. 146, 147 УК РФ, ст. 11.15 КоАП РФ и ст. 167, 214 УК РФ и др. Представляется, что для улучшения практики применения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях было бы целесообразно уточнить объекты посягательства и привести в единую систему названия глав Кодексов, которые служат для определения родовых объектов противоправных деяний .

В соответствии с указанной статьей решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей суда субъекта РФ по представлению Генерального прокурора РФ, а в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, суда субъекта РФ — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ (ч. 4 ст. 16 Закона).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Важной целью наложения юридической ответственность является предотвращение правонарушений и формирование правомерного поведения граждан и правовой культуры. Укажите две любые меры юридической ответственности, предусмотренные в КоАП. Какими способами, путями, помимо применения административно-правовых санкций, общество и государство способны повысить уровень правосознания граждан? Предложите два способа.

Административное правонарушение

Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, т. е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. В обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия.

Повторное совершение административного правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

Вопрос 1

Общественная опасность – это так называемый материальный признак преступления, означающий, что оно причиняет существенный вред охраняемым уголовным законом отношениям, интересам, ценностям либо угрожает причинением такого вреда. Следует сказать о том, что данное свойство деяния является объективным и неизменным. Законодатель путем своевременного обсуждения и логического осмысления, используя практический опыт, познает наличие такого свойства в деяниях людей и осуществляет их криминализацию путем включения в уголовный закон. Изменения в общественной жизни, государственном устройстве иногда позволяют сделать вывод об утрате деянием данного свойства, что приводит к его декриминализации.

Для привлечения к уголовной ответственности за преступное бездействие необходимо иметь в виду не только характер и содержание преступного поведения, но и точно определить границы бездействия, при установлении которых необходимо учитывать следующие обстоятельства: а) обязанность лица выполнить определенное действие; б) возможность совершить его в данных условиях; в) невыполнение лицом тех действий, которые от него требуются; г) наличие непреодолимой силы в момент необходимости выполнения требуемых действий (пожар, стихийные бедствия, действия животных и т.п.).

Значение категоризации преступлений чрезвычайно велико. Она учитывается при регламентации широкого круга вопросов Общей части, в том числе приготовления к преступлению, назначения наказания по совокупности преступлений, освобождения от уголовной ответственности и наказания, давности, погашения и снятия судимости, ответственности несовершеннолетних и т. д.

Характер юридической ответственности за совершение преступления и за совершение других правонарушений различен. Только уголовная ответственность связана с применением к виновному наказания и наличием судимости как определенного правового последствия совершения преступления. Даже при внешней схожести некоторых санкций (например, штраф применяется в административном праве как вид административного взыскания и в уголовном праве как вид наказания) уголовная ответственность, связанная с осуждением виновного лица от имени всего государства, с судимостью и другими обстоятельствами, все же наиболее строгий вид юридической ответственности.

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.
Вам будет интересно ==>  Апелляци Решение Оставлено Без Изменения,Что Дальше

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Статья 2

Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:

К лицензиату, совершившему административное правонарушение, применяются санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности, установленных КоАП.

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

В чем различия между административным проступком и преступлением

  • наложение штрафа, в зависимости от тяжести нарушенной статьи;
  • помещение под арест, сроком до 15 суток;
  • направление на общественные работы, до 150 часов;
  • лишения права заниматься какой-либо деятельностью, в случае выявления нарушения в момент занятия данной деятельностью.

Судимость, за незначительные противоправные действия, кодексом, не предусмотрено. К ответственности привлекаются граждане, старше 16 лет.

Административка по формальным характеристикам и ходу определения виновного в процессе следствия сильно схожа с уголовным делопроизводством. Разница заключается в двух основных факторах. Первый фактор — тяжесть совершённого деяния, несмотря на возможность переквалификации многих уголовных статей в административные и наоборот, а также если деяние не представляет собой повышенной угрозы для общества, когда виновного необходимо изолировать от общества на определённый срок для исправления личности.

Второй фактор — отсутствие в составе административных нарушений прав смягчающих обстоятельств, то есть правонарушения могут быть общими или квалифицированными, или с отягчающими факторами. Но привилегированных признаков, как в уголовных делах, они включать в себя не могут. Административная ответственность же не может быть смягчена при наличии каких-то факторов, так как предписывается согласно конкретным описаниям и чаще всего выявляется при наличии неоспоримых доказательств, например, факт уклонения от неуплаты налогов, факт управления ТС в состоянии алкогольного опьянения или факт складирования мусора в неположенном месте, в то время, как уголовное преступление, по большей части, является скрытым от посторонних глаз деяниям и по большей части состав преступления определяется, исходя из косвенных признаков и случайно собранных доказательств.

Административное правонарушение

Таким образом, применительно к деянию юридического лица КоАП не устанавливает форм вины, наличие которой в форме умысла и неосторожности возможно только в случае квалификации правонарушения физического лица. В отличие от п. 4 ст. 110 НК, ч. 2 комментируемой статьи не отождествляет вину юридического лица с наличием умысла, неосторожности в деянии его руководителя или иного должностного лица организации-нарушителя.

Для квалификации вины в данном случае необходимо установить наряду с фактом неисполнения юридическим лицом указанных правил, норм (или их ненадлежащего исполнения) также и субъективные обстоятельства: по смыслу ч. 2 рассматриваемой статьи должностным лицом, осуществляющим рассмотрение дела об административном правонарушении, должно быть подтверждено наличие или отсутствие у юридического лица возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы. Выявление субъективного критерия вины в данном случае сопряжено с существенными трудностями: комментируемой статьей он не определен, и его установление возможно только при толковании других предписаний КоАП. По смыслу ч. 3 ст. 4.1 для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.

Административное и уголовное правонарушение: проступок и преступление Текст научной статьи по специальности; Право

Определение, представленное в ч. 3 ст. 10 УК РК нельзя признать удачным, потому что оно может быть истолковано достаточно произвольно (в том числе и как преступление, и как деяние, безразличное уголовному законодательству). Понятно, что уголовный закон таких определений содержать не должен и очевидная мотивация разработчиков Кодекса «быть современными» в данном случае совершенно неуместна.

Такая, следует признать, идеализированная картина видится автору. В действительности происходит по-другому. 14 декабря 2015 г. Верховный Суд РФ направил в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», в котором предлагается декриминализировать следующие деяния, относящиеся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести:

Вам будет интересно ==>  Возможно Ли Подать По Гражданскому Дделу По Гпк Встречный Иск В Апелляционной Инстанции

Повышение оригинальности

В Российской Федерации действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т.д.
Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.
Как говорится, «от сумы да тюрьмы не зарекайся». И все мы иногда совершаем поступки на грани, совершенно не понимая того, что они могут классифицировать ся как правонарушения или даже преступления: клевета, нарушение авторских прав, нанесение вреда здоровью специально или по неосторожности. Бывают различные жизненные ситуации, в которых человек не может поступить иначе в силу каких-либо обстоятельств. Поэтому необходимо понимать, какие последствия будет иметь его поступок и четко понимать основные отличия преступления от правонарушения.
Преступление — не единственный вид правонарушения. Поэтому возникает вопрос о месте преступления в системе правонарушений, отграничении его от иных правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вопрос этот не только теоретический: тот или иной вид правонарушений влечет различную по строгости ответственность, различные ограничения, лишения для лица, совершившего правонарушение.
Анализ общественной опасности как обязательного признака преступления показывает, что именно общественная опасность, ее характер и степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в уголовном праве обоснованно признается, что именно общественная опасность является критерием отграничения преступления от иных правонарушений.
Актуальность проводимого исследования обусловлена правильностью определения вида правонарушения, имеющее большое практическое значение не только для охраны общественных отношений, но и для защиты прав лиц, совершивших правонарушения.
Цель данной работы – выяснить отличие административного правонарушения от преступления, комплексно исследовав нормативную базу современного законодательства.
Объектом исследования является общественные отношения между субъектами административного и уголовного права и их правовое регулирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проведённый анализ законодательства позволяет углубить знания в отличии административного правонарушения от уголовного преступления.

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Говорить об ответственности можно, разумеется, только при наличии нарушения.
Административная ответственность возможна только при наличии административного правонарушения (проступка) каковым KoAП признает посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена эта административная ответственность и если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности 1 .
Представим это трудно воспринимаемое определение в более доступном виде. Административное правонарушение — это: действие или бездействие, являющееся противоправным и виновным: а) умышленным или б) неосторожным, которое посягает на:
1. права и свободы человека и гражданина,
2. собственность (независимо от ее формы),
3. окружающую природную среду,
4. порядок: а) государственный или б) обществ енный,
5. установленный порядок управления, за которое (действие или бездействие) предусмотрена административная ответственность законом, при условии, что оно (действие или бездействие) не влечет уголовной ответственности.

    Понятие преступления

Преступление – это один из видов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом.
Основным объектом преступления являются общественные отношения, а также интересы личности, любые формы собственности, конституцион-ный строй, безопасность и окружающая среда.
Преступление — категория не только правовая, но и социально-политическая, исторически изменчивая. Однако из этого не вытекает, что преступлениями во все времена и эпохи признавались только деяния, представляющие угрозу для экономически господствующих классов, в руках которых была сосредоточена вся полнота власти. Начиная с древних времен преступления и необходимость борьбы с ними рассматривались многими философами в плоскости категорий «добро и зло». При этом преступление всегда считалось величайшим злом, а борьба с ним — добром и справедливостью. По мнению многих философов, социологов и криминалистов, социальная сущность преступления состоит в том, что оно создает опасность для условий жизненного существования общества, нарушая их 6 .
Согласно ст. 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние». Под термином деяние в русском языке имеется в виду «действие, поступок, дело. » 7 .
Деяние — это родовое понятие действия или бездействия.
Под действием следует понимать активную форму внешнего поведения. Действие — это «целенаправленный процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознанию цели». Действие в уголовно-правовом значении этого слова должно быть осознанным и волевым. Это значит, что действие всегда совершается, находясь под контролем сознания и воли лица. Действие — это конкретный акт поведения. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа представляет собой единичный акт преступного поведения 8 , а истязание — систему действий 9 .
Большинство преступлений может быть совершено только путем активных действий (кража, грабеж, разбой, хулиганство, изнасилование, бандитизм и т.д.).
Бездействие — это пассивное поведение лица, неисполнение лицом определенных предписаний, в результате чего в ряде случаев наступают опасные последствия. Под бездействием имеется в виду социальная характеристика поведения лица. Обязанность лица действовать обусловлена рядом юридических оснований.
В статье 14 УК РФ дается определение не конкретного преступления, а понятия преступления, т.е. содержатся указания на важнейшие признаки преступления, позволяющие отграничить преступление от иных правонарушений. Основным признаком преступления согласно ст. 14 УК РФ является общественная опасность.
Общественная опасность — объективная категория, она не зависит от воли законодателя. Последний призван выявлять только те деяния, которые являются общественно опасными, и правильно отражать их в нормах уголовного закона.
Общественная опасность преступного деяния состоит из ряда компонентов. Она определяется, прежде всего, важностью объекта преступного посягательства, характером и размером преступных последствий, способом, формой вины и т.д. В уголовно-правовой литературе высказывается мнение о том, что на общественную опасность преступного деяния оказывают влияние особенности личности преступника 10 . Несомненно, что в общественной опасности преступления проявляются и особенности личности преступника, однако личность признается общественно опасной только с момента совершения преступления. Действующее уголовное законодательство строго разграничивает понятия: общественная опасность преступления и общественная опасность личности преступника (ст. 61 и ст. 63 УК РФ).
Общественная опасность преступления имеет качественную и количественную характеристики. Качественная сторона общественной опасности определяется характером преступления. Характер преступления — это специфика каждого конкретного преступления, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части уголовного законодательства: кража, убийство, разбой и т.д. Количественная сторона общественной опасности преступного деяния характеризуется ее степенью. Степень общественной опасности преступного деяния — это мера общественной опасности как отдельного преступления, так и группы преступлений.
Определение степени общественной опасности имеет важное значение при решении ряда основных вопросов уголовного права. Степень общественной опасности лежит в основе классификации преступлений. По степени общественной опасности отличаются друг от друга преступления внутри данной группы преступлений. Кроме того, степень общественной опасности лежит в основе подразделения составов преступления на простые, квалифицированные, особо квалифицированные и составы со смягчающими обстоятельствами. Степень общественной опасности деяний учитывается законодателем при построении уголовно-правовых санкций. Санкция всегда отражает степень общественной опасности преступлений данного вида. Возможность различия по степени общественной опасности в рамках конкретного вида преступных деяний обусловливает наличие относительно определенных санкций. На степень общественной опасности преступного деяния влияет, прежде всего, объект преступления, ибо именно он определяет социальную природу отдельных групп преступлений и каждого преступления в отдельности. Родовой объект посягательства лежит в основе деления преступлений на различные группы в Особенной части уголовного кодекса РФ в зависимости от важности общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Так, степень общественной опасности преступлений против личности выше степени общественной опасности преступлений против собственности.
Помимо родового объекта посягательства в качестве критерия степени общественной опасности выступает также и непосредственный объект. Например, убийство, клевета и оскорбление отнесены законодателем к группе преступлений против личности. Однако степень общественной опасности убийства выше степени общественной опасности оскорбления и клеветы, ибо непосредственным объектом убийства является жизнь человека, а непосредственным объектом оскорбления и клеветы — честь и достоинство граждан.
К обстоятельствам, влияющим на степень общественной опасности деяния и учитываемым судом при квалификации, относится также способ совершения преступления. Кража, мошенничество, грабеж и разбой относятся к группе преступлений против собственности (ст. 14, 158, 159, 161, 162 УК РФ). Непосредственный объект у них один и тот же — конкретный вид собственности, отличаются же они друг от друга по способу совершения преступления. Если кража представляет собой тайное похищение, то грабеж является открытым похищением чужого имущества. Степень общественной опасности открытого похищения выше, чем тайного. На степень общественной опасности преступного деяния влияет также тяжесть причиненного вреда (преступные последствия). Преступные последствия двояко влияют на степень общественной опасности преступного деяния: с одной стороны, они влияют на квалификацию преступления, а с другой стороны, играют существенную роль при назначении наказания. Согласно УК РФ наступление тяжких последствий, причиненных преступными действиями, свидетельствует о большей степени общественной опасности и о наличии признаков квалифицированного состава данного преступления (например: ст. 131, 158, 161, 162, ч. 3 ст. 285 и др.).

Вам будет интересно ==>  Как Выжить Соседей Сверху Ультразвуком

Преступления отличаются друг от друга характером и степенью общественной опасности. Характер общественной опасности — это качественная ее сторона, зависящая от того, на какой объект посягает преступление, каковы содержание причиненных преступлением последствий, способ совершения преступления, формы вины и т. д. Степень общественной опасности представляет ее количественную сторону. На степень общественной опасности могут влиять сравнительная ценность объекта преступления, размер однородного ущерба, степень вины и др. Характер и степень общественной опасности содеянного учитываются судом при назначении наказания виновному.

Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие нарушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Так, трудовым законодательством предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы.

Ссылка на основную публикацию