Анализ Эпизода Преступление И Наказание Убийство Старухи

1. Чувства Раскольникова до убийства. С одной стороны может показаться, что Раскольников хладнокровно планирует убийство старухи. Он делает петлю для топора из старой рубашки. Прошивает эту петлю, чтобы было надежнее. Нитки и иголку готовит заранее. Делает подобие «заклада» — вещи, которую он собирается заложить у процентщицы.

Завязывает дощечки в белую бумагу и завязывает ленточкой. И все это заготавливает заранее, за месяц до убийства. Но какие мысли бродят в голове героя романа до совершения убийства? До того, как он стал думать о преступлении произошло несколько событий. Это и история Сонечки Мармеладовой. Это и письмо от матери о Дунечке, которая готова продать себя, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Раскольникова гнетет мысль о том, что огромное количество хороших и добрых людей вынуждены страдать за других, быть «униженными и оскорбленными». И вот он начинает думать о мерзкой старухе, от которой идет только зло всем окружающем людям, которая заставляет их еще больше страдать. И в нем возникает мысль: «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!» Ему кажется и он утверждается во мнении, что зло возможно, если оно может принести добро другим людям. Достоевский гениальный писатель — он еще в 19 веке чувствовал, что будет через полвека, уже в веке 20. Люди как раз и начнут решать эту проблему: может ли зло принести добро. Было сказано в одном романе 30-х годов («Вся королевская рать», Роберт Уоренн) «Ты должен сделать добро из зла потому, что его больше не из чего сделать». Писатель показывает, что ничего из этого не получается и все заканчивается трагедией. И в это же время, уже в реальности, в Германии, пытались создать счастье для своей нации за счет других, тоже из зла попытались сделать добро и пришли к фашизму и уничтожили десятки миллионов людей. Достоевский показывает, что герой соглашается с эти тезисом, убеждает сам себя в своей правоте. Он до последнего момента не был уверен, что он пойдет на преступление. И вот, после месяца раздумий Раскольников идет делать добро из зла. 2. Чувства во время убийства. Достоевский подробно описывает, как произошло саму убийство. У меня возникает чувство, что Раскольников здесь действует как хладнокровный и расчетливый убийца, хотя и находится в сильном волнении. Но он все просчитывает, хладнокровно срезает ключи, находит золото. Потом отмывает топор и руки, осматривает и вытирает одежду от пятен крови. Кажется, он смог совершить преступление и стать выше всяческих нравственный терзаний. Но тут появляется Лизавета и Раскольников убивает ее. Мне кажется, что убийство Лизаветы наиболее сильно показывает порочность мыслей Раскольникова. Ведь ему пришлось убить именно ту, из «униженных и оскорбленных», ради счастья которых он и пошел на убийство. Все его теории сразу же разваливаются — он убил невинную! Убийство Лизаветы нельзя ничем оправдать. Только нелепой случайностью. Но это не случайность, все закономерно. Именно в этой сцене Достоевский и показал что из зла можно сделать только зло. Я думаю, что «наказание» для Раскольникова наступило сразу же его «преступлением» — в момент убийства Лизаветы. Все его теории счастья за счет жизни других оказались ложными и преступными. Дальше он действует как автомат — выжидает, идет домой и ложится спать. 3. Чувства после убийства. После убийства душу Раскольникова раздирают муки совести и страх перед разоблачением. Но не это главное в его терзаниях. Видимо, он не понял и по прежнему считает, что его теория верна. Что можно сделать добро из зла и недостойные люди могут быть убиты. А все так плохо произошло из-за того, что он не смог, “не переступил, на этой стороне остался”» оказался «тварью дрожащей». «Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так. странною.» Он так и не понял своего преступности своего поступка. И уже только в конце он приходит к мысли, что его преступление было бессмысленным злом, которое может породить только зло. Только появление Сони Мармеладовой рядом с ним в тюрьме и мысли о религии дали ему надежду на духовное возрождение.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым в романе Преступление и наказание

Достоевский это замечательный русский писатель, очень глубокий по своим повествованиям. По своим ранним произведениям он очень похож на Ч. Диккенса, сам он не отрицал, что являлся его подражателем. Но подражание, естественно было лишь по стилю повествования, сами тематики своих произведений он выбирал максимально актуальные для России в его время.

Вам будет интересно ==>  80 000 Вычет Ндфл

Что же получает Раскольников в итоге? Он хотел – могущество и деньги, а получает – опустошенность, душевные муки совести. И только тогда он понимает, что есть на этом свете то, что дороже денег, власти и могущества, это чистая и спокойная совесть. Он понимает это слишком поздно.

Девушка предлагает молодому человеку во всем признаться и раскаяться перед народом. В болезненном полубреду, надев крест, отчаянный студент отправляется к следователю. По пути, кинув милостыню какой-то старушке, услышал в ответ «Сохрани тебя Бог!». Движимый отчаянием, Раскольников понимает, что единственный способ очищения от греха – это искреннее покаяние перед Богом и народом. Склонив на Сенной площади (вблизи Успенской церкви) голову к земле, не обращая внимания на окружающую публику, поцеловал ее. Выдержав оскорбительную брань и игнорируя окрики толпы, побрел дальше. Измученный и уставший, внезапно осознает, что дошел до дверей следователя.

Молодой человек долго готовился к убийству. Во-первых, прежде всего к данному действию его побудила его философия о разделении людей на великих и низших. Родион считал себя личностью выдающейся, поэтому и решил убить процентщицу, которую считал человеком низшим. Это должно было проверить его теорию. Во-вторых, герой был очень беден, но он переживал не только за себя. Накануне он получил письмо от матери, где она говорила, что Авдотья, сестра героя, собирается выйти замуж по расчету, чтобы помочь своей семье. Раскольников не хотел, чтобы она выходила замуж за нелюбимого. Также к этому можно отнести и другие причины. Герой услышал нелестную беседу о старухе на улице, увидел в парке обесчещенную девушку.

Старуха, хоть и показана как персонаж абсолютно отрицательный, описывается как обычная бабушка. Читатель в самом начале романа узнает, как ее зовут, описана ее заурядная внешность — тощая намасленная косичка, морщинистая шея, маленький рост, и благодаря этому персонаж воспринимается как живой человек, а не воплощение абсолютного зла.

В качестве одного из ключевых, идейно значимых в романе «Преступление и наказание», анализ эпизода убийства старухи-процентщицы очень важен для понимания смыслового наполнения произведения в целом. Для первой части отрывок является кульминационным, для всего романа — сюжетной завязкой. В эпизоде описывается не только глубочайшее духовное падение героя, но и через художественно-структурные элементы передается позиция автора, его отношение к мотивам действий Раскольникова.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым – анализ главы “Преступления и наказания”

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

Вам будет интересно ==>  Кому Положена Молочная Кухня 2021 Красноярск

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок». Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

Анализ эпизода из романа Ф

Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа “Преступление и наказание”. Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту (“На канаве, не очень далеко от моста…”) и заканчивается вместе с главой. Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, что перед ним идет решающий, имеющий поворотное значение в романе, разговор Сони и Родиона, разговор […].

Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание”Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, чер­ты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “но­вое слово”, сделать “первый шаг”); […].

  • Старуха-процентщица. Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
  • Сестра бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно, именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс развенчивания всей теории.
  • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку, Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
  • Мать героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась. Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
  • Сам Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!».

Основа всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже идёт основное действие с тем самым «наказанием».

Сцена; Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы»

Автор : Он ничего не мог выговорить. Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось. Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони.

Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться один. В толпе безобразничал один пьяный: ему хотелось плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел, наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию.

Вам будет интересно ==>  Программа земский доктор в воронежской области 2021 году

Умирающий очнулся и простонал, и она побежала к нему. Больной открыл глаза и, еще не узнавая и не понимая, стал вглядываться в стоявшего над ним Раскольникова. Он дышал тяжело, глубоко и редко; на окраинах губ выдавилась кровь; пот выступил на лбу. Не узнав Раскольникова, он беспокойно начал обводить глазами. Катерина Ивановна смотрела на него грустным, но строгим взглядом, а из глаз ее текли слезы.

Никодим Фомич оживленно рассказывал Илье Петровичу об убийстве старухи и Лизаветы, о том, что в тот вечер, когда произошло убийство, у ворот дома были замечены студент Пестряков, который расспрашивал у дворников о том, где живет старуха, и Кох, который, прежде чем зайти к старухе, полчаса просидел у серебряника. Раскольников хотел уйти, но когда встал, потерял сознание.

Анализ Эпизода Преступление И Наказание Убийство Старухи

Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть. Увидав его выбежавшего, она задрожала как лист, мелкою дрожью, и по всему лицу ее побежали судороги; приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него в угол, пристально, в упор, смотря на него, но всё не крича, точно ей воздуху недоставало, чтобы крикнуть. Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. И до того эта несчастная Лизавета была проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо, хотя это был самый необходимо-естественный жест в эту минуту, потому что топор был прямо поднят над ее лицом. Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его. Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась. Раскольников совсем было потерялся, схватил ее узел, бросил его опять и побежал в прихожую.

А чем были бы 100 рублей для левши в России? Качественных данных о том, сколько в то время в России было рабочих, а тем более инженеров, не существует (вероятно, порядка 150-200 тысяч – и 4-5 тысяч инженеров на всю страну), но, в отличие от Британии, они по доходам от крестьян не отличались. 100 рублей позволили бы левше, кабы не его лондонский загул, не работать дома 3-4 года, сохраняя привычные траты. В пересчете на среднюю зарплату в Туле в 2014 году – порядка 25 тыс. руб.– на руки левша получил от Платова за подковку блохи примерно 800 тыс. руб. текущими рублями. Впрочем, сейчас то, чем был занят левша, называют «нанотехнологии», и ставки там совсем другие.

Автор с начала повествования настраивает на то, что история будет сложной и мрачной. Достоевский постарался подробно описать все атрибуты и людей, которые встречаются на пути главного героя. Нечистоты, пьяницы, падшие женины, духота, неприятные интерьеры — все это символизм романа, чтобы настроить читателя на атмосферу грязи, в которую пришлось окунуться Родиону Раскольникову.

Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых, которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.
Ссылка на основную публикацию