История Прав Ребенка В России Кратко

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка: цель и основные положения документа

Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребёнка – международный документ государств-участников, который включает участие Российской Федерации. Участниками, кроме Российской Федерации, являются Святой Престол, Палестина и все члены ООН. Это все страны, кроме Сомали и Соединённых Штатов Америки.

Первым документом стала Всеобщая декларация прав человека, где также упоминаются права детей. Именно важнейшим шагом о правах детей в 1959 году было принятие Декларации, которая состоит из 10 основных принципов. После неё начал рассматриваться проект данной Конвенции. Необходимо было 30 лет для создания важного документа с более чёткой формой.

Исследовательская работа — Права ребенка раньше и теперь

В Древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.

Права ребенка

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти, которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

  • особое производство о разумении;
  • обязательную защиту;
  • участие законных представителей;
  • ограничение принципа гласности;
  • возможность удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания;
  • выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;
  • особые меры пресечения в случае уклонения от суда – ответственный надзор, помещение в воспитательные исправительные учреждения, помещение в монастыри вместо заключения под стражу

В 1864 г. был издан «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», в котором в первый раз упоминалось о помещении малолетних преступников в исправительные приюты. В декабре 1866 г. появился «Закон об учреждении исправительных приютов». Данный Закон считал исправительные приюты средством нравственного воспитания несовершеннолетних, которые попадают туда по приговору суда. Исправительные приюты находились в подчинении Министерства внутренних дел. Срок нахождения в исправительном приюте определял мировой судья. Несовершеннолетние преступники могли оставаться в приюте только до достижения ими 17-летнего возраста.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

Вам будет интересно ==>  О Краснодарском Крае Для Детей

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

К вопросу об истории развития прав несовершеннолетних *

В Индии (Законы Ману, II в. до н.э. — II в. н.э.) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52 — 55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

См., напр.: Биюшкина Н.И. Проблемы юридического обеспечения прав ребенка в Российской империи по Судебным уставам 20 ноября 1864 г. // Семья в новых социально-экономических условиях: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. (2 — 10 октября 1997 г.). Н. Новгород, 1998. Т. 2. С. 85 — 88; Голышева Л.Ю. Исторический аспект правового положения детей в России // Правовая система России: история и современность (опыт правового регулирования): Материалы 47-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (г. Ставрополь, 19 апреля 2002 г.). Ставрополь, 2002. С. 32 — 34; Иригов И.Р. К вопросу об истории российского законодательства о детях // Государство и право России в XXI веке: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. М.: Готика, 2006. С. 43 — 49; URL: http://mir.pravo.by/library/section_3/istorpravdetey/.
Бычков А.Н. История развития гарантий защиты прав несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России. URL: http://law-bychkov.ru/; Филлипов В. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 43.
Городецкая И.К. Международная защита прав и интересов детей. М., 1973; Курноскин Е.А. Международно-правовая защита прав несовершеннолетних // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений: Мат-лы науч.-практ. конф. СПб., 26 — 28 ноября 1999 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. 1999.
Рудовский Д.В. Права детей. От истории к проблемам уполномоченного по правам ребенка // Юрид. мысль. 2007. N 6 (44). С. 101 — 106; Шемахова Н.С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.02. МВД РФ СПбУ. СПб., 2006. 22 с.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное, за столь короткий срок, соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). защита безнадзорность правонарушение несовершеннолетний

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Вам будет интересно ==>  Как Подать Заявление В Ифнс Через Госуслуги

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей, по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Доклад на тему История становления института прав ребёнка

Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, это человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода, т.е. до периода полового созревания.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Таким образом, в России беспризорность многократно претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Было потрачено много сил и средств, однако чаще всего подход к решению проблемы был направлен на устранение последствий, а отнюдь не причин. Первоначально отсутствие должной государственной системы и поддержки общественных начинаний, негибкость установленных институтов при изменении ситуации, постоянные задержки с принятием решений, а позже метания, неуемное экспериментирование и продолжающийся развал семьи так и не позволили решить проблему беспризорности.

Основные принципы и положения Конвенции получили отражение в российском законодательстве. В соответствии со статьёй 60 Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года) её гражданин «. может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет», то есть с момента совершеннолетия. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ даёт аналогичное Конвенции определение ребенка: «Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».

Права детей: список прав, когда они появляются и какие законы регулируют

Здесь особое место занимает декларация и конвенция о правах ребенка в семье и за ее пределами. Эти основополагающие документы легли в основу формирования положения ребенка в РФ на основании Семейного Кодекса, а также Конституции. В данном случае необходимо подробно рассмотреть, сколько имеется гарантированных прав у ребенка, а кроме того, что предусмотрено за ущемление и нарушение прав ребенка.

  1. правоохранительные органы (отслеживают возможные неправомерные действия в отношении детей в общественных местах);
  2. прокуратура (осуществляет соответствующий надзор за всеми государственными инстанциями, кто причастен к детям);
  3. педагоги образовательных учреждений (эти лица обращают внимание за социальным общением, образованием и развитием);
  4. органы опеки и попечительства (выявляют неблагополучные семьи, а кроме того проводят мероприятия по улучшению жизни в таких ячейках общества);
  5. органы правосудия (суды призывают к ответственности в случае выявления и раскрытия недопустимых действий в отношении малолетних);
  6. уполномоченные по правам несовершеннолетних (осуществляют надзор за политикой органов власти в отношении юных граждан);
  7. органы власти и местного самоуправления (обеспечивают все необходимое, чтобы в пределах их подведомственной зоны юные соотечественники ни в чем не нуждались);
  8. дополнительно следует выделить органы опеки, так как эти инстанции отдельно занимаются предоставлением поддержки малолетним россиянам, кто остался без своих законных попечителей или опекунов.
Вам будет интересно ==>  Городской Кадастр Кем Работать

История Прав Ребенка В России Кратко

На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. При подписании Конвенции ООН,на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Ковенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду — Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

История регулирования прав несовершеннолетних в XVI в

В истории России регулирование положения детей в обществе определялось главным образом через указание на их положение в семье. Семья – один из важнейших социальных институтов. Здоровье и процветание семьи – это гарант спокойствия общества, стабильности и развития государства. Однако в истории России семья не всегда воспринималась как ячейка взаимодействия ее членов. Реальные взаимоотношения внутри семьи порождали нередко жестокость в обращении с женщинами и детьми, далеко уходящую от смысла христианских заповедей. Неоспоримое правило о правоте старшего в семье не способствовало смягчению нравов.

Что же касается воспитания детей, а именно с помощью довольно суровых мер, то в этом «Домострой» не оригинален. Вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях. «Домострой» призывает родителей строго наказывать своих детей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Конвенция о правах ребенка — это

  • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
  • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
  • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
  • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).
  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.
Ссылка на основную публикацию