Верховенство И Высшая Юридическая Сила Конституции Рф

Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции “акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению”.

Необходимость обеспечить единство, целостность и непротиворечивость всей системы российского права обусловливает верховенство Конституции. Не случайно в ч. 2 ст. 4 Основного Закона России установлено, что “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”. Этот принцип подкрепляется положениями ч. 1 ст. 15 Основного Закона: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

· субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое ре­гулирование по предметам совместного ведения до приня­тия федеральных законов. После принятия соответствую­щего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соот­ветствие с данным федеральным законом.

Конституционный принцип, согласно которому закон обладает наибольшей юридической силой (после Конституции) в системе нормативных правовых актов. Но верховенство федеральных законов, в отличие от Конституции РФ, не абсолютно. Они не должны противоречить Конституции РФ и применяются только тогда, когда опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае противоречия положений закона Конституции РФ действуют положения Конституции. Кроме того, Конституцией РФ определено:

Статья 15 Конституции России

Согласно Постановлению Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами РФ Конституции РФ при осуществлении правосудия» судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция – закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

1.Юридическая функция — Конституция рассматривается в качестве основного источника права, главным регулятором важнейших общественных отношений. В данном случае речь, прежде всего, идет об отношениях между государством и личностью, а также между высшими органами власти. Являясь ядром всей правовой системы Конституция занимает особое положение среди норм действующего права, имеет характер прямого действия, составляет нормативную основу законодательства страны. Иначе говоря, Конституция есть основа всего правопорядка в государстве.

Вам будет интересно ==>  Военнослужащий Воспитываюший Ребенка Инвалида Имеюли Право На Допольнительную Поошадь

1.Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов | Страница 26 | Онлайн-библиотека

Конституция РФ упоминает об этом свойстве именно в ст. 4, которая посвящена обеспечению государственного и территориального единства Федерации. Недаром первая часть статьи гласит: « Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию ». Казалось бы, о распространении государственного суверенитета на всю территорию страны можно было бы не упоминать – настолько это само собой разумеющееся положение. Однако российская Конституция акцентирует на этом внимание. Почему?

В учебниках по конституционному (государственному) праву понятие « высшая юридическая сила » нередко включается в логический объем понятия « верховенство конституции ». Однако при всей близости этих понятий они представляют собой два самостоятельных свойства . Да и Конституция РФ их различает. Так, в ее ст. 4 устанавливается, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», а в ч. 1 ст. 15 – что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

Вопрос Функции Конституции РФ

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. От­дельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложнен­ный порядок изменения Конституции.

Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства

Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны («законом законов»). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Вам будет интересно ==>  Пенсионер 2 группа инвалидности исполнилось 80 лет какая будет надбавка

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА — принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона одном из важнейших принципов правовой системы … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией РФ основополагающие начала, определяющие характер взаимоотношений между федеральной властью (РФ) и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ. Федеративное устройство России основывается на следующих принципах … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[8]

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Верховенство Российской Конституции: к вопросу о проблемных аспектах понятия Текст научной статьи по специальности; Право

The purpose of this work is to identify new aspects of the problem of identifying the most important property of the Constitution of Russia — supremacy in the context of its differences from the highest legal force. Methodology and Approach. The article considers the need for amendments to the Constitution and assesses its stability as a self-sufficient regulator. The supremacy of the Constitution is viewed as a property that increases the responsibility of law enforcement bodies for the substance of regulated relations and their quality. The difficulties of its identification during the crisis of socio-economic state of the public organism are revealed. During the study, the comparative legal method, formal logical, dialectical methods were used. Results. In the course of the study, the characteristics of the supremacy of the Constitution were identified, which made it possible to clarify its concept, providing additional opportunities to increase the legal level of the Basic Law and improve the quality of its balance of the basic principles of society. Theoretical and Practical implications. The results of the study contribute to the theory of constitutional law, creating the prerequisites for a further in-depth conceptual study of the process of improving the regulatory properties of the country’s Basic Law and strengthening its authority.

порядка формирования и деятельности учредительной власти (в лице органа, способного разрабатывать и принимать новую конституцию страны)» [4, с 48] Такое состояние несёт в себе определённые риски снижения авторитета Конституции (важного для укрепления её верховенства!), заключающиеся в том, что сам процесс изменения главного закона страны приобретает несколько формально-поверхностный характер Он обрастает такими деталями и кругом участников (при дефиците форм взаимодействия с демократическим волеобразованием и волеизъявлением народа), которые позволяют предположить некоторую поспешность и упрощённость этого процесса Настораживает его переполненность элементами идеологического плана, не вполне относящимися к реальным острым проблемам государства и его народа, необходимым для решения на уровне высокого конституционного акта

Вам будет интересно ==>  Административная Ответственность Это Примеры

Статья 15 Конституции РФ

Непосредственное действие конституционных норм характерно для всех форм государственной деятельности — законодательной, исполнительной, судебной, а также для процесса осуществления гражданами принадлежащих им прав, свобод и обязанностей. Когда самих конституционных норм бывает недостаточно для реализации постановлений Конституции, они действуют совместно с нормами различных отраслей права -конституционного, административного, гражданского и др. Такой перевод общих конституционных предписаний на язык отраслевого законодательства должен сопровождаться конкретизацией установлений Конституции, детализацией конституционных правомочий носителей конституционных прав и обязанностей, а также выработкой процессуальных форм осуществления ее норм. В процессе такой конкретизации, осуществляемой законодателем, недопустимы отступление от буквы и духа Конституции, заложенных в ней ценностных ориентиров, ограничение круга предусмотренных конституционной нормой правомочий или носителей соответствующих прав и обязанностей. Законодатель в конкретизирующем нормативном акте с необходимой степенью формальной определенности устанавливает и содержание конституционной нормы, и процедуру ее осуществления.

Провозглашение Конституции законом прямого действия означает трансформацию Конституции из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. При этом интеграция конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику в тексте Конституции выражается и обозначается различными терминами — «вступление в силу», «введение в действие», «действие», «прямое действие», «непосредственное действие», «осуществление», «применение» и другими, которые несут различную смысловую нагрузку и обозначают нетождественные понятия.

Отличительные признаки конституции РФ

Положения Закона обязательны к неукоснительному исполнению всеми гражданами государства, создаваемыми на территории страны организациями и различными органами власти. Причем неважно, о каком уровне власти идет речь: о федеральных инстанциях или органах местного самоуправления. Здесь эта особенность Конституции важна, учитывая, что властные структуры имеют право издавать нормативные акты и распространять их действие на население определенных территорий, в том числе всю страну.

Одна их важнейших характеристик Конституции — это ее верховенство. Данное понятие связано с трактовкой роли документа в иерархической структуре законодательства. Несмотря на то, что все законы и подзаконные акты имеют юридическую силу, Конституция в сравнении с ними стоит на ступень выше. Она всегда обладает высшей юридической силой, распространяя свое влияние на всю территорию государства.

Тогда КС РФ счел невозможным исполнение постановления ЕСПЧ о выплате бывшим акционерам ЮКОСа 1,9 миллиарда евро
В постановлении разъяснялось, что взаимодействие европейского конвенционного и российского конституционного правопорядков невозможно в условиях субординации, поскольку только диалог между различными правовыми системами служит основой их надлежащего равновесия. Признавая фундаментальное значение европейской системы защиты прав и свобод человека, частью которой являются постановления Европейского Суда по правам человека, КС РФ заявил, что готов к поиску правомерного компромисса ради поддержания этой системы, оставляя за собой определение степени своей готовности к нему, поскольку границы компромисса в данном вопросе очерчивает именно Конституция РФ.

Но ЕСПЧ, куда мужчина обратился после КС РФ, выявил дискриминацию по половому признаку, объяснив, что исключение российским законодательством военнослужащих мужчин из круга лиц, имеющих право на предоставление отпуска по уходу за ребенком, притом что военнослужащие-женщины имеют такое право, не может считаться разумно или объективно обоснованным; лишая военнослужащих-мужчин права на получение отпуска по уходу за ребенком исключительно по признаку их половой принадлежности.

Ссылка на основную публикацию