Вмешательство В Личную Частную Жизнь Ответственность Беларусь

Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 179

Здравствуйте. Снимал квартиру через букинг на сутки. Снял ролик на ютуб с обзором ЖК и в нем видео из этой квартиры. Эту квартиру продали и теперь новый владелец требует удалить ролик ссылаясь, что это распространение личной информации. Как быть в этой ситуации?

Школа. 7 класс. 13летние мальчики через окно в раздевалке умудрились снимать на телефон девочек в нижнем белье. Пока не известно, распространили ли эту съёмку. Попадают ли их действия под эту статью? Если нет, какими нормами предусмотренаи ответственность за такое поведение?

Вмешательство В Личную Частную Жизнь Ответственность Беларусь

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Тайна личной жизни

Кажется, на Западе святость частной жизни возведена в абсолют (хотя профессия папарацци вполне себе хлебная). А что у нас? Разбираемся с понятием приватности в беларусском законе и прикидываем, как можно наказать усердного читателя твоих переписок в Facebook.

В мировой практике, когда говорят о защите права на неприкосновенность частной жизни (privacy), чаще всего пользуются понятием «персональные данные». Внутри него выделяют более узкое – «чувствительная информация» (sensitive personal data). К чувствительной информации обычно относят сведения о расовом, этническом происхождении, религиозных убеждениях, политических взглядах, о здоровье и сексуальной жизни.

умышленное разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда – наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев.

В законодательстве для обозначения личной информации граждан используются различные термины: «информация о частной жизни», «информация о личной жизни», «персональные данные», «личные данные», «охраняемая законом тайна», «личная тайна», «семейная тайна» и др. В большинстве случаев выделение указанных категорий информации направлено на закрепление определенных гарантий и запретов на использование такой информации (необходимость получения согласия лица на использование личных сведений, запрет их разглашения и др.), нарушение которых может повлечь соответствующие меры ответственности. Так, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее- КоАП) не содержит общих норм об ответственности за разглашение персональных данных или сведений о частной или личной жизни лица.

В эпоху тотальной информатизации и компьютеризации все большую актуальность приобретает вопрос о защите основных прав и свобод человека. Современные технологии и интернет для многих давно стали неотъемлемой частью жизни: новости, работа и досуг часто связаны с глобальной сетью.

Примечательно, что в России вопрос регламентации нематериальных благ был разрешен спустя 12 лет после принятия части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации: в 2006 году в гражданское законодательство было введено понятие охраны изображения гражданина. Так, статьей 152.1 названного нормативного правового акта определен порядок и случаи использования изображения гражданина без согласия заинтересованных лиц, а также описан порядок действий в случае нарушения указанного права.

Улыбайтесь, вас снимают! » Объективная реальность: Как защитить частную жизнь от человека с камерой

В середине июля прошлого года по соцсетям разошлась фотография молодых людей, которые занимались сексом на одной из минских улиц. В конце августа милиция задержала любвеобильного парня, было возбуждено уголовное дело за хулиганство, совершенное группой лиц. Парочка получила по 1 году лишения свободы на каждого с отсрочкой наказания на год и по 100 часов общественных работ. Также суд вынес для них запрет на посещение определенных мест после определенного времени. Любопытно, что никакой информации о претензиях к человеку, выложившему ролик в открытый доступ, не появлялось. Хотя положа руку на сердце автор съемки вполне мог отправить диск с файлом и с приложенным заявлением сразу в милицию, вместо того чтобы публиковать фото в соцсетях.

Вам будет интересно ==>  Реновация В Богородском Вао Москва

В начале августа этого года в Витебске женщина пришла в аптеку с собакой и устроила скандал, когда провизор сказал ей, что вход с животными запрещен и обслуживать ее в этом случае не будут. Дама принялась оскорблять провизора и грозить ему увольнением. Все, что произошло в аптеке и было записано на камеру видеонаблюдения, заведующий Максим Самсонов выложил в интернет. В многочисленных интервью, которые он дал впоследствии информагентствам, объяснил свой поступок так: считал, что общественного порицания для скандалистки будет достаточно. Сама же героиня нашумевшего ролика оправдывала свое поведение обстоятельствами: была на нервах и выплеснула весь негатив на человека, сделавшего ей, к слову, вполне справедливое замечание.

Вмешательство В Личную Частную Жизнь Ответственность Беларусь

Ранее в гражданском праве БССР была отдельная статья, которая регламентировала и охраняла право на изображение. Другими словами нигде нельзя было напечатать лицо человека без его согласия. Сейчас такой статьи нет, поэтому этот вопрос регулируется через нематериальные блага.

Также ст.40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» содержит некоторые ограничения по использованию изображений физических лиц в СМИ. «Распространение в средствах массовой информации материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством»

Вторжение В Личную Жизнь В Беларуси

Ранее в гражданском праве БССР была отдельная статья, которая регламентировала и охраняла право на изображение. Другими словами нигде нельзя было напечатать лицо человека без его согласия. Сейчас такой статьи нет, поэтому этот вопрос регулируется через нематериальные блага.

Вербовка человека – это привлечение, набор, наем людей для эксплуатации, т.е. для извлечения вербовщиком или иными лицами выгоды путем присвоения части или всего вознаграждения завербованного лица, причитающегося ему за оказание услуг сексуального характера или за трудовую деятельность. Форма соглашения между вербовщиком и потерпевшим значения не имеет, договоренность может быть и устной.

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Соответствующие положения, касающиеся рассматриваемого права, содержатся и в Законе Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». Как следует из его статьи 13, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных переговоров и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о:

Рассматриваемое право нашло свое закрепление в статье 28 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Данное конституционное право углубляется и развивается отраслевым законодательством. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, незаконно посягнувшие на тайну его личной жизни несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность. В частности, статьей 203 УК Республики Беларусь установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; статьей 255 УК – ответственность за разглашение коммерческой тайны. Уголовный закон содержит и иные составы преступлений, посягающих на личную жизнь.

Чем чревато оскорбление в Интернете и публикация чужих фото

Жизнь минчанки в одночасье превратилась в ад: после тяжелого развода она с трехлетней дочкой осталась проживать в однушке, сособственниками которой являлись оба бывших супруга, ведь жилплощадь была приобретена в браке. Чтобы насолить бывшей жене, мужчина заявлялся посреди ночи выпить чаю, посмотреть телевизор или просто справить нужду. При этом всячески провоцировал скандалы. А если женщина запирала дверь на ключ изнутри и не впускала его, вызывал наряд милиции. При этом все происходящее провокатор запечатлевал на видео, а на протесты бывшей супруги отвечал: «Я снимаю не тебя, а обстановку своей квартиры».

Вам будет интересно ==>  Оплата ветеранам труда в самарской области в 2021 году

Ограничения по использованию изображений содержит также Закон «О рекламе», не допускающий использование образов или высказываний граждан без их согласия или согласия их законных представителей (п. 9 ст. 10). Исключение составляет фотосъемка или видеозапись, производимая в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях.

Другим примером, свидетельствующим о приоритете защиты права на изображение гражданина, может служить рассмотренное в Канаде в октябре 2014 г. дело о выплате компенсации женщине, фотография которой без ее согласия была распространена компанией Google. Просматривая панорамы Google Maps, женщина обнаружила на одном из снимков себя, сидящую на крыльце своего дома (не совсем одетую). Снимок был сделан закрепленной на движущемся автомобиле видеокамерой, обычно используемой Google для наполнения фотографиями электронных карт местности. Компания-ответчик, ссылалась на то, что фото было сделано в «общественном месте» и лицо женщины было заретушировано. Однако суд счел, что на снимке было достаточно информации, позволяющей идентифицировать женщину. В итоге Google обязали выплатить истице компенсацию в размере 2250 долларов за причиненные ей стресс и неудобства.

Так, в деле Тома против Румынии изложена следующая фабула. В сентябре 2002 г. истца и другое лицо задержали сотрудники службы по борьбе с наркотиками за хранение марихуаны, которую они, по мнению властей, намеревались продать. В день задержания журналисты местного телеканала и газеты снимали истца в полицейском участке. На следующий день его фото опубликовали на первой странице газеты вместе со статьей, называвшей его наркоторговцем. Как утверждает истец, журналистов пригласила полиция. В тот же день его заключили под стражу. В 2003 г. окружной суд приговорил истца к трем годам лишения свободы за незаконное хранение наркотиков с целью сбыта. По жалобе срок наказания уменьшили до одного года и шести месяцев.

Что делать, если ваши личные данные разгласили в Telegram-канале

Если говорить более общо, то статья 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что «никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища, или тайну его корреспонденции, или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Из этого базового права и вытекает право человека на защиту его персональных данных.

Кроме того, статья 28 Конституции РБ гласит, что «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». И в соответствии со ст. 18 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» «сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляется с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь».

Вмешательство в личную жизнь как статья УК РФ

  • На семейную тайну и неприкосновенности жилища;
  • На отказ давать показания и свидетельствовать против своих родственников;
  • На организацию собственного быта по желанию и усмотрению лица, если его действия не ограничивают свободу других людей;
  • На врачебную тайну и тайну личной переписки;
  • На самостоятельный выбор религии.
  • Мать прочитала переписку дочери в социальных сетях;
  • Девушка подслушала разговор своих одноклассников и пересказала его подруге, чтобы обсудить;
  • Сосед из любопытства достал и прочел торчащее из почтового ящика письмо, а затем положил его обратно.

С учетом проведенного исследования можно говорить следующее:
Под личной информацией следует понимать совокупность сведений, относящихся к конкретному человеку, и включающую информацию о его частной жизни (сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья и др.), а также персональные данные. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на защиту от незаконных действий посторонних лиц в отношении его личной информации.
В Законе об информации перечень мер по защите информации, а также перечень прав и обязанностей субъектов-носителей информации чрезмерно обобщены и требуют законодательной доработки.
Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Выполнение данной работы позволило автору, как выявить проблемы в сфере реализации защиты личной информации, так и сформулировать некоторые рекомендации по их разрешению:
1. Дать легальное определение понятию «личная информация». Утвердить соответствующий перечень относящихся к ней сведений.
2. Утвердить перечень сведений, относящихся к тайне личной жизни.
3. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
4. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации: правовые, организационные, технические, частные. Определить порядок их реализации.
В связи с наличием изложенных выше проблем и малой систематизацией законодательства в области защиты личной информации, автор полагает, что в отношении личной информации назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы содержание личной информации и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

Напомним, что к мерам по защите информации Закон об информации относит кроме правовых мер, так же организационные и технические меры. В предыдущем разделе автором были определены и исследованы правовые меры защиты личной информации.
В данном разделе предлагается рассмотреть организационные и технические меры защиты личной информации.
Так, к организационным мерам ст.29 Закона об информации относятся: обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.
К техническим мерам относятся: меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.
Ввиду ограниченности объема работы считаем, что наиболее целесообразно будет остановиться на рассмотрении технический мер в разрезе их криптографической составляющей.
По мнению Н.Д.Микулича в современных условиях полноценную защиту информации можно обеспечить только с применением криптографических методов защиты информации. Современная криптография как наука основывается на совокупности фундаментальных понятий и фактов математики, физики, теории информации и сложности вычислений. Несмотря на традиционную ее сложность, многие теоретические достижения криптографии сейчас широко используются [10, C.60].
Они обеспечивают решение основных задач информационной безопасности: конфиденциальность, целостность, подлинность, аутентификация как пользовательской и служебной информации при хранении и передаче по каналам связи[1, C.370].
Это достигается:
– шифрованием данных, баз данных;
– шифрованием всего информационного трафика и отдельных сообщений;
– криптографической аутентификацией устанавливающих связь объектов информационного взаимодействия;
– защитой несущего данные трафика средствами имитозащиты и электронно-цифровой подписи для обеспечения целостности и достоверности передаваемой информации;
– применением криптографических стойких проверочных кодов для контроля целостности данных, программного обеспечения;
– применением электронно-цифровой подписи для обеспечения юридической значимости электронных документов.
Криптографические протоколы также являются одним из важнейших средств решения задач информационной безопасности в сетях передачи данных. Их применение обусловлено использованием обширных механизмов межсетевого взаимодействия. Большинство криптографических протоколов в своей основе используют криптографические алгоритмы (блочного шифрования, ЭЦП, кэш-функции).
К 2000 году в Республике Беларусь была создана нормативно-правовая база, обеспечивающая создание и развитие отечественных средств криптографической защиты информации (СКЗИ), заложены основы использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) и организации юридически значимого электронного документооборота в корпоративных информационных системах субъектов хозяйствования.
В условиях стремительно развивающегося рынка электронных услуг и электронной торговли первоочередными задачами для республики являются вопросы цифрового доверия, создание системы идентификации для физических и юридических лиц.
Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, обеспечит возможность ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг организациям и гражданам, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей [10, С.62].
В Республике Беларусь продолжается формирование семейства базовых криптографических алгоритмов.
Алгоритмы шифрования.
Утвержден и вводится в действие СТБ 34.101.31-2011 «Информационные технологии. Защита информации. Криптографические алгоритмы шифрования и контроля целостности». Стандарт определяет семейство криптографических алгоритмов шифрования и контроля целостности, которые используются для защиты информации при ее хранении, передаче и обработке. Стандарт применяется при разработке средств криптографической защиты информации. Основные характеристики: длина блока -128 бит, длина ключа- 128,192, 256 бит, длина имитовставки – до 64 бит. Шифрование может выполняться в одном из шести режимов: простой замены, сцепления блоков, гаммирования с обратной связью, счетчика, одновременного шифрования и имитозащиты данных, одновременного шифрования и имитозащиты ключа.
Функции кэширования.
В СТБ 34.101.31-2011 определен алгоритм кэширования для вычисления кэш-значений – двоичных слов фиксированной длины, которые определяются по сообщению без использования ключа и служат для контроля целостности сообщения и представления сообщения в сжатой форме. Длина кэш-значения – до 256 бит.
Системы ЭЦП.
Разработан и проходит нормоконтроль проект стандарта «Алгоритмы выработки и проверки электронной цифровой подписи на основе эллиптических кривых». Стандарт устанавливает алгоритмы выработки и проверки ЭЦП, генерации и проверки параметров эллиптической кривой, генерации и проверки личных и открытых ключей подписи, а также вспомогательные алгоритмы транспорта ключа и генерации псевдослучайных чисел. В нем описываются алгоритмы электронной цифровой подписи, в которых используются вычисления в группе точек эллиптической кривой над конечным простым полем. Стандарт призван заменить СТБ 1176.2-99. Переход от алгоритмов СТБ 1176.2-99 к алгоритмам стандарта позволит уменьшить время выработки и проверки ЭЦП, сократить длины параметров и ключей при сохранении уровня криптографической стойкости. Он также как и СТБ 1176.2-99 базируется на схеме ЭЦП Шнора [10 ].
Приказом Оперативно-Аналитического Центра при Президенте Республики Беларусь от 25 мая 2012 г. № 46 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515» [26] (далее – Приказ) утверждено Положение о порядке организации криптографической защиты информации в государственных информационных системах, а также в информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (далее – Положение).
Положение определяет порядок организации криптографической защиты информации (далее – КЗИ) в государственных информационных системах, в информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (далее – информационные системы), а также критически важных объектах информатизации (далее – КВОИ).
Этим же Приказом утвержден и Перечень технических нормативных правовых актов и документов, в которых определены требования к средствам криптографической защиты информации и на соответствие которым осуществляется сертификация и государственная экспертиза (далее – Перечень).
Указанные меры, в большинстве своем, относятся к персональным данным. Обеспечение безопасности персональных данных позволит решить одну из важнейших проблем и потребностей современного общества — защита прав человека в условиях вовлечения его в процессы информационного взаимодействия в том числе, право на защиту личной (персональной) информации в процессах автоматизированной обработки информации [6, С.13].
Полагаем, что перечень мер по защите личной информации должен быть дополнен «частными мерами».
Обосновывая данное мнение отметим, что в связи с ускоренными темпами развития информационных технологий именно непосредственные субъекты-носители личной информации (физические лица) своими действиями во многом предопределяют возможные негативные последствия от использования такой информации.
В частною группу мер защиты личной информации следует включить:
1. Обеспечение безопасности персональных компьютеров (другой электронной техники) от внешних и внутренних угроз утечки информации личного характера;
2. Ограничения ввода личной информации на специализированных сервисах, в социальных сетях.
Основное внимание в первой группе мер необходимо уделить компьютерной безопасности. К примеру, Г.А.Воронцова [2, С.68] со ссылкой на «Лабораторию Касперского» приводит десять правил компьютерной безопасности:
1) Периодически обновлять вашу антивирусную программу.
Эти программы защищают только от тех вирусов, которые со¬держатся в антивирусной базе. Чем чаще выполняется это несложная операция, тем более защищенным будет рабочее место. Рекомендуется ежедневная загрузка обновлений, а иногда и несколько раз в день.
2) Осторожно обращаться с файлами в письмах электронной почты.
Никогда нельзя запускать программы, присланные незнакомы¬ми лицами, но вирус может быть отправлен от чужого имени незаметно для владельца компьютера.
3) Ограничить круг лиц пользующихся компьютером.
Лучше, если никто, кроме вас, не имеет доступа к вашему компьютеру, если это невозможно, то надо разграничить права доступа и определить разрешенные действия для других лиц (особое внимание уделить работе с мобильными носителями, Интернетом, электронной почтой).
4) Своевременно устанавливать «заплатки» к ПО.
Многие вирусы используют «дыры» в системах защиты операционных систем и приложений, Рекомендуется регулярно проверять Web-сайты производителей установленного у вас ПО и следить за выпускном новых «заплаток». Это относится к операционной системе Windows и другим программам корпорации Microsoft, которые наиболее распространены и привлекательны для создателей вирусов.
5) Обязательно проверять мобильные носители информации. Известно, что 85% от зарегистрированных случаев заражения компьютерным вирусом приходится на электронную почту и Интернет, но не стоит забывать о традиционном способе транспортировки вредоносных вирусов, как мобильные носители(диски, компакт-диски, в том числе пиратские).
6) Осторожно обращаться с источниками, заслуживающими доверия.
Получив компьютер из ремонта, не забудьте тщательно проверить его на наличие вирусов. Иногда данные получены из источников , заслуживающих доверия, Не думайте, что производители, чей сайт вы часто посещаете, умышленно заражают ваш компьютер — в каждой работе бывают осечки. Иногда они касаются и антивирус¬ной безопасности.
7) Сочетать разные антивирусные технологии.
Отметим эффективное комбинированное использование раз¬ных технологий для гарантии безопасной работы вашего компьютера. К таким технологиям относятся:
— антивирусный монитор, постоянно присутствующий в памяти вашего компьютера и проверяющий все используемые файлы в момент доступа к ним;
— ревизор изменений, который отслеживает все изменения на диске и сообщает, если в каком-то файле «поселился» вирус;
— поведенческий блокиратор, обнаруживающий вирусы не по их уникальному коду, а по последовательности их действий.
Сочетание описанных способов борьбы с вирусами является залогом успешной защиты от вредоносных программ.
8) Иметь при себе чистый загрузочный диск.
Часто вирусы лишают компьютер способности загружаться. Для этого надо иметь чистую дискету с установленной антивирусной программой, которая поможет произвести загрузку и восстановить систему.
9) Регулярно осуществлять резервное копирование.
Необходимо регулярно копировать наиболее ценную информацию на независимые носители: магнитно-оптические диски, ком¬пакт-диски и т.п. Это позволит сохранить данные не только при поражении вирусом, но и в случае серьезной поломки в аппаратной части компьютера.
10) Не паниковать.
Интерпретировав указанные правила можно сформировать комплекс мер по защите персонального компьютера и, тем самым, обеспечить сохранность личной информации, находящейся в нем.
Непосредственное внимание во второй группе мер нужно уделить: необходимости, достаточности и достоверности сведений, вводимых в социальных сетях и других сервисах.
Таким образом, кроме правовых средств защиты информации необходимо выделить также организационные, технические и частные меры. При этом, к частным мерам следует отнести обеспечение безопасности персональных компьютеров (другой электронной техники) от внешних и внутренних угроз утечки информации личного характера, а также ограничение ввода личной информации на специализированных сервисах, в социальных сетях.

Ссылка на основную публикацию