Возврат Билетов По Авансовому Отчету

В соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) установлено, что на субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

Сумма неустойки, взысканная при возврате авиабилета, учитывается в составе прочих расходов в качестве штрафной санкции за нарушение условий договора (п. п. 11, 14.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ, п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

Минфин рекомендует ориентироваться на причины отмены командировки. Они должны быть объективны и связаны с деятельностью компании: болезнь сотрудника, письменная просьба о переносе от принимающих лиц, пандемия и т.п. Тогда расходы можно учесть в составе внереализационных.

  • причины отмены командировки. Если в регионе или в другой стране ограничено посещение из-за угрозы заражения, сошлитесь на решение главы региона или рекомендации Роспотребнадзора;
  • реквизиты приказа о направлении работника в командировку, который отменяется;
  • порядок возврата неизрасходованных средств, а также порядок отмены брони гостиниц, возврата билетов.

Каждый купленный билет фиксируется в справочнике «Билеты». При открытии конкретного документа пользователю показываются не только основные сведения о предоплаченных услугах (вкладка «Основное»), но и все проводимые с билетом действия (гиперссылка «Операции с билетом»).

Если пользователь не использует выгрузку билетов из Smartway, то он сам вносит в программу информацию по билетам, которые куплены у разных контрагентов. Кроме того, имеется возможность фиксировать любые действия с электронными билетами, например, доплату, обмен или возврат.

Вопрос №1: Командированный сотрудник вернул билет на самолет до места командировки и обратно, купленный на подотчетные средства. Причиной отмены служебной поездки стало заболевание данного работника. Должен ли сотрудник уплачивать комиссию за возврат билета из собственных средств?

Обоснованные расходы на возмещение ущерба и затраты в виде штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договоров (признанные должником, а также подлежащие уплате по решению суда) могут быть включены в состав внереализационных расходов, не имеющих отношение к производству и реализации (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Согласно пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, датой осуществления затаит признается дата вступления в законную силу решения суда или дата признания расходов должником. Соответственно, компенсация за возврат билета может быть учтена как расходы по уплате неустойки.

Как учесть электронный билет в авансовом отчете

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

  • Дебет 60 (76) Кредит 51 – это значит, что компания перечислила деньги для покупки билетов;
  • Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60 (76)
  • — билет был куплен, деньги списаны;
  • Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы» – сотрудник получил свой билет.

Существует несколько вариантов развития ситуации в случае отмены командировки. Если сотрудник оплачивал билеты самостоятельно, то отправлять заявку на отмену и уплачивать сопутствующие сборы, вроде штрафа за перенос дат, должен именно он. Компания затем должна компенсировать ему понесенные затраты.

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Сотрудник поехал в командировку. Билет туда и обратно компания покупает через посредника (юрид.лицо) по безналичному расчету. И оплата посреднику за билет и сбор проведена в полном объеме
Мы получаем документы – эл.билет, акты на сервисный сбор.
Находясь в командировке было принято решение продлить ее еще на 1 день.
Поэтому сотрудник сдал эл.билет в кассу РЖД, получил наличные за возврат билета от РЖД и купил новый билет доплатив необходимую сумму (за минусом возврата). А посредник не в курсе о возврате билета и покупки нового.
Как правильно оформить данные операции документально и какими проводками в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае отмены командировки, оформленной приказом руководителя учреждения, расходы, возникшие при приобретении авиабилета и обмене его на ваучер, должны осуществляться за счет учреждения на основании соответствующих оправдательных документов.
Законодательно порядок учета ваучеров, выдаваемых авиакомпаниями взамен неиспользованных авиабилетов в условиях пандемии коронавируса, не определен, учреждению следует разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Ваучеры могут быть учтены учреждением в качестве денежных документов с применением счета 201 35, если они предоставлены авиакомпанией не в форме электронного документа.
Однако при приеме в кассу ваучера в качестве денежного документа или при отражении в учете расчетов по авансам с авиакомпанией в случае предоставления ваучера в форме электронного документа вполне обоснованно оформление доверенности от имени сотрудника, на которого оформлен ваучер, на передачу права приобретения билета на основании данного документа иному уполномоченному лицу учреждения. В результате передачи сотрудником права воспользоваться услугами авиакомпании у учреждения подтверждается наличие актива — контролируемого учреждением объекта учета, который возможно использовать в деятельности учреждения.

Вам будет интересно ==>  Льготы Ветеранам Труда На Жд Билеты Дальнего Следования

Обоснование вывода:
Из положений действующего законодательства следует, что работник направляется в служебную командировку по инициативе работодателя и в его интересах. Следовательно, любые расходы, обоснованно осуществленные работником в ходе выполнения служебного задания, производятся именно в интересах работодателя, а не работника (смотрите решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04). Такие расходы не могут оплачиваться за счет средств работников, так как они осуществлялись на основании соответствующих решений работодателя. Работодатель обязан их возместить.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками сотрудников учреждения, устанавливаются на уровне публично-правового образования (ст. 168 ТК РФ). В то же время положениями Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, регламентирующего порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных учреждениях, не предусмотрено каких-либо особенностей возмещения командировочных расходов в случаях, когда командировка отменена работодателем.
Как правило, в случае переноса (отмены) командировки, оформленного приказом руководителя учреждения, расходы сотрудника, возникшие при приобретении и последующем возврате билетов, должны осуществляться за счет учреждения на основании авансового отчета и соответствующих оправдательных документов. При этом детальный порядок документального оформления указанных расходов в целях принятия их к бухгалтерскому учету может быть определен в рамках учетной политики учреждения.
В условиях пандемии коронавируса авиакомпании в целях сохранения финансовой устойчивости вместо возврата денежных средств за несостоявшиеся рейсы оформляют ваучеры. Ваучер выдается вместо неиспользованного проездного документа и дает право его держателю оформить другой авиабилет на ту же сумму. Помимо стоимости билета ваучер может содержать и иные финансовые параметры, такие как скидки и бонусы.
В рассматриваемой ситуации командировка не состоялась по причине отмены мероприятия в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, то есть не по вине сотрудника. То есть возврат билета, включая все его финансовые последствия, был произведен с разрешения и ведома работодателя. Следовательно, расходы сотрудника должны быть возмещены работодателем. Если расходы на приобретение билета были осуществлены за счет выданных подотчетных сумм, у сотрудника нет обязанности по возврату стоимости неиспользованных билетов, обмененных на ваучер.
Действующее законодательство не содержит прямых указаний по порядку учета ваучеров авиакомпаний. Одним из возможных вариантов учета ваучера авиакомпании представляется его включение в состав денежных документов. Согласно п. 169 Инструкции N 157н на счете 201 35 «Денежные документы» учитываются различные денежные документы, например, оплаченные талоны на бензин и масла, на питание, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, почтовые марки, конверты с марками, марки государственной пошлины и т.д. Денежный документ удостоверяет право его владельца на получение определенных товаров, работ, услуг в установленной таким документом сумме. Данный перечень является открытым, соответственно, его можно продолжить в случае, если рассматриваемый документ несет в себе аналогичные свойства.
По своей экономической сути ваучер схож с документами, учитываемыми на счете 201 35 «Денежные документы», поскольку имеет номинал и является документом, удостоверяющим право держателя ваучера на приобретение авиабилета. Кроме того, с учетом планируемых изменений в Инструкции N 157н предусмотрено появление прямого указания на то, что проездные документы, кроме электронных, следует учитывать в числе денежных документов на счете 201 35 и хранить в кассе. Поскольку ваучер по существу относится к документу, гарантирующему приобретение проездного билета, имеет эквивалентную проездному билету стоимость, такой ваучер можно отнести к денежным документам и осуществлять его учет в общем порядке, предусмотренном п.п. 170-172 Инструкции N 157н, в кассе учреждения.
Вместе с тем при принятии решения учреждением об учете ваучера авиакомпании в составе денежных документов необходимо принять во внимание формат оформления ваучера. Ваучер, как и проездной документ, может быть оформлен авиакомпанией в виде электронного документа. В этом случае утрачивается его уникальность, электронный ваучер можно размножить неограниченное число раз и воспользоваться любым экземпляром. Соответственно, если ваучер предоставлен в виде электронного документа, его учет в составе денежных документов не осуществляется. Стоимость оплаченных электронных билетов целесообразно учитывать в качестве задолженности авиакомпании по оказанию услуг перевозки в составе выданных авансов на счете 206 22 «Расчеты по авансам по транспортным услугам».
Как понятно из вопроса, в рассматриваемом случае сотрудники приобретали билеты самостоятельно за счет подотчетных средств. Соответственно, ваучер авиакомпанией выдается на имя покупателя билета, то есть документ именной. Поскольку документ оформлен на физическое лицо, у учреждения нет определенности в том, что ваучер будет использован сотрудником в дальнейшем по назначению. Должностными лицами учреждения должна быть проведена классификация рассматриваемых документов в качестве актива (п. 36 Стандарта «Концептуальные основы»).
В случае если в соответствии с профессиональным суждением уполномоченных лиц ваучер будет признан активом, то такой объект учета следует отразить на балансовом учете учреждения. При приеме в кассу ваучера в качестве денежного документа или при отражении в учете расчетов по авансам с авиакомпанией в случае предоставления ваучера в форме электронного документа вполне обоснованно оформление доверенности от имени сотрудника, на которого оформлен ваучер, на передачу права приобретения билета на основании данного документа иному уполномоченному лицу учреждения. В результате передачи сотрудником права воспользоваться услугами авиакомпании у учреждения подтверждается наличие актива — контролируемого учреждением объекта учета, который возможно использовать в деятельности учреждения.
Если должностные лица выражают сомнение в отнесении ваучера к активам учреждения, например, условиями авиакомпании не предусмотрена возможность передачи ваучера другому лицу, учреждение в силу п. 332 Инструкции N 157н может предусмотреть специальный забалансовый счет в целях внутреннего контроля для учета ваучера авиакомпании по его фактической стоимости до тех пор, пока сотрудник не использует его по назначению или не уволится. Кроме того, учет оформленного в электронной форме ваучера также возможно осуществлять на дополнительно введенном забалансовом счете (п. 1 Инструкции N 157н).
В условиях отсутствия в законодательстве порядка учета ваучеров авиакомпаний учреждению необходимо самостоятельно разработать порядок учета указанных документов и закрепить его в учетной политике.

Вам будет интересно ==>  Горячая Линия Суд

В соответствии со ст.168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на субсчете 50-3 «Денежные документы» к счету 50 «Касса» учитываются, в частности, находящиеся в кассе организации оплаченные железнодорожные билеты в сумме фактических затрат на их приобретение (без учета НДС). Получение железнодорожных билетов от фирмы, занимающейся их продажей, отражается записью по дебету счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом сумма НДС, предъявленная фирмой при продаже билета, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60.
При перечислении оплаты за билеты производится запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Выдача железнодорожного билета командированному сотруднику отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции с кредитом счета 50, субсчет 50-3.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденному Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст.83 Устава).
Во всех случаях возврата денег за неиспользованные проездные документы (билеты) и несостоявшуюся перевозку багажа все проездные документы (билеты) и квитанции доплат остаются у железной дороги или на станции и служат основанием для выплаты платежей (п.61 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30). Кроме того, за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) взимается сбор в размере, установленном МПС России (п.157 Правил).
Расчеты с подотчетными лицами регламентированы п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. В рассматриваемой ситуации сотрудник, вернувшийся из командировки, в течение 3 рабочих дней представляет в бухгалтерию организации Авансовый отчет (Унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55), к которому прикладывает приобретенный взамен сданного железнодорожный билет, а также объяснительную записку, в которой указывает сумму, полученную за сданный билет, и причину, вызвавшую необходимость возврата выданного ему железнодорожного билета в кассу вокзала.
В рассматриваемой ситуации сотрудник взамен сданного билета приобретает в кассе вокзала другой, причем сумма НДС в билете не выделена отдельной строкой.
Пунктом 7 ст.171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в частности расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно. При этом в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п.3, 6 — 8 ст.171 НК РФ. Основанием для вычета сумм НДС, уплаченных за проезд к месту служебной командировки и обратно, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации) является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой (Письмо МНС России от 04.12.2003 N 03-1-08/3527/13-АТ995 «О налоговых вычетах по НДС при командировках». В том случае, если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы НДС, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Следовательно, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда сотрудника из командировки к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы НДС, то данные расходы на основании пп.12 п.1 ст.264 НК РФ в полной сумме относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Такая позиция МНС России содержится в упомянутом Письме.
В бухгалтерском учете расходы организации на командировку сотрудника отдела сбыта признаются расходами по обычным видам деятельности, как расходы, связанные с продажей продукции (п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
На основании авансового отчета в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 71 на стоимость приобретенного сотрудником за наличный расчет билета.
Разница между фактической стоимостью (без НДС) обратного билета, приобретенного организацией для командированного сотрудника, и суммой, полученной сотрудником при сдаче этого билета, состоит из сервисного сбора, части стоимости проезда, удержанной при возврате билета менее чем за восемь часов до отправления поезда, и сбора за операцию по оформлению возврата денег. Указанная сумма разницы в бухгалтерском учете признается прочим внереализационным расходом (п.12 ПБУ 10/99) и отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 71.
Сумма НДС, уплаченная фирме-продавцу при приобретении железнодорожного билета, впоследствии возвращенного в кассу вокзала, не может быть принята к вычету, так как услуга по перевозке пассажира — сотрудника организации не была оказана и, следовательно, не выполняется условие п.1 ст.172 НК РФ для принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам). Указанная сумма НДС признается прочим внереализационным расходом организации (п.12 ПБУ 10/99) и списывается в дебет счета 91, субсчет 91-2, с кредита счета 19.
Для целей налогообложения прибыли согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку в рассматриваемой ситуации сотрудником организации документально не подтверждена сумма, полученная им за сданный билет, по нашему мнению, сумма разницы между фактической стоимостью сданного билета (с НДС) и заявленной сотрудником суммой, полученной за билет, не может быть признана расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В этом случае в соответствии с п.п.4, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, возникает постоянная разница, отражаемая обособленно в аналитическом учете и приводящая к возникновению постоянного налогового обязательства. Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, и равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
После утверждения авансового отчета сотрудника ему выплачивается перерасход в сумме разницы между стоимостью приобретенного им билета и суммой, полученной при возврате билета, приобретенного организацией. При этом производится запись по дебету счета 71 в корреспонденции со счетом 50, субсчет 50-1 «Касса организации».

Вам будет интересно ==>  Владимир Единый Социальный Проездной Билет

Сотрудник отдела сбыта организации направлен в служебную командировку. Железнодорожные билеты в оба конца оплачены по безналичному расчету фирме, занимающейся их продажей. При этом стоимость обратного билета составляла 1771 руб., в том числе НДС 270,15 руб., плюс сервисный сбор и комиссия — 259 руб., в том числе НДС 39,51 руб. В связи с возникшей производственной необходимостью сотрудник был вынужден задержаться, поэтому сдал обратный билет в кассу вокзала и купил другой на тот же день, но на более позднее время. В соответствии с объяснительной запиской сотрудника за сданный билет он получил 1073 руб. Стоимость купленного взамен билета составила 1543 руб.(НДС не выделен в билете отдельной строкой). Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете?

Возврат билетов при отмене командировки в бухгалтерском учете

Если приобретался электронный проездной билет (через Интернет с оплатой банковской карточкой работника), то возврат остатка может «затянуться» во времени. В таком случае срок подачи Отчета может быть максимально увеличен до 20 дней (п.п. «б» п.п. 170.9.3 НКУ).

Учитывая, что направление в командировку производится по распоряжению работодателя, ее отмена должна осуществляться таким же образом. Поэтому, прежде всего работодатель должен издать приказ (распоряжение) об отмене командировки с указанием причин, по которым командировка не состоялась.

Учет билетов в бухгалтерском учете

Работодатель обязан возмещать издержки по командировкам в составе суточных, платежей за проживание, питание и проезд. Последняя статья затрат должна компенсироваться независимо от вида используемого транспорта и способа приобретения билета на него, главное, чтобы работник мог представить нанимателю обоснование по потраченным суммам.

Сотрудник купил билет на поезд самостоятельно за наличный расчет:

  • Д71 – К50 – 15 600 руб., выданы из кассы деньги для покупки билета командированному лицу;
  • Д26 – К71 – 15 600 руб., затраты признаны в учете на основании утвержденного авансового отчета.
Ссылка на основную публикацию