Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Конституционном Суде

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством. Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

В первом Определении речь идет о том, что, устанавливая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения, отметил Суд, соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Суд опирался на правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пунк-
та 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”», которые применимы и при оценке оспариваемой нормы подп. 1 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона. Оспариваемая норма исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам без разумного на то оправдания, чем нарушаются требования ст. 19, 38 (ч. 1 и 2) и 39 (ч. 1) Конституции РФ и имеет место несоразмерное ограничение конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

Данное правило определения подсудности по социальным спорам в сфере трудовых пенсий может быть применено при определении подсудности по всем спорам в сфере социального обеспечения, поскольку определение подсудности связано с природой правоотношений в сфере социального обеспечения, их подразделением на материальные и процедурные правоотношения, динамикой развития правоотношений в сфере социального обеспечения. Наличие субъективного права на социальное обеспечение определенного вида (например, достижение возраста и наличие стажа) само по себе не является основанием для назначения пенсии, поскольку существующее субъективное право должно пройти динамику развития от материального правоотношения к процедурному. При наличие спора по поводу субъективного права лица на социальное обеспечение того или иного вида – спор относится к подсудности районного суда (заранее субъективное право как таковое оценке не подлежит, хотя, безусловно, является по своему характеру имущественным), при наличие спора относительно реализации неоспариваемого субъективного права на социальное обеспечение определенного вида – спор относится к подсудности мирового судьи при условии, что подлежащие взысканию суммы в счет социального обеспечения не превышают 50 000 рублей (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

  • пресечение противоправных действий;
  • восстановление нарушенного права;
  • признание права гражданина;
  • понуждение к исполнению обязанности реализации и соблюдения социальных прав;
  • признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
  • возмещение убытков;
  • компенсация морального вреда;
  • взыскание неустойки.

Самозащита может применяться только при нарушении или после нарушения права. Во время самозащиты лицо к компетентным органам по поводу защиты обратиться не может. В тоже время, если обращение к таким органам возможно, то необходимо исходить из того, что именно в данной ситуации применение самозащиты является наиболее действенным и оперативным. Осуществление самозащиты происходит благодаря силам самого потерпевшего.

В своих решениях Суд часто указывает в своих решениях на тут или иную позицию, выраженную ранее в других решениях, на основании которой строятся его выводы уже в новом деле. Выраженные в определенной форме в решениях Конституционного Суда РФ мнения, суждения, умозаключения или выводы относительно конкретного дела, толкования конституционных норм, принципов, правовых идей и иных правовых конструкций, что, по сути, является составными частями решений и могут выражаться как в мотивировочной, так и в резолютивной части различных видов решений, называют правовыми позициями. Некоторые ученые определяет правовые позиции как систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения конкретных дел по определенным проблемам, имеющих общий характер и имеют юридическую силу решений [3, с. 59–62]. Но здесь стоит заметить, что императивность правовых позиций определяется тем, что общеобязательным является решение Конституционного Суда в целом, а не только его часть.

Вам будет интересно ==>  Где Сидят Экономические Преступники

Исходя из Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2018 год от 21 марта 2019 [7] (подготовленного Секретариатом Суда по наиболее важным решениям, которые могут оказать воздействие на правоприменительную практику) за 2018 год Конституционный Суд РФ по жалобам граждан в области конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, неоднократно (п. 25, 26, 30, 31 Обзора) принимал решения о том, что оспариваемые положения нормативных актов не соответствуют Конституции РФ.

В постановлении от 6 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе»» Конституционный Суд этой республики указал следующее. По мнению Суда, уменьшение размера доплаты государственному служащему к государственной пенсии не является умалением основного содержания прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию, считает Суд, ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной гарантией, обеспеченной возможностями средств соответствующих бюджетов, а поэтому уменьшение размера вышеназванной доплаты не умаляет основного конституционного права на получение пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом.

В первом Определении речь идет о том, что, устанавливая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок» исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения нрава на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения, отметил Суд, соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Суд опирался на правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», которые применимы и при оценке оспариваемой нормы подп. 1 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона. Оспариваемая норма исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам без разумного на то оправдания, чем нарушаются требования ст. 19, 38 (ч. 1 и 2) и 39 (ч. 1) Конституции РФ и имеет место несоразмерное ограничение конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

Защита социальных прав конституционным правосудием в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, кандидат юридических наук Батаева, Татьяна Васильевна

Научная новизна работы состоит в том, что это первое комплексное исследование, посвященное проблемам защиты основных социальных прав граждан конституционным правосудием. По результатам исследования с учетом действующего федерального и регионального законодательства получены новые знания о социальных правах граждан и механизме их защиты конституционным правосудием.

В течение длительного периода времени (с момента принятия Конституции РФ и начала деятельности Конституционного Суда РФ) проблеме исследования конституционных социальных прав граждан в науке не уделялось достаточного внимания. В конце 90-х г.г. XX века стали появляться первые работы, посвященные социальным правам. Однако многие вопросы в социальной сфере (понятие и сущность социального государства, понятие и виды социальных прав, проблемы защиты социальных прав, соотношение охраны и защиты социальных прав, проблемы защиты социальных прав конституционным правосудием и др.) до сих пор являются дискусси I

В 90-х годах ХХ века в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан на конституционную защиту социальных прав. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан — Уполномоченные по правам человека в РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу Конвенция “О защите прав человека и основных свобод”.* * Собрание Законодательства РФ. 1998. №20. с. 2143 В соответствии с ней любое лицо, группа частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений, вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты… и в течение шести месяцев, считая от даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам человека “может принять дело к рассмотрению лишь, после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию” (ст.48 Конвенции). В-пятых, ст. 30,31,33,37 К. РФ в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Вам будет интересно ==>  Если Выписать Должника До Прихода Приставов

Еще раз отметим, что право граждан на защиту расширено в 90-х годах. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое.

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Защита социальных прав конституционным правосудием в России Батаева Татьяна Васильевна

Степень научной разработанности темы исследования. В российской юридической науке общетеоретические аспекты конституционных прав и свобод, такие как понятие, сущность, структура прав человека, система юридических механизмов их защиты, являлись предметом исследования видных ученых: С.С Алексеева, Н.В. Витрука, Е.А. Лукашевой, М.Н. Малеиной, Г.В.Мальцева, Н.К Матузова, Б.Н, Топорнина, В.Е. Чир-кина и др. Исследованию проблем социальной функции государства и осуществляемой им социальной политики в 70 — 80-е годы XX в. посвятили свои работы такие ученые-юристы, как С.А. Иванова, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Козлов, Е.А- Лукашева, Р.О.Халфина, KB- Шелютто, В.И. Шкатулла,

Учитывая, что в российском законодательстве отсутствуют дефиниции терминов «охрана» и «защита» субъективных прав, а в юридической литературе встречается их различное толкование, диссертант предлагает под охраной социальных прав понимать совокупность правовых норм и систему мер, направляемых юрисдикционными органами на создание условий для реализации данных субъективных прав. Защита же представляет собой комплексную систему мер, применяемую юрисдикционными органами при нарушении социальных прав.

Подводя итог диссертационного исследования, следует отметить, что концепция защиты социальных прав конституционным правосудием является частью общей концепции социальной защиты граждан в теории и практике российского конституционализма. Социальные права представляют самостоятельную группу прав в едином комплексе конституционных прав и свобод граждан. Исходя из содержания норм Конституции РФ, к

Вместе с тем существует необходимость комплексного исследования защиты социальных прав конституционным правосудием. При этом особого внимания заслуживает региональный аспект, поскольку конституционная юстиция субъектов Российской Федерации находится в процессе становления.

Вам будет интересно ==>  В Судебное Заседание Стороны Представили Адресованное Суду Письменное Заявление Об Утверждении Согласованного Ими Мирового Соглашения, В Соответствии С Которым Истцу Выделяется В Собственность Имущество Общей Стоимостью

Отступления от конституционного принципа равенства при реализации пенсионных прав были выявлены Конституционным Судом при оценке конституционности отдельных положений ст. 56 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, которая определяет порядок выплаты пенсий военным пенсионерам. Эта норма предусматривала выплату пенсий бывшим военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел лишь при наличии у них документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Выплата пенсии по месту фактического проживания лица, не имеющего такой регистрации, исключалась. В то же время такая возможность была предусмотрена для лиц, получающих трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Тем самым военные пенсионеры в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ, оказались в худшем положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Постановлением от 2 июня 2011 г. № 11-П Конституционный Суд признал положения ст. 56 названного Закона не соответствующими Конституции, а в 2013 г. в них были внесены необходимые изменения.

В указанном постановлении был сделан весьма важный для развития пенсионного законодательства вывод о необходимости создания специального правового механизма, который позволил бы, с одной стороны, сохранить зависимость размера пенсии от суммы уплаченных взносов и в итоге от заработка застрахованного, а с другой стороны — обезопасить работающего по трудовому договору работника от недобросовестного поведения работодателя, который не уплачивает либо не в полном размере уплачивает страховые взносы.

Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Конституционном Суде

Верховный Суд РФ, отменяя решения нижестоящих судов, указал, что данные суды не учли положение ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Ответчик располагал информацией о присвоении 4 июля 2000 г. звания Героя России Усачеву. Следовательно, Усачева и ее несовершеннолетние дети имели право на повышение пенсий по случаю потери кормильца с момента присвоения Усачеву В.И. звания Героя Российской Федерации, т. е. с 4 июля 2000 г.

Кроме того, подп. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ следует дополнить, уточнив, что суды рассматривают и разрешают: «исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из социально

Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольнога лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

  • права на социальное обеспечение (т.е. права на своевременное получение страхового обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в целях компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью);
  • права на образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение (в связи с нарушением права на выбор места пребывания и жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении);
  • права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста;
  • права на защиту материнства (в части права на соразмерный размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную сумму пособия (установленный максимальный размер)).

Введя норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, федеральный законодатель, преследуя цель перераспределить средства Фонда социального страхования Российской Федерации, вместе с тем не учел, что в данном случае требовалось достижение большего соответствия (пропорциональности) между платежами, из которых формируются эти средства, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком (страховым обеспечением), в целях установления более высокого размера пособия . В результате ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает установленный максимальный размер пособия, притом что сумма начисляемых работодателем в их пользу выплат и иных вознаграждений, которая учитывается при определении налоговой базы, существенно превышает заработок, фактически лежащий в основе определения максимального размера пособия. Наряду с компенсацией (минимизацией) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка назначение пособия по беременности и родам состоит в обеспечении охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов и, таким образом, в создании благоприятных социальных условий для рождения детей, для достижения целей демографической политики.

Ссылка на основную публикацию