Лекции По Административному Праву 2021

Лекции По Административному Праву 2021

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 1 сентября 2008 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 (бакалавриат). Административное право опирается на основные категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Его изучение создает теоретическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как «Муниципальное право», «Финансовое право», «Уголовное право», а также ряда специальных курсов, читаемых в процессе подготовки магистров направления «Юриспруденция».

В учебнике рассматриваются базовые темы общей части учебной дисциплины «Административное право»: административное право как отрасль права и науки, индивидуальные субъекты административного права, органы исполнительной власти, государственная служба, негосударственные формирования как субъекты административного права, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, административно-правовые режимы, обеспечение законности в сфере исполнительной власти. Определенное место в учебнике занимают вопросы административного принуждения, основания и порядок привлечения к административной ответственности.

принцип презумпции невиновности – лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

принцип равенства перед законом – лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

Вам будет интересно ==>  Вредности Стоматолога

В настоящем издании в удобной для восприятия и запоминания форме (в таблицах и схемах) представлен курс административного права России. Рассматриваются такие темы, как: «Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации», «Административно-правовые отношения», «Понятие и виды субъектов административного права», «Органы государственной исполнительной власти», «Административный надзор и административный контроль», «Понятие и основания административной ответственности», «Производство по делам об административных правонарушениях» и др.

Рассматриваются такие темы, как: понятие и признаки отрасли административного права; система административного права; административное право: понятие и предмет; источники (формы) административного права; принципы административного права; административно-правовые отношения и др.

Лекция 1

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

ЛЕКЦИЯ 1

Корни административного права уходят в Римское публичное право. Прообразом административного права и его «духом»[2] является полицейское право, сложившееся в ХVШ-ХIХ вв. в Германии, и упоминаемое в 4-х томном труде Деламара «Трактат о полиции». Постепенно полицейское право сменяется правом административным. Это название предложено немецким автором Л. Штейном.

Более подробно остановимся на классификации отношений, составляющих предмет административного права, предложенной профессором К.С. Бельским, который исходит из того, что административное право состоит из трех видов общественных отношений, предопределяющих функционирование администрации, полиции, юстиции[6]. Первую группу отношений автор называет управленческими, возникающими в связи с образованием, построением и организацией правовой деятельности органов государственного управления. В свою очередь среди управленческих отношений выделяются отношения организационно-структурные, отражающие организационную структуру органа государства, административного ведомства, учреждения, предприятия. К примеру, аппарат органов исполнительной власти структурирован и это установлено Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти». Эту структуру составляют департаменты, управления, отделы и т.д. Второй разновидностью управленческих отношений являются организационно-функциональные отношения, возникающие в процессе повседневной работы органов исполнительной власти. К примеру, в любом положении о министерстве закреплены цели и функции этого государственного органа. Первые две разновидности управленческих отношений опосредствуют (встраиваются в них) государственно-служебные отношения, которые обеспечивают деятельность органов управления. Эти отношения закреплены, в частности, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации».

Вам будет интересно ==>  Кому Подчиняется Кадастровый Инженер

Конспекты по предмету административное право план-конспект занятия на тему

1. Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

За перевозку в вагоне дальнего следования пластмассовой канистры с 20 л бензина на пассажира было наложено административное взыскание в размере 100 руб. Будучи несогласным с этим, он обжаловал действия органа железнодорожного транспорта в суд. Какое решение по жалобе должен принять суд?

Лекция по административному праву

Метод управления – это средство целенаправленного управляющего воздействия. Данное положение сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них – и тот и другой является регулирующим средством, т.е. выступает в роли «носителей» административно-правовых предписаний, запретов и дозволений. Методы правового регулирования распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений, включая и исполнительные органы, в то время как методы управления используются только этими органами.

Убеждение— его цель – обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством. Сфера убеждения должна охватывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований.

Введение в административное право

Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с учетом его количественного и качественного наполнения, в большей мере тяготеет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Институт методов государственного управления претерпевает коренные преобразования. Это связано с изменением концепции государственного управления, механизма властного воздействия, применяемого при этом инструментария. Нормы административной ответственности в своей совокупности образуют сложную систему, которая в ближайшей перспективе также может оформиться в правовой институт. Примером этого может служить проведенная в середине 80-х годов систематизация административно-правовых норм в части установления ответственности за административные правонарушения (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

Наряду с проблемами материального административного права плодо-творно изучались и процессуальные аспекты управленческой деятельности в сфере государственного управления. Над вопросами теории административного процесса работали такие ученые, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Е.В. Додин, В.А. Лория, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Д.М. Чечет, А.П. Шергин. Активно шел научный поиск в области административно-правовых основ отраслевого и межотраслевого управления (экономики, финансов, образования, науки, здравоохранения, культуры, обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и т.д.). Над этими проблемами работали В.В. Алек-сандров, Н.С. Барабашева, Г.А. Дорохова, И.И. Евтихеев, Ю.М. Козлов, Г.Н. Колибаба, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Ю.Т. Милько, М.Н. Пискотин, В.А. Рассудовский, Е.С. Фролов, Ф.А. Хоменко и др.

Вам будет интересно ==>  Льготы Женам Военных Пенсионеров

Административное право регулирует свою особую сферу общественных отношений, так называемые административные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления. Они складываются в связи с деятельностью органов государственной власти.

Ну взять хотя бы комедию Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Первая новелла этого фильма «Напарник», рассказывает историю перевоспитания трудотерапией тунеядца и алкоголика Феди, который попал на эти «общественные работы» совершив административное правонарушение, а именно подрался в автобусе.

ВОПРОС 50. Способы обеспечения законности в государственном управлении
1. Основные направления деятельности по обеспечению законности в государственном управлении.
2. Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении.
3. Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении.

ВОПРОС 53. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности
1. Сущность административной ответственности.
2. Принципы административной ответственности.
3. Особенности административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это — метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных метода правового регулирования — диспозитивный (дозволяющий) и императивный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т. д.).

Административное право регулирует свою особую сферу общественных отношений, так называемые административные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления. Они складываются в связи с деятельностью органов государственной власти.

Дело в том, что в повседневной жизни можно столкнуться с ситуацией, в которой совершается административное правонарушение. Более того, не ведая и не желая, можно самому стать нарушителем. Например, часто это происходит с недобросовестными водителями. Именно поэтому, нужно знать какое деяние попадает под действие кодекса и становится наказуемым, а какое нет.

Ссылка на основную публикацию