Лужин В Романе Преступление И Наказание По Главам

Молодость, бедность, благонравие, воспитание и ум Дуни бесповоротно прельщали героя. Петру Петровичу нравилась запуганность девушки. Лужин отмечал для себя, что Дуня пережила много несчастий и трудностей в жизни. Если муж избавит ее от этого, она будет благодарить его вечно. Дуня воспримет мужа спасением, благословением. Так думал Петр Петрович. Красота Авдотьи поражала Петра Петровича, беспомощность – раззадоривала. Герой ожидал от супруги благоговейного унижения. Есть у Лужина и корыстные помыслы. Мужчина надеется, что Дуня поможет ему завоевать более высокое положение в обществе.

Старуха-процентщица из романа Федора Достоевского “Преступление и наказание” – один из образов этого текста. Литературные критики называют Алену Ивановну второстепенной героиней. Однако именно убийство старушки разделяет жизнь главного героя на две части: до этого поступка и после. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Деньги сделали из героя подлого и жадного человека. Он расчетлив, хочет владеть Соней как рабой. Сам себя он считает ее спасителем. Бедность героини ведет к свадьбе Сони с Лужиным, однако ей не суждено было случиться. Лужин, как и Раскольников, имеет свою теорию. Это теория о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей.

Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.

Образ Лужина из романа Преступление и наказание

Существует у Лужина и другая теория, связанная с женщинами, которые должны быть благодарны своим мужьям. Он мечтает найти себе благородную и образованную девушку, которая должна быть обязательно бедной. Если она прошла жизненные трудности, то будет восхвалять своего мужа и всячески подчиняться ему в знак благодарности. Именно этого хочет герой, поэтому его внимание привлекает Дуня Раскольникова.

Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи». В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.

Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер, Преступление и наказание

«. Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.» (часть 1 глава III)

«. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

Лужин В Романе Преступление И Наказание По Главам

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Вам будет интересно ==>  Квартира Без Отделки Что Это Значит

Раскольников решает навестить Сонечку Мармеладову. Придя к ней, он удивляется худобе девушке и бедности обстановки. Но вдруг какая-то язвительность прорвалась наружу, и юноша начал пытать Соню своими жестокими словами. Он винил ее мачеху, а Соня защищала, и все гневные выходки Катерины Ивановны объясняла ее душевным нездоровьем. Она, несмотря на то, что сама мачеха толкнула ее на путь проститутки, называла жену отца справедливой. Родион же логически доказывал глупость поступков Сони: ей все равно не спасти детей и их чахоточную мать, так к чему жертвовать собой? Раскольников намекает на то, что Катерина Ивановна просто использует падчерицу, а сама неразумно растрачивает ее благодеяния. Новым доказательством сумасшествия мачехи становится тот факт, что она обещает Соне устроить ее в пансионе для благородных девиц, а сама хочет учредить его и стать директрисой. Родион говорит, что они все равно умрут, так как Соня непременно попадет в больницу и не сможет вечно их содержать. Она расплакалась и сказала, что Бог не допустит. Раскольников усомнился в его существовании. Она зарыдала и закрылась от него.

Выйдя на улицу, он перебирает в голове какое-то таинственное дело, на которое он якобы не способен. Его тревожит, что он не соответствует тому делу, на которое решился. Герой нарочно растравляет себя мыслями о том, что ему не по плечу задуманное. Колорит улиц вторит его мрачным думам: везде пьяные и развратные люди, крики, невеселый смех.На улице его грубо окликнули «немецким шляпником» из-за его дырявой рыжей шляпы с пятнами, о которой герой задумался с испугом, но не стыдом. Он рассуждает про себя, что шляпа погубит все дело. Она слишком приметная. Но весь вид молодого человека был таковым: он был настолько неряшливо и бедно одет, что даже нищий постеснялся бы пройтись так по улице.

Дуня была сестрой Раскольникова. По непонятной причине Лужин сразу же не понравился брату молодой девушки Радиону. Он единственный кто был против того, что бы свадьба состоялась. Но, Раскольникова никто не слушал и не хотел воспринимать его слова всерьез. Лужин красиво рассказывал и ухаживал за девушкой, но за маской хорошего человека скрывался подлец. Дуня вместе с мамой, распознала лживую и лицемерную натуру мужчины уже слишком поздно. Это произошло тогда, когда Лужин попытался настроить Дуню и ее семью против Родиона. Этот поступок сильно разочаровал девушку. Она даже отказалась от его предложения выйти замуж. Этот поступок бедной Дуни очень сильно разочаровал и унизил высокомерного Лужина. Отказ девушки стал личным поражением мужчины. Он считал, что он единственный спаситель их семьи от бедности. Он думал, что может сделать жизнь девушки счастливой и безбедной. Лужин был шокирован решением девушки, ему казалось, что она должна носить его на руках и во всем ему потакать и соглашается.

Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.

Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.

Раскольников вышел из дома и почувствовал, как на него наваливается тоска, предчувствие долгих лет, наполненных этой тоской. В этот момент его неожиданно окликнул Лебезятников, сообщивший, что Катерина Ивановна исполнила свое намерение: ушла с квартиры и увела с собой детей.

Вам будет интересно ==>  Для Чего Нужен Снилс При Оформлении Ипотеки

Когда все вернулись с кладбища, пришел Раскольников. Катерина Ивановна радостно встретила его, посадила за столом по левую руку от себя (по правую сидела Амалия Ивановна) и полушепотом стала воодушевленно рассказывать ему про приготовления к поминкам, делая язвительные замечания в адрес хозяйки, Амалии Ивановны. Вошедшая в комнату Соня передала ей извинения от имени Лужина, стараясь говорить так, чтобы другие тоже услышали. Катерина Ивановна была возбуждена и близка к истерике. Разговор ее время от времени прерывался сильным кашлем.

Делались попытки соотнести Лужина Достоевского и с его однофамильцем — персонажем Набокова. О. Меерсон, посчитав (на основании концепции Бахтина), что герой Достоевского всегда сложен и противоречив, а Лужин «монологичен, предсказуем, завершён, самодоволен», делает вывод, что этот персонаж является исключением «в мире самого Достоевского» и «нуждается в защите и оправдании с точки зрения норм самого Достоевского», и что именно эту защиту Лужина от его создателя и осуществляет Набоков в соответствующем романе, выступая тем самым апологетом метода Достоевского, согласно которому «нечего на человеке ставить крест»: «дескать, и в Лужине можно найти начало незавершимости и бесконечности личности, а то и личного страдания, больного места, усложняющего характер»[11]. С ней спорит Г. М. Ребель, замечая, что утверждение Меерсон базируется на абсолютизации положений концепции Бахтина, более того, что «такая безапелляционная экстраполяция одного из художественных принципов Достоевского на всё и вся в его художественном мире в немалой степени противоречит идеям самого Бахтина. Если у Достоевского, по Бахтину, „две мысли… — уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека“, то это ведь, в свою очередь, означает, что человек сводится к своей мысли или к мысли другого о себе…». Таким образом, Лужин «запрограммирован на роль подлеца, которую отрабатывает, как заданный урок, даже вопреки собственному настойчиво декларируемому прагматизму», тем самым персонифицируя буржуазно-меркантильную сторону идеи Раскольникова о вседозволенности. «Иными словами, Лужин в романе „Преступление и наказание“ именно таков, каким он нужен был Достоевскому, и вносить поправки в концепцию этого характера (да еще Набокову!) было бы по меньшей мере странно. Еще страннее доказывать… факт защиты Лужина от его создателя Достоевского тем, что Лужин Набокова определенными своими чертами напоминает князя Мышкина, — так ведь князя Мышкина, а не Лужина, с которым у него ничего общего нет.»[12]

Лужин — нувориш. Этот человек только начинает «выбиваться в люди». И всем своим внешним обликом он хочет обратить внимание окружающих на свое приобретенное благосостояние. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» сводится к описанию одежды и работы парикмахера, который проводит над головой и бакенбардами этого господина весьма тщательные манипуляции. У него приятная внешность, лет ему около сорока пяти, но выглядит он несколько моложе. Одежда его безупречна и имеет модный покров.

Глава 2
На каторге Родион не мог найти общего языка с другими заключенными: его все не любили и избегали, считая безбожником. Юноша размышляет о своей судьбе, ему стыдно, что он так бездарно и глупо загубил свою жизнь. Свидригайлов, сумевший покончить с собой кажется юноше сильнее духом, чем он сам.
Соню же, приходившую к Родиону, все арестанты полюбили, при встрече снимали перед ней шапки. Девушка передавала им деньги и вещи от близких.
Раскольников заболел, лежит в госпитале, выздоравливая тяжело и медленно. Соня регулярно его навещала и в один из дней Родион, плача, бросился к ее ногам и начал обнимать колени девушки. Соня сначала испугалась, но после поняла, «что он любит, бесконечно любит ее». «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»

Глава 7
Раскольников прощается с сестрой и матерью. Юноша говорит близким, что собирается признаться в убийстве старухи, обещает начать новую жизнь. Родион сожалеет, что не смог переступить через заветный порог собственной теории и своей совести.

Встревоженный Лебезятников сообщил Раскольникову и Соне, что Катерина Ивановна потеряла рассудок: ходила к бывшему начальнику своего мужа, устроила там скандал, пришла домой, начала бить детей, шить им какие-то шапочки, собиралась вывести их на улицу, ходить по дворам и колотить в таз, вместо музыки, и хотела, чтобы дети пели и плясали. Не дослушав его до конца, Соня выбежала из комнаты, и вслед за ней вышли Раскольников и Лебезятников.

Вам будет интересно ==>  Бланк Заявления На Исправления Кбм В Связи С Договром Куплипродажи

В эту самую минуту Амалия Ивановна, уже окончательно обиженная тем, что во всем разговоре она не принимала ни малейшего участия и что ее даже совсем не слушают, вдруг рискнула на последнюю попытку и, с потаенною тоской, осмелилась сообщить Катерине Ивановне одно чрезвычайно дельное и глубокомысленное замечание о том, что в будущем пансионе надо обращать особенное внимание на чистое белье девиц (ди ве’ше) и что «непремен должен буль одна такая хороши дам (ди даме), чтоб карашо про белье смотрель», и второе, «чтоб все молоды девиц тихонько по ночам никакой роман не читаль». Катерина Ивановна, которая действительно была расстроена и очень устала и которой уже совсем надоели поминки, тотчас же «отрезала» Амалии Ивановне, что та «мелет вздор» и ничего не понимает; что заботы об ди веше дело кастелянши, а не директрисы благородного пансиона; а что касается до чтения романов, так уж это просто даже неприличности, и что она просит ее замолчать.

По приезду в Петербург Лужин на правах жениха отправился навестить Раскольникова. Переступил порог он с чувством благодетеля и с нескрываемым желанием выслушать как можно больше сладких комплиментов в свой адрес. Безмерное тщеславие, крайняя степень самоуверенности или, лучше сказать, самовлюблённости, сыграли с ним дурную шутку. Пробившись «в люди», возвысившись из ничтожества, он привык любоваться своей внешностью, своим умом, способностями, и до того доходило, что иногда, наедине, он заглядывался на своё лицо в зеркале. А еще он чрезвычайно любил деньги. Свои, чужие, добытые в труде или иными способами – не важно, главное – само их наличие. Ведь они помогали ему возвыситься над себе подобными и равняли его с теми, кто был выше его. Что ж, почва для сватовства на Дуне самая что ни на есть «плодородная». Но было и ещё кое-что …

Это теория Лужина. Давно уже он мечтал жениться, всё деньги копил да ждал. Ждал не любовь, не родную душу, а девицу благонравную, красивую, образованную и. бедную. На слове «бедная» в глубочайшем секрете делался особый акцент, поскольку такая девушка наверняка уже испытала на своем веку немало несчастий и бед, была запуганной, а отсюда впоследствии и бесконечно благодарной своему избавителю. Она непременно «приникнет» перед ним, будет благоговеть, подчиняться во всём и удивляться только ему. И вот настал тот момент, когда всё совпало. Есть состояние, намечаются грандиозные планы по завоеванию высшего света Петербурга, а здесь и Дуня – идеальная претендентка на роль красивой, умной, но бедной невесты, а в дальнейшем – покорной и даже подобострастной жены успешного мужа. В мечтаниях своих он уже владычествовал над её душой и телом, и вдруг! Нет. Он получил «отставку». И от кого? От бедного студентишки, заносчивого молокососа – Родиона, который выставил его за порог. Он не мог этого снести. Уязвлённый, он всё своё негодование и безмерную злость собрал и втиснул в шарик-месть. А бросил он его не куда-нибудь, а в желаемом направлении: Соня Мармеладова была ложно обвинена в краже денег, им же и подброшенных в её карман.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Именно так Достоевский изначально планировал назвать свою книгу. Замысел романа возник во время пребывания на каторге. Здесь Достоевский услышал интересную историю одного студента, который послужил прототипом Раскольникова. Замысел произведения постепенно трансформировался. Из небольшой повести он превратился в объемный роман, изображающий столкновение безнравственных идей с логикой жизни.

Ссылка на основную публикацию