Образ Лужина В Романе Ф М Достоевского «Преступление И Наказание»

Дуня была сестрой Раскольникова. По непонятной причине Лужин сразу же не понравился брату молодой девушки Радиону. Он единственный кто был против того, что бы свадьба состоялась. Но, Раскольникова никто не слушал и не хотел воспринимать его слова всерьез. Лужин красиво рассказывал и ухаживал за девушкой, но за маской хорошего человека скрывался подлец. Дуня вместе с мамой, распознала лживую и лицемерную натуру мужчины уже слишком поздно. Это произошло тогда, когда Лужин попытался настроить Дуню и ее семью против Родиона. Этот поступок сильно разочаровал девушку. Она даже отказалась от его предложения выйти замуж. Этот поступок бедной Дуни очень сильно разочаровал и унизил высокомерного Лужина. Отказ девушки стал личным поражением мужчины. Он считал, что он единственный спаситель их семьи от бедности. Он думал, что может сделать жизнь девушки счастливой и безбедной. Лужин был шокирован решением девушки, ему казалось, что она должна носить его на руках и во всем ему потакать и соглашается.

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Но все-таки есть кое-что, что объединяет этих героев – теории, опирающиеся на принцип вседозволенности. Теория «о целом кафтане» Лужина возводит на пьедестал разумный эгоизм, когда люди в первую очередь думают о своем собственном счастье, то есть по сути позволяет человеку действовать исключительно в своих интересах, не взирая на нормы морали. Теория Раскольникова имеет другой смысл: он разделяет людей на обыкновенных и исключительных, то есть способных идти к своей цели и вести за собой других любыми средствами. Но все-таки обе теории допускают возможность человека делать все, что ему хочется, хоть и ради абсолютно разных целей: Лужин говорит о личной выгоде, а Раскольников – об общественном прогрессе. Показательна в этом плане первая встреча Лужина и Раскольникова: подтянутому, одетому в изящную новую одежду Лужину сначала явно неловко находиться в тесной комнатушке Родиона среди едва сводящих концы с концами студентов, а Раскольникову претит индивидуализм Лужина, готового сломать жизнь Дуне ради собственного удобства. Но когда Лужин с ужасом говорит об аморальности убийства старухи-процентщицы, Родион возражает ему, считая, что все произошло по теории Лужина. Получается, что при всей внутренней разности этих персонажей и при том, что на первый взгляд они не похожи друг на другу, их теории ведут к одному – разрешают человеку совершить преступление.

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин назвал полифоническим, потому что в нем, как в музыкальном произведении, звучат и переплетаются друг с другом разные голоса, воплощающие различные идеологии и взгляды на мир. Среди них особенно выделяется голос Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа автор проверяет его теорию, вводя в повествование двойников героя. Одним из них и является Петр Петрович Лужин.

Образ лужина в романе «преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» является прорывом в литературе — это одно из первых произведений, в котором представлено противостояние идеологий. Практически весь роман направлен на развенчание теории Раскольникова. Автор создает героев-двойников для того, чтобы методично и наглядно выстраивать опровержение теории о «тварях дрожащих и право имеющих».

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну, где подробно описывается, как Дуня вынуждена была оставить со скандалом место гувернантки в доме Свидригайлова из-за его гнусных домоганий, как все же честь ее была восстановлена и вот посватался к ней некто Петр Петрович Лужин: «Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой.

Вам будет интересно ==>  Нужно ли платить налог пенсионеру с продажи отечественного авто в спб

Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер, Преступление и наказание

«. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.

Характеристика Лужина

Когда Лужин приходит к Дуне, внешний вид героя был безупречен, однако новое платье, новая «щегольская» шляпа, еще не ношенные сиреневые перчатки говорили о настоящих целях прибытия Лужина к героине: он пытался купить ее любовь. Поэтому старался выглядеть так, чтобы все шло ему «к лицу».

Существует у Лужина и другая теория, связанная с женщинами, которые должны быть благодарны своим мужьям. Он мечтает найти себе благородную и образованную девушку, которая должна быть обязательно бедной. Если она прошла жизненные трудности, то будет восхвалять своего мужа и всячески подчиняться ему в знак благодарности. Именно этого хочет герой, поэтому его внимание привлекает Дуня Раскольникова.

Только в одном портрете — в портрете Лужина — Достоевский ничего не сказал о глазах. Лужин злая ординарность и ужасен именно тем, что с началом развития капитализма стал появляться во множестве. У Лужина нет души, поэтому в его словесном портрете нет надобности упоминать о глазах.

С виду весьма «красивая и солидная физиономия». Осанка «преувеличенно-строгая», одежда щеголеватая, преимущественно цветов «светлых и юношественных», несмотря на то, что её обладателю стукнуло ни много ни мало, а 45 лет. Впрочем, выглядел он моложе: лицо свежее, волосы чуть лишь с сединой, всегда тщательно причёсанные и завитые у парикмахера.

Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

«Преступление и наказание» – это глубоко психологическое и философское произведение Достоевского. Лужин Петр Петрович – состоятельный мужчина лет 45. Мечтает открыть свое дело. Расчетливый и неприятный человек, думает взять в жены Дуню, чтобы она чувствовала себя обязанной ему, ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

Это человек сорока пяти лет, имеет чин надворного советника. Стоит сказать, звание довольно почетное: дарует право на личное дворянство. Петр Петрович Лужин осанистый, чопорный господин с «брезгливой, осторожной физиономией». Образ героя Лужина в романе «Преступление и наказание» несколько комичный. Он жених сестры главного героя. На нем при первой встрече со студентом одежда модная, дорогая. Он выглядит так, словно только что вышел от портного. Петр Петрович носит щегольскую круглую шляпу и с этим элементом туалета обращается подчеркнуто осторожно. На руках его пара сиреневых перчаток, которые, как и прочие элементы одежды, новые, не так давно приобретенные. Что-то в облике этого господина есть искусственное, бутафорское.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

У Петра была теория о женах. Он решил, что в жены надо брать девушку из бедной семьи, с тяжелой судьбой, которая долго испытывала лишения и трудности в жизни. Поэтому он выбрал Дуню Мармеладову. Она выросла в бедной семье. Он завоевал её сердце, он обещал ей счастливую семейную жизнь. Девушка согласилась на его предложение. Её решение было продиктовано решением спасти семью и вытащить её из нищеты. Девушка любила родных и была готова на многое ради них. Лужин считал Дуню своей вещью и решил, что может распоряжаться ею по своему усмотрению, для получения своей выгоды.

Вам будет интересно ==>  Арест Доли Квартиры Судебными Приставами Спррживающими С Должником Пенсионерами

Автором романа «Преступление и наказание» был Ф.М. Достоевский. В этом произведении несколько главных героев и много второстепенных. Одного героя он раскрыл очень подробно. Многие видели в лице Петра Петровича Лужина видят Раскольникова. Они очень похожи друг на друга по манере поведения.

Эти герои в произведении на первый взгляд не имеют ничего общего. Раскольников мучается из-за своих идей. Он так и не смог реализовать их. Лужин же спокоен и рассудителен. Ему неведом идеализм поклонников наполеоновского гения. Он лишь делец, которому знакома философия «мелкого эгоизма». С подобным образом мыслей можно жить долго и счастливо, не терзаясь и не страдая. Но мелкий эгоизм имеет нечто общее с идеей о «право имеющих». Сходство заключается в отвержении основных христианских принципов.

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» строится на описании внешности и некоторых неблаговидных поступков. Этого достаточно для того, чтобы сделать вывод – герой этот является примитивной посредственностью, и такие, как он, появлялись не только во второй половине девятнадцатого века, но и значительно позже, во все переломные моменты в экономической и политической сфере страны.

Образ Лужина в романе — Преступление и наказание

(431 слово) Весь роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является развенчанием идей радикального индивидуализма и элитизма на примере судьбы обычного студента из Петербурга Родиона Раскольникова. Писатель, беря, на первый взгляд, рациональную теорию своего героя о «тварях дрожащих и право имеющих», постепенно низводит её до фигового листка, которым пользуются негодяи и злодеи, чтобы спрятать и облагородить в глазах окружающих истинную природу свои действий. Одним из таких негодяев является Лужин, который выдвигает свою версию идеологии Раскольникова – теорию целого кафтана. Этот персонаж со своим видением социальной справедливости не менее интересен читателю, чем главный герой, поэтому его личность стоит рассмотреть подробнее в рамках данной работы.

В чем же заключается теория Лужина? С помощью развернутой метафоры он объяснил ее в двух словах. Человеку не стоит рвать на груди последнюю рубашку, чтобы помочь ближнему, в этом случае все будут нищими и голыми. Нужно копить на кафтан, и тогда в обществе будет хоть один преуспевающий лидер, который со временем сможет повести за собой остальных, но в светлое будущее, а не за половинкой рубашки. Звучит здраво, но что эта теория представляет собой на деле? Вся энергия героя направлена не на улучшение жизни общества, но на удовлетворение собственного эго. Если Раскольников совершает преступление, искренне веря в его необходимость и благо, которое можно совершить с его помощью, то Лужин использует рассуждения о высшем благе, как ширму, скрывающую его истинные намерения. Он, в отличие от Родиона, способен притворяться, лгать и временно сдерживать свою натуру ради достижения цели, что делает его не полезным, а опасным для окружения.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

Одним из прототипов Лужина некоторые исследователи (Л. П. Гроссман[3], М. С. Альтман) считают стряпчего Павла Петровича Лыжина (шурина Генриха Шлимана[4]), бывшего одним из кредиторов Достоевского (в 1865 году за неплатёж по векселям Лыжину и крестьянину Пушкину была произведена опись имущества писателя). В черновиках «Преступления и наказания» этот персонаж дважды прямо назван Лыжиным[5]. По мнению Б. Н. Тихомирова, Достоевский наделил Лужина и нравственным обликом своего кредитора. В частности, в 1866 году Лыжин был выбран в качестве своего адвоката одним из подсудимых по «делу Каракозова», однако от защиты отказался, ссылаясь на неучастие в уголовных делах. Тихомиров делает вывод, что таким образом Лыжин, прежде связанный со средой «прогрессистов» (иначе чем объяснить выбор подсудимого), решил с изменением внутриполитической конъюнктуры отмежеваться от неё — что напоминает стремление Лужина к общению с Лебезятниковым и дальнейший разрыв[6].

Образ Лужина в романе Достоевского Преступление и наказание

\u041e\u043d \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0436\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0414\u0443\u043d\u0435, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0430 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0435\u0433\u043e \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c: \»\u0414\u0443\u043d\u044f \u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0435\u043c\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u0430; \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435\u043c\u044b\u0441\u043b\u0438\u043c\u043e. \u0414\u0430\u0432\u043d\u043e \u0443\u0436\u0435, \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043b\u0435\u0442, \u0441\u043e \u0441\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438\u044e \u043c\u0435\u0447\u0442\u0430\u043b \u043e\u043d \u043e \u0436\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c\u0431\u0435, \u043d\u043e \u0432\u0441\u0451 \u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u043f\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 \u0438 \u0436\u0434\u0430\u043b. \u041e\u043d \u0441 \u0443\u043f\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u044f\u043b, \u0432 \u0433\u043b\u0443\u0431\u043e\u0447\u0430\u0439\u0448\u0435\u043c \u0441\u0435\u043a\u0440\u0435\u0442\u0435, \u043e \u0434\u0435\u0432\u0438\u0446\u0435 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043d\u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0431\u0435\u0434\u043d\u043e\u0439 (\u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0431\u0435\u0434\u043d\u043e\u0439), \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0439, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0439, \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0437\u0430\u043f\u0443\u0433\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439, \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u043e \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438\u0441\u043f\u044b\u0442\u0430\u0432\u0448\u0435\u0439 \u043d\u0435\u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439 \u0438 \u0432\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043d\u0438\u043c \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043a\u0448\u0435\u0439, \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0431\u044b \u0432\u0441\u044e \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0441\u043f\u0430\u0441\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c, \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0433\u043e\u0432\u0435\u043b\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043d\u0438\u043c, \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c, \u0443\u0434\u0438\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u0435\u043c\u0443, \u0438 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0435\u043c\u0443 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443. \» \n

Вам будет интересно ==>  Заявление На Получение Копии Устава В Налоговой Образец 2021

Его одежда отличается новизной и хорошим качеством, он одет дорого и модно. Но выглядит при этом одетым напоказ, как манекен на витрине модного магазина. Прическа его всегда была в порядке, точно он только вышел от парикмахера. При нем всегда дорогие аксессуары – золотой лорнет, массивный перстень, надушенный батистовый платок. Все говорит о том, что Лужин – человек обеспеченный, с деньгами, и любит свои деньги больше всего на свете. «… более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. «

Одним из прототипов Лужина некоторые исследователи (Л. П. Гроссман[3], М. С. Альтман) считают стряпчего Павла Петровича Лыжина (шурина Генриха Шлимана[4]), бывшего одним из кредиторов Достоевского (в 1865 году за неплатёж по векселям Лыжину и крестьянину Пушкину была произведена опись имущества писателя). В черновиках «Преступления и наказания» этот персонаж дважды прямо назван Лыжиным[5]. По мнению Б. Н. Тихомирова, Достоевский наделил Лужина и нравственным обликом своего кредитора. В частности, в 1866 году Лыжин был выбран в качестве своего адвоката одним из подсудимых по «делу Каракозова», однако от защиты отказался, ссылаясь на неучастие в уголовных делах. Тихомиров делает вывод, что таким образом Лыжин, прежде связанный со средой «прогрессистов» (иначе чем объяснить выбор подсудимого), решил с изменением внутриполитической конъюнктуры отмежеваться от неё — что напоминает стремление Лужина к общению с Лебезятниковым и дальнейший разрыв[6].

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» — «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить своё превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Роль образа Лужина в романе «Преступление и наказание»

Среди них такие, как вера, протестные движения, любовь, справедливость, семья, дружба, преступление, а также тема бездушия, которая раскрывается в персонаже Пётр Петрович Лужин. Это человек, который победил свою душу, не оставив от неё даже следа милосердия и доброты, променяв это на желание искать во всем выгоду.

В этих словах видно желание Лужина убедиться в себе, почувствовать себя великодушным и благородным, хотя он таким не является, ведь делает это корыстно. Единственное его искреннее чувство – это эгоизм, любовь к себе, желание возвысить себя. Он ставит сестру главного героя, Авдотью Романовну перед выбором: он или Раскольников. И считает оскорблением, что она отказалась выбирать, сказав «Низкий вы и злой человек!». Для него было очевидно, что он важнее всей её семьи, ведь он муж.

Ссылка на основную публикацию