Приказ Генпрокуратуры России От 28 12 2021 N 826 «Об Организации Прокурорского Надзора За Процессуальной Деятельностью Органов Предварительного Следствия»

Содержание

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г

В ходе проверки законности возбуждения уголовного дела о преступлении, в отношении которого органом предварительного расследования может быть применена альтернативная подследственность, иметь в виду, что основанием для возникновения такого права является самостоятельное выявление преступного посягательства.

При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворении жалобы, поданной согласно части 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.

Приказ Генпрокуратуры России От 28 12 2021 N 826 «Об Организации Прокурорского Надзора За Процессуальной Деятельностью Органов Предварительного Следствия»

5) для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, причастных к безвестному исчезновению человека или к совершению иных противоправных действий в отношении потерпевшего, в случаях, когда в ходе проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску пропавшего без вести лица, в материалах дела оперативного учета или в материалах предварительной проверки по сообщению о безвестном исчезновении человека обнаруживаются данные, содержащие признаки преступления в отношении исчезнувшего лица (п. 14.3 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122);

Дело в том, что сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), несут в себе информацию, как правило, не имеющую какого-либо документального оформления (непосредственное обнаружение следователем признаков преступления; сообщения, распространенные СМИ или переданные по телефону, и т.п.). Именно эта особенность предопределила установление законодателем специальной процедуры фиксации полученных сведений в особом процессуальном документе — рапорте об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Посредством составления рапорта полученная информация объективируется, приобретает документальную форму.

Приказ Генпрокуратуры России От 28 12 2021 N 826 «Об Организации Прокурорского Надзора За Процессуальной Деятельностью Органов Предварительного Следствия»

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

! После демонстрации Вы получите бесплатный доступ к базе данных «Информационный указатель стандартов» или к информационному каналу «Реформа технического регулирования», куда включены не только новые технические регламенты, но также их проекты — предстоящие изменения в области технического регулирования. Ни в одной другой базе данных этого нет!
Подписка на полную версию «Указателя стандартов» через ФГУП «Стандартинформ» стоит 20 000 рублей.
При заказе демонстрации Вы получите доступ к его электронной версии совершенно бесплатно!

Вам будет интересно ==>  Полагается ли молодой семье без детей квартира

1.20. В случае обжалования в порядке части 4 статьи 221 УПК РФ решения прокурора учитывать, что таким правом обладает следователь, осуществляющий производство по сообщению о преступлении или уголовному делу. Несоблюдение данного предписания исключает вынесение прокурором процессуального решения. Вне зависимости от этого вышестоящий прокурор вправе проверить обоснованность решения нижестоящего прокурора.

При несогласии с позицией нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела в порядке пункта 5.1 части 2 статьи 37 УПК РФ принимать меры к отмене незаконного процессуального решения.

Информация о новой коронавирусной инфекции

Одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры района, а также ее первостепенными задачами при осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве является защита прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных проявлений.

Анализ результатов надзорной деятельности показывает, что за истекший период, несмотря на принимаемые меры по надлежащему исполнению требований уголовно-процессуального законодательства и нормативных документов при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, органы внутренних дел района продолжают допускать нарушения указанного законодательства.

Приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации

  • 12. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155.
  • 13. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188.
  • 14. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195.
  • 15. О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93.
  • 16. Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400.
  • 17. Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы: приказ Генерального прокурора РФ от 09.02.2012 № 39.
  • 18. О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями: приказ Генерального прокурора РФ от 21.06.2013 № 252.
  • 20. Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189.
  • 21. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: приказ Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 № 33.
  • 22. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277.
  • 23. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2018 № 826.
  • 24. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 №33.
  • 25. Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей: указание Генерального прокурора РФ от 09.11.2011 № 392/49.

Приказ Генерального Прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях» № 3 от 10 января 1999 г. ( с изм. от 05.07.2002 г., от 21.10.2003г., от16.03.2006 г.)

Занятие 11.Тестирование (компьютерное) на темы: «Исторические этапы развития прокуратуры», «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».

Вам будет интересно ==>  Права на неисключителльные сбис по какому косгу 2021

В ходе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор, согласно приказу Генпрокуратуры «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. N 162, должен на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением проверять :

Согласно ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» установленный порядок проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, входит в предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Приказ Генпрокуратуры России От 28 12 2021 N 826 «Об Организации Прокурорского Надзора За Процессуальной Деятельностью Органов Предварительного Следствия»

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, осуществляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. На подзаконном уровне организация и осуществление прокурорского надзора в данной сфере регулируется достаточно большим количеством соответствующих приказов и указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров на местах, к числу основных из них следует отнести: Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; от 28 декабря 2016 г. N 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; от 27 ноября 2007 г. N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; от 12 июля 2010 г. N 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»; от 5 сентября 2011 г. N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; от 1 ноября 2011 г. N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» ; указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей»; от 10 октября 2018 г. N 653/36 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания» и др.
———————————
См.: решение Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N АКПИ15-441 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений абзаца 2 пункта 2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

Сущность основных требований, содержащихся в указанных нормативно-правовых актах, заключается в обязательном осуществлении прокурорских проверок законности и обоснованности предварительного расследования. При этом речь идет о необходимости проверки и оценки законности всех следственных действий и процессуальных решений органов дознания и предварительного следствия с момента поступления сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела и до принятия окончательного процессуального решения о направлении уголовного дела в суд, а также о прекращении или приостановлении производства по уголовному делу.
Объектами прокурорских проверок при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, являются подразделения органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ, и подразделения органов предварительного следствия — Следственного комитета, Следственного департамента МВД России, Следственной службы ФСБ России. При этом требования уголовно-процессуального законодательства к законности осуществления предварительного расследования являются едиными вне зависимости от ведомственной принадлежности осуществляющих его органов.
Прокурор, в соответствии с УПК РФ, имеет большие полномочия при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, чем в отношении органов предварительного следствия.
При определении цели и задач проверки следует исходить из того, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; соблюдение установленного порядка проведения расследования; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Перечисленные элементы предмета прокурорского надзора не только могут служить основанием для определения цели и задач проводимой проверки, но и обусловливают особенности методики и тактики прокурорских проверок исполнения законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и органами, осуществляющими дознание.
Несмотря на то что полномочия прокурора при осуществлении надзора существенно различаются в зависимости от объекта надзора, некоторые общие положения, значимые для подготовки и проведения проверок исполнения законов, имеются. И прежде всего это касается типичных нарушений, знание которых позволяет прокурору проводить проверку более целенаправленно и эффективно.

Вам будет интересно ==>  Характеристика Лужина В Романе Преступление И Наказание

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3. О применении статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2000 г. Указание Генерального прокурора РФ от 5 мая 2000 г. № 93/7 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Тула: Автограф, 2004 (том 1).

5. О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер. Приказ Генерального прокурора РФ от 20 марта 2002 г. № 10 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Тула: Автограф, 2004 (том 1).

Подготовка к проведению проверки

Наибольшее количество заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях поступает в органы внутренних дел, в связи с чем основные положения методики и тактики прокурорского надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях будут рассмотрены на примере надзора за исполнением законов органами внутренних дел.

а также совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 80 и Министра внутренних дел Российской Федерации № 725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» от 12 сентября 2006 г.

Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия

    • рассматривает вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение;
    • выносит согласно ч. 3 ст. 88 УПК РФ мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Отдельные направления прокурорского надзора «конкретизируют полномочия прокурора [1, с. 83]. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие, учреждениями и органами, осуществляющими исполнение уголовных наказаний, а также надзор за исполнением законов судебными приставами.

46. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела».

3. О применении статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2000 г. Указание Генерального прокурора РФ от 5 мая 2000 г. № 93/7 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Тула: Автограф, 2004 (том 1).

Учебник для академического бакалавриата

Приказ МВД России от 22.08.2012 N 808 (ред. от 15.03.2016) «О создании системы «горячей линии МВД России» (вместе с «Порядком функционирования «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации») // СПС КонсультантПлюс

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы».

Ссылка на основную публикацию