Возбуждение Уголовного Дела Как Самостоятельная Стадия Процесса Имеет Свои Непосредственные Задачи, Свой Круг Участников, Свои Временные Пределы, Специфические Процессуальные Действия И Решения

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет до 3 суток со дня приема сообщения о преступлении. Данный срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя.

Одним из видов иного источника информации следует считать и материалы (рапорты, объяснения, акты), которыми оформлены результаты личного наблюдения преступления сотрудниками правоохранительных органов, оказавшихся случайными свидетелями данного преступления.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о совершении преступления конкретным лицом (или лицами) следователь, дознаватель или орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о совершении преступления конкретным лицом (лицами)1.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, и составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Таким образом, возбуждение уголовного дела — обязательная и первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора (за деятельностью органов следствия) и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала производства предварительного расследования или судебного разбирательства по делам частного обвинения (при определяющей роли мирового судьи).

Некоторые авторы утверждают, что о первоначальном характере этой стадии можно вести речь только тогда, когда за ней следует другая уголовно-процессуальная стадия. В случае отказа в возбуждении дела она является не частью (стадией) уголовного процесса, а его целым. (Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М., 1997. С. 31.)

Значение этой стадии в том, что она обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан, которые в случаях необходимого возбуждения уголовного дела могли бы оказаться нарушенными, так как ряд граждан оказались бы неизбежно необоснованно втянутыми в процедуру расследования преступления.

Возложение законодателем на уполномоченных на то должностных лиц и органы обязанности разрешать заявления (сообщения) о преступлении: возбуждать (ст. ст. 146, 147, 318 УПК РФ) или отказывать в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) — позволяет сформулировать вторую задачу указанных субъектов уголовного процесса.

Неотъемлемым элементом объективной стороны состава любого преступления является наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК. Установление этого обстоятельства достаточно лишь для возбуждения уголовного дела о преступлении с формальным составом, т.е. когда сам факт совершения такого деяния законодатель считает оконченным преступлением независимо от того, наступили ли какие-либо вредные последствия (например, преступление, предусмотренное ст. 222 УК — незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — считается оконченным в момент совершения перечисленных действий). Для возбуждения уголовного дела с материальным составом необходимо располагать данными о том, что это деяние повлекло указанные в законе последствия (физический, имущественный или моральный вред), что между этим деянием и наступившими последствиями существует причинная связь (например, возбуждение уголовного дела по ст. 264 УК РФ, т.е. за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, возможно лишь при наличии данных о том, что это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека). Если же данные о наступлении таких последствий отсутствуют, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, в противном случае такое решение было бы необоснованным. Необходимым элементом состава преступления является также субъект преступления. Однако на данном этапе уголовного процесса, как правило, нет необходимости выяснять, кто именно совершил это преступление. Но в некоторых случаях установить субъект до возбуждения уголовного дела необходимо. Это касается преступлений, ответственность за которые наступает лишь в отношении специального субъекта, т.е. лица, которое кроме общих признаков субъекта преступления (ст. 19 УК РФ) наделено дополнительными признаками. Например, ответственность за злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст.ст. 285, 286 УК РФ) несут только должностные лица..

Вам будет интересно ==>  Льготы Студентам На Метро В Москве

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка. Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Данный порядок регламентирован в ст. 146 УПК РФ.

Заявления о преступлении согласно ст. 141 УПК РФ могут быть устными и письменными. Устное заявление заносится в протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и должностным лицом, в чьем присутствии подавалось заявление. Устное заявление может быть подано в стадии предварительного расследования или в судебном заседании по другому уголовному делу. В данном случае такое заявление заносится в протокол соответствующего следственного действия или протокол судебного заседания. Письменное заявление подается в произвольной форме и должно содержать сведения о личности заявителя, о совершенном или готовящемся преступлении и просьбу о возбуждении уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности конкретного лица. Заявитель о преступлении предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выносится, если в результате прокурорской проверки были выявлены признаки преступления. Это самостоятельный повод к возбуждению уголовного дела, он подлежит регистрации и процессуальной проверке [1]. После проверки материалов руководитель соответствующего органа предварительного расследования возбуждает уголовное дело или отказывает в этом.

Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела заключаются в

Возбуждение уголовного дела — начальная стадия уголовного процесса. На этой стадии полномочные органы государства или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

А ) субъектов стадии в целом (уполномоченных осуществлять прием сообщений о прест-ях и участвовать в их проверке): дознаватель,орган дознания, следователь; РСО,нач. органа дознания,прокурор; начальник подразделения дознания; лицо,принявшее заявление о преступлении или получившее сообщение; суд,судья. Как показывает анализ проверок заявлений и сообщений о преступлениях, нередко пострадавшие от преступления, очевидцы избегают давать правдивые показания, или уклоняются от участия в разбирательстве. Причины этого следующие – оказание давления на участников процесса, их родственников и тд.3 ) принятие мер к предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов

стадия возбуждения уголовного дела – это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентными органами государства (органом дознания, следствия прокуратуры судом ) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела, или при отсутствии таких условий об отказе в этом.

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора (а в некоторых случаях и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившееся с повинной лицо, специалист, понятой, лицо, дающее объяснение. Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела — сообщения о преступлении — и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Вам будет интересно ==>  Аб Агапов Административная Ответственность Онлайн

Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела

* Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И. П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 2 февраля.

* Некоторые авторы утверждают, что о первоначальном характере стадии можно вести речь, если за ней следует другая стадия. В случае отказа в возбуждении дела она является не частью (стадией) процесса, а его целым (Руководство для следователей/Под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М., 1997. С. 31). Думается, что и в этом случае рассматриваемая стадия не теряет своего первоначального характера. Данный вывод обусловлен общим определением понятия уголовного процесса.

Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, значение, задачи, субъекты, сроки, основные решения)

А)субъектов стадии в целом (уполномоченных осуществлять прием сообщений о прест-ях и участвовать в их проверке): дознаватель,орган дознания, следователь; РСО,нач.органа дознания,прокурор; начальник подразделения дознания; лицо,принявшее заявление о преступлении или получившее сообщение; суд,судья.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела является первой стадией отечественного уголовного судопроизводства и, как любая стадия, имеет задачи, определенный круг участников, начальный и конечный этапы. Стадия берет свое начало с момента официальной регистрации в установленном порядке заявления или сообщения о преступлении. Конечным этапом этой стадии будет решение должностного лица, оформленное в виде постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом. Каждому из этих решений предшествует деятельность, направленная на проверку заявлений и сообщений о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

С другой стороны, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела представляет собой нарушение закона, что приносит большой вред правам и законным интересам граждан, обществу и государству. В случае принятия законного решения об отказе в возбуждении уголовного дела указанная стадия служит своеобразным «фильтром», способствующим предупреждению необоснованного и огульного обвинения, поскольку органы предварительного расследования освобождаются от необходимости проведения комплекса следственных действий по каждому сообщению о предполагаемом преступлении. Необоснованное возбуждение уголовного дела также влечет за собой в ходе предварительного расследования незаконные задержания граждан, привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним других мер процессуального принуждения, в том числе мер пресечения и т.д. Из лишне говорить о том, какую моральную травму получают лица, незаконно привлеченные к уголовной ответственности, и их близкие. В то же время необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие от регистрации заявлений и сообщений о преступлениях приводит к негативным последствиям, среди которых:

Реферат: Поводы и основания к возбуждению уголовного дела 2

Анализируя это положение, многие учёные приходят к выводу, что под основаниями к возбуждению уголовного дела законодатель имеет в виду два неразрывно связанных обстоятельства: наличие признаков преступления в событии, ставшим известным компетентным государственным органам и должностным лицам; и достаточность данных, на основе которых устанавливается наличие признаков преступления[8] . Таким образом, основание к возбуждению уголовного дела характеризуется как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической (достаточность данных).

Изложенное позволяет утверждать, что при разрешении вопроса о наличии или отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела в каждом случае необходимо установить, что деяние, о котором говориться в сообщении, является общественно опасным. Если действие (бездействие) не обладает этим неотъемлемым признаком преступления, то в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

Вам будет интересно ==>  Положен ли отпуск тем кто проживал а не работал в зоне с правом отселения

Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела

К ним относятся – орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа и в ограниченных пределах прокурор и судья районного суда. Ограниченность деятельности прокурора АО надзору определяется тем, что следователи ставят его в известность (или информируют) о возбуждении уголовного дела и принятии некоторых иных решений. Уголовно-процессуальный закон разрешил ему отменять лишь незаконные или необоснованные решения начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя. Судья принимает участие в этой стадии так же в ограниченных пределах, когда участники уголовного процесса обжалуют решения органа дознания, дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.

В этой стадии существуют процессуальные действия и специфические правонарушения. В частности, для этой стадии уголовного процесса характерно производство проверочных действий и специфических уголовно-процессуальных отношений, которые наиболее ярко проявляются во взаимоотношениях с заявителем, населением и со средствами массовой информации. Наконец, в этой стадии принимаются только ей присущие решения, которые оформляются соответствующими документами (постановлениями о возбуждении уголовного дела или об отказе о возбуждении уголовного дела и т.д.). Таким образом, возбуждение уголовного дела – обязательная и первоначальная стадия уголовного судопроизводства, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора и суда, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала производства предварительного расследования.

Возбуждение Уголовного Дела Как Самостоятельная Стадия Процесса Имеет Свои Непосредственные Задачи, Свой Круг Участников, Свои Временные Пределы, Специфические Процессуальные Действия И Решения

Возбуждение уголовного дела — первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства . Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правоотношения, уголовно-процессуальные решения и соответствующие документы.

Однако анонимные сообщения в необходимых случаях могут быть проверены государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс. В этих случаях при обнаружении деяния с признаками преступления в уголовно-процессуальных документах нужно ссылаться в качестве повода не на анонимные сообщения, а на материалы проверки, т.е. на непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем.

По случаю особенно крупного, драматического происшествия (пожар, повлекший гибель людей, крушение на железной дороге, водном или воздушном транспорте, взрыв неизвестного происхождения, но повлекший тяжкие последствия, обвал жилого дома и т. п.) принято немедленно возбуждать уголовное дело, хотя признаков конкретного преступления, как этого требует закон, в самом событии вообще не усматривается. Логика принятия решения о возбуждении уголовного дела в подобных ситуациях базируется на суждении: «Такие происшествия без криминала не бывают». Расследование подобных уголовных дел, естественно, ведется наугад, и в итоге после долгих месяцев работы, в том числе после многочисленных допросов свидетелей не преступления, а происшествия, не продвигается ни на шаг вперед. Такую практику нельзя признать правильной. Цель уголовного процесса — не поиск признаков преступлений, а их расследование и судебное рассмотрение. Процесс не может быть начат раньше, чем будут обнаружены признаки преступления, сколь бы впечатляющим и грозным ни было какое-то происшествие. Заинтересоваться таким происшествием должен не следователь и не прокурор, а сыщик. Что же касается происшествий, связанных с эксплуатацией технических средств — источников повышенной опасности, а также взрывов и пожаров, техногенных катастроф, произошедших по неясным причинам, но без явных признаков криминала, то здесь первое слово принадлежит не правоохранительным органам, а специалистам в соответствующей области. Поводом к возбуждению уголовного дела должно служить не само происшествие, а точные, документально зафиксированные, основанные на специальных знаниях выводы о его причинах, позволяющие вполне обоснованно предположить, что они имеют криминальный характер.

Вторая стадия досудебного производства названа в уголовно-процессуальном законодательстве «предварительное расследование» (раздел VIII УПК). Она обусловливается принятием решения о возбуждении уголовного дела и представляет собой раскрытие органом дознания, дознавателем или следователем преступления, иначе — процессуальный порядок установления до суда и для суда обстоятельств, подлежащих доказыванию. Предварительным расследование называется потому, что окончательное установление обстоятельств преступления происходит в ходе судебного следствия, в процессе судебного разбирательства, производства по уголовному делу в суде.

Ссылка на основную публикацию