Административная Ответственность В Сфере Торгового Оборота

Ответственность за правонарушения в торговле

В соответствии с частью 2 статьи 14.4. КоАП РФ продажа товаров, с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа:

Объективную сторону правонарушения составляет продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения судебного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. На организацию арбитражным судьей может быть наложен судебный штраф в размере до 1000 МРОТ, на должностных лиц — до 50 МРОТ, на граждан — до 25 МРОТ (ст. 119 АПК РФ).

  • Ст. 182 предполагает наказание за подачу заведомо ложной рекламы товара и услуг. Минимум виновное лицо отделается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, максимум – будет подвергнуто аресту на срок до полугода или лишению свободы на срок до 2 лет.
  • Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ст. 238 регламентирует, что продажа товара, а также его хранение и предоставление услуг, которые заведомо не соответствуют законным требованиям безопасности жизни и здоровья людей будут наказаны штрафом в размере до 300 тыс. руб. или же принудительными работами и лишением свободы на срок до 2 лет.
    Наказание существенно ужесточается, если речь идет о продукции, предназначенной для детей до 6 лет, либо ее сбыт привел к летальному исходу. В таких ситуациях штраф может возрасти до 500 тыс. руб., а свободы гражданин лишится на срок до 6 лет.

У любого потребителя есть 2 основных пути для попытки разрешения проблемной ситуации с продавцом. Если покупатель усмотрел в действиях сотрудников магазина факты нарушения правил торговли, то первым делом он может составить жалобу в Книге жалоб и предложений, которую обязаны предъявлять по первому требованию.

Ответственность за нарушение правил торговли

  1. штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  2. или лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до пяти лет либо без штрафа.

Если во время проверки милиция выявит, что продается товар, который может нанести вред жизни и здоровью покупателей, против руководителя фирмы или предпринимателя возбудят уголовное дело по статье 238 Уголовного кодекса РФ. За это преступление суд может назначить наказание:

  1. назначить штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев;
  2. или лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  3. или назначить обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов;
  4. или назначить исправительные работы на срок до одного года;
  5. или ограничить свободу на срок до трех лет.
Вам будет интересно ==>  Надбавка К Пенсии За Орден Ленина

Пример
В магазин «Мир продуктов» были завезены молочные продукты. При хранении был нарушен температурный режим. Из-за этого продукты испортились и должны были быть списаны. Однако магазин продолжал торговать испорченной продукцией. Несколько покупателей этого товара попали с пищевым отравлением в больницу.
По их жалобам в магазине была проведена проверка и в отношении директора возбуждено уголовное дело по статье 236 Уголовного кодекса РФ. Суд приговорилдиректора к штрафу в размере 80 000 рублей и лишил его права заниматься предпринимательской деятельностью три года

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере торговой деятельности

При этом следует учитывать, что за совершение запрещенных действий, перечисленных в статье 14.40 КоАП, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности с учетом сроков давности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП., т.е. в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся правонарушении в течение 1 года с момента его обнаружения. Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП срок давностипривлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.40 КоАП,начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Комиссии антимонопольного органа,которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле, которая не включена в главу 3 Закона о торговле и не является антимонопольным законодательством, также предусмотрена административная ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП. Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42КоАП определяются в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП в течение года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся со дня обнаружения.

В первых двух частях статьи 14.40 предусмотрена ответственность за создание дискриминационных условий с однотипными санкциями за совершение правонарушения. Так, согласно части 1 данной статьи создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее — Продавец), или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее — Поставщик), дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Законом о защите конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 2 млн до 5 млн руб.

Ответственность за нарушение правил торговой деятельности

  • ст. 14.40 «Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности»;
  • ст. 14.41 «Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности»;
  • ст. 14.42 «Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности».
  • хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети:
  • об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров;
  • о существенных условиях такого договора;
  • хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров:
  • об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров;
  • о существенных условиях такого договора;
  • о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

Установление административной ответственности за нарушения закона о торговле

Административная ответственность за нарушения требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при ведении торговой деятельности применяется также к лицам, входящим в одну группу лиц с торговыми сетями и их поставщиками. При этом группа лиц определяется по правилам, предусмотренным в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что фактически c 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Дополнения в КоАП»), в соответствии с которым установлена административная ответственность в виде штрафа до 5 миллионов рублей за нарушения обязательных требований Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о торговле).

Административная и уголовная ответственность в сфере торговли

К административной ответственности за правонарушение в сфере торговли может быть привлечено лицо, достигшее к моменту привлечения к ответственности шестнадцати лет. В соответствии с п.2 ст.2.3 КоАП, учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить указанное лицо от административной ответственности, применив к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Вам будет интересно ==>  Помощь многодетным семьям от государства в 2021 в калмыкии

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Этим документом внесены значительные изменения в порядок регулирования административных правоотношений, к которым, в частности, относятся правоотношения в сфере торговли.

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона N 381-ФЗ срок оплаты поставленных продовольственных товаров определяется следующим образом:
— продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
— продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
— продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее, чем 40 календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Запрет на создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов также установлен подпунктом 9 пункта 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Ответственность по данному пункту наступает по статье 14.32 КоАП РФ только при наличии соглашения между субъектами.
В отличие от статьи 14.32 КоАП РФ, часть 1 статьи 14.40 КоАП РФ будет применяться при отсутствии соглашения между вышеназванными в ней субъектами.
Также отметим, что Закон N 381-ФЗ не содержит специального определения для термина «дискриминационные условия», его толкование основывается на Законе N 135-ФЗ. Так, согласно пункту 8 статьи 4 Закона N 135-ФЗ дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект (или несколько субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим компаниями.
В пункте 4 статьи 14.40 КоАП РФ установлена ответственность за навязывание сетевым продавцом или поставщиком продовольствия контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 КоАП РФ. За нарушение – штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 2 500 000 до 5 000 000 руб.
В частности, Закон N 381-ФЗ установил запреты сетевым продавцам и поставщикам продовольствия навязывать контрагентам следующие условия:
— о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
— об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
— о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
— о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
— о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;
— иные условия, не относящиеся к предмету договора и (или) содержащие существенные признаки выше перечисленных условий.
При этом факт навязывания контрагенту невыгодных условий должен быть документально подтвержден. Документальным подтверждением навязывания условий для антимонопольного органа в данном случае будет являться, в первую очередь, официальная переписка контрагентов относительно условий договора поставки, в том числе и электронная переписка, протоколы разногласий и иные документы.
Пункт 5 статьи 14.40 КоАП РФ устанавливает ответственность за заключение между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом N 135-ФЗ и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров.
За нарушение данной нормы установлен штраф:
— для должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц – от 1 500 000 до 4 500 000 руб.
Согласно примечанию к статье 14.40 КоАП РФ административная ответственность, предусмотренная пунктом 5 указанной статьи, устанавливается в зависимости от степени вины хозяйствующего субъекта.

Вам будет интересно ==>  Повышение зарплаты учителям при ик останется ли 70 процетная надбавка за работу

Комиссией ООН, а именно ее подразделением ЮНСИТРАЛ (отвечает за права в сфере международной торговли) были сформированы правила, контролирующие данную сферу. Так, конвенция ООН, в которой содержится информация о порядке ведения договоров международных торговых отношений, признана документом, имеющим силу в отношении 56 стран мира. В нем описаны порядки заключений договоров, основные их положения, прописаны обязательства, которые принимают на себя покупатель и продавец, перечислены объекты реализации и продажи, в отношении которых конвенция не действует.

Взыскание в этом случае может налагаться в виде штрафа, исправительных работ, предупреждения, лишения специальных прав, возмездного изъятия или полной конфискации предмета (в том случае, если он был объектом или орудием правонарушения), административного выдворения за пределы страны (если виновник имеет иностранное гражданство).

Глава 4

Статья 14.4 (ч. 1) распространяется на все товары (работы, услуги), реализуемые населению, за исключением тех товаров, ответственность за нарушения правил розничной продажи которых регулируется специальными статьями КоАП РФ об административной ответственности (например, ст. 6.14, 10.8).

Согласно части 1 ст. 3.11 КоАП РФ новый вид наказания – дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административная ответственность в коммерческой деятельности

4. В сфере коммерческой деятельности административные наказания можно разделить по кругу лиц, уполномоченных назначать административные наказания:

  • первая группа — наказания, назначаемые исключительно судьей (дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу);
  • вторая группа — наказания, назначаемые федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (предупреждение и административный штраф).

Формально административная ответственность закрепляется в административно-правовых нормах. Административная ответственность как санкция административно-правовой нормы призвана компенсировать причиненный правонарушением необратимый вред и является для правонарушителя бременем или карой, наказанием.

Стоит отметить, что административное нарушение правил торговли отличается от уголовного тем, что наносят несущественный материальный ущерб. При этом сроки давности таких проступков равны двум месяцам с момента совершения или выявления факта нарушения правил торговли (4. 5 КоАП РФ).

  • 171 –ая статья предусматривает санкции за ведение предпринимательства без законных на то оснований, например, лицензии или регистрации с возможным штрафом до 300 000 рублей. Если такая торговля нанесла крупный вред гражданам или предприятиям, включая государственные органы.
  • Статья 171. 1 оговаривает наказания за любые операции с товаром без маркировки, если она предусмотрена в обязательном порядке. Такие деяния в крупных размерах повлекут штраф до 300 000 рублей. Однако, в отдельных случаях сумма может достигать 700 000 рублей.
  • 191 –ая статья пресекает незаконный оборот ценных камней, а также драгметаллов и сулит наказание для нарушителей в виде пятилетнего лишения свободы или принудительных работ. При этом лицо может быть дополнительно оштрафовано на сумму до 500 000 рублей.
  • 238 –ая статья определяет штраф до 300 000 рублей с возможным лишением свободы, если продавец реализует продукцию, несоответствующую требованиям безопасности и подвергающую опасности здоровье и жизнь покупателей.

Административная ответственность за нарушение антимонопольных требований в сфере розничной торговли

Если поставщикам не представляется информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях договора, а также затягивание рассмотрения заявки поставщика оценивается как создание поставщику препятствий для доступа на рынок.

3. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом , либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте Выбор организационно-правовой формы торгово-предпринимательской организации имеет важное значение для успешной коммерческой деятельности. Необходимо четко

§ 2 Виды гражданской процессуальной ответственности В гражданском судопроизводстве существуют такие виды процессуальной ответственности, как штрафная и компенсационная; в виде неблагоприятных процессуально-правовых последствий; связанные с применением гражданских

Ссылка на основную публикацию