Актуальные Проблемы Земельного Законодательства 2021

Основные проблемы земельного права

Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.

Кроме того, помимо проблем с пробелами и недостатками в земельном законодательстве так же существует диаметрально противоположная проблема, связанная с чрезмерной регламентацией некоторых процедур, что в свою очередь лишает участников земельных правоотношений возможности минимизировать или рационализировать данную процедуру исходя из особенностей конкретного случая.

  • Новеллы земельного законодательства.Формирование и предоставление земельных участков: проблемные вопросы, судебная практика. Предоставление земельных участков на торгах и без торгов, основания для отказа в предоставлении. «Частный» сервитут в отношении публичных земельных участков. Использование земель без предоставления и сервитута. Перераспределение земель. Изменения в правовом режиме арендованного публичного участка. Сервитуты и публичные сервитуты, практика по вопросам предоставления земельных участков, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности по правилам 341-ФЗ. Условия, порядок установления, правовые последствия для правообладателей. Вопросы установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов, а также в отношении земельных участков для устройства пересечений железнодорожных путей. Процедурные вопросы оформления прав (выбор между арендой, разрешением на использование без предоставления и сервитутом и публичным сервитутом). Основания для отказа в предоставлении.
  • Единый порядок определения видов разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Виды разрешенного использования земельных участков: установление, определение и изменение. Соотношение понятий категории земель и вида разрешенного использования. Перевод участка в земли других категорий. Аренда участка из категории публичных земель для строительства. Сложные ситуации при приобретении на торгах права аренды на земельный участок. Актуальная судебная практика. Новые способы приобретения прав на публичные земли: возможности, ограничения. Зоны с особыми условиями использования территорий и территории объектов культурного наследия. Особенности установления ВРИ земельного участка (в т.ч. для размещения линейных объектов); соотношение ПЗЗ с Классификатором ВРИ земельного участка. Случаи, при которых использование земельного участка допускается без учета ВРИ и категории земель.
  • Правовой режим зданий и сооружений. Взаимосвязь прав на здание и сооружение и прав на земельные участки под ними. Правовой режим жилых и нежилых. Объекты незавершенного строительства (квалификация незавершенного строительства, правовой режим, оборотоспособность и др.).
  • Оформление прав на земли и земельные участки, необходимые для размещения линейных объектов . Способы размещения линейных объектов. Перевод земельных участков, необходимых для размещения линейных объектов. Упрощенный перевод земельных участков из одной категории в другую. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Новые способы приобретения прав на публичные земли: возможности и ограничения. Соотношение зон с особыми условиями использования территорий и публичных сервитутов.
  • Принудительное отчуждение земельных участков: основания и порядок. Ст . 285 ГК РФ и ст.56.6 ЗК РФ в разъяснении эксперта. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изъятие при ненадлежащем использовании, изъятие при неиспользовании по назначению. Изъятие земель сельскохозяйственного назначения. Возмещение (компенсация убытков) за изымаемый земельный участок: сложные вопросы (обременения, разная стоимость участка и размещенного на нем объекта, упущенная выгода и пр.).
  • Изменения законодательства в сфере кадастрового учета и регистрации прав. Комментарии к Федеральным законам от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 08.12.2020 № 404-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ; от 30.12.2020 № 505-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816. Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости: нормативное регулирование. Основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Внесение сведений о ранее учтенных лесных участках.
  • Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости – нововведения в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ». Изменения в законодательстве РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1. Изменения в ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения в ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Изменения в ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Порядок получения запросов. Исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН. Нормативное регулирование исправления ошибок. Понятия ошибок в ЕГРН. Порядок исправления технической ошибки. Порядок исправления реестровой ошибки. Требования к точности определения координат характерных точек границ земельного участка.
  • Ошибки при ведении Единого государственного реестра недвижимости. Классификация, порядок исправления ошибок. Изменения законодательства, внесенные Федеральным законом от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
  • Комплексные кадастровые работы за счет внебюджетных средств: Федеральный закон от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ». Комментарии к Проектам Федеральных законов: № 1076374-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении 26.01.2021); № 1099901-7 «О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения возможности осуществления государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию».
  • Споры о границах земельных участков: кадастровая и реестровая ошибка и способы ее устранения; проблемы согласования границ земельного участка со смежными землевладельцами; разрешение спора в судебном порядке. Иск об определении (установлении) границ земельного участка; судебное решение (содержание и правовые последствия). Формирование — перераспределение — кейсы и рекомендации.
  • Бесхозяйное имущество. Оформление прав на земельный участок и иную недвижимость в силу приобретательской давности. Бесхозяйное имущество: приобретение прав на бесхозяйное имущество.
  • Самовольные постройки. Основания отнесения. Способы сохранения. Новеллы в судебной практике. Тенденции 2021 года.
  • Кадастровая оценка: практические вопросы применения новых правил, практика оспаривания результатов. Рекомендации для определения кадастровой стоимости. Возможные ошибки при проведении ГКО и порядок их исправления. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и ОКСов: досудебный порядок, права региональных и местных органов власти в части оспаривания в судах заниженной кадастровой стоимости; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащих частным лицам уполномоченными органами. Споры о пересмотре кадастровой стоимости при изменении ВРИ земельного участка. Оценка кадастровой стоимости земельного участка под ОКСами и декларация об объекте недвижимого имущества. Судебные расходы по кадастровым спорам.
  • Обсуждение проблемных вопросов участников.
Вам будет интересно ==>  Остался в 2021 году бесплатный проезд на электричках для пенсионеров

В 2021 году продолжается реформа земельного законодательства. Проводимая Росреестром цифровизация учета земельных ресурсов должна упростить предоставление гражданам и бизнесу государственных услуг, связанных с оборотом земли и недвижимости. Сведения обо всех землях будут включены в «Единый информационный ресурс о земле и недвижимости» . С вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ Росреестр наделен контрольно-надзорными функциями, а Федеральная кадастровая палата наделена новыми полномочиями, связанными с государственной кадастровой оценкой .

С 1 марта дачников ждут новые законы: как изменится загородная жизнь в этом сезоне

— Владельцы участков и домов, которые начали строить до 4 августа 2018 года, могут беспрепятственно зарегистрировать эти постройки. Правда, если они не выше трёх этажей и 20 метров. При этом специальные разрешения на строительство от местного самоуправления или муниципальной администрации не нужны. Достаточно проинформировать о старте и окончании строительства, — рассказал эксперт рынка недвижимости «Академии управления финансами и инвестициями» Алексей Кричевский.

Другие правки в законодательстве, касающиеся дачников, затрагивают в основном членов СНТ. Во-первых, пояснил Алексей Кричевский, теперь не нужно уведомлять о предстоящем общем собрании. Достаточно просто предусмотреть в его уставе определённую дату этого мероприятия. Во-вторых, председатели товарищества должны обеспечить проезд пожарной техники к водоёмам и гидрантам, а также автоматическое открывание ворот и шлагбаумов для пожарных машин. Раньше в летний период хозяева участков были обязаны иметь огнетушитель или бочку с водой.

  • частная собственность с момента своего возникновения не носила, не носит поныне и не может носить абсолютного характера;
  • отношения собственности в целом, в том числе и частной, весьма динамичны;
  • наряду с тенденцией приватизации как основы разгосударствления экономики имеет место и постоянно усиливается тенденция к четкой градации частной собственности.

ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ предусматривает исполнение обязательства по оплате договора только в денежной форме, что ограничивает права субъектов договора на исполнение обязательств путем использования неденежных форм оплаты. На практике застройщики используют этот «пробел» в законодательстве, заключая договоры с привлечением неденежных форм оплаты, чтобы «обойти» требования Закона.

Автор отмечает неоднородность законодательной конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности, анализирует негативные аспекты размещения признаков, характеризующих общественно опасные последствия, в нормах-примечаниях к гл. 22 УК РФ; определяет значение криминологических особенностей экономических преступлений при установлении размеров ущерба в основных и квалифицированных их видах; исследует влияние характера и размера ущерба, установленного в законе, на освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

Вам будет интересно ==>  Что Происходит С Лужиным В Конце

Представленная работа посвящена исследованию особенностей уголовно-правовой квалификации получения взятки. Автором исследуется вопрос о том, могут ли рассматриваться в качестве взятки передача средств или предоставление иных материальных выгод не самому должностному лицу, а иным лицам по его указанию. Отмечается, что исходя из содержания субъективной стороны деяния взяткой может быть признано любое превышение должностных полномочий в обмен на те или иные действия взяткодателя, не обязательно обусловленные корыстной заинтересованностью получателя взятки.

Изменения в законодательстве о недвижимости, вступающие в силу в 2021 году

С 1 января 2021 года при получении разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан будет предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета электроэнергии (в просторечии — счетчиков) в квартирах и МКД. Без этих бумаг чиновники уже не выдадут разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

В 2021 году вступает в силу ряд норм в сфере недвижимости. В основном это статьи из ранее принятых и уже действующих законов. Нельзя сказать, что новеллы радикально изменят правоотношения в области недвижимости. Тем не менее об этих поправках следует иметь хотя бы самое общее представление.

Так, согласно пункту 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации являются федеральной собственностью.

При этом согласно пункту 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Об; актуальных проблемах практики применения земельного законодательства

Ключевая проблема таких правоотношений заключается в том, что нередко кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную цену. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ( далее — ВС РФ) № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением или с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного ( бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Положения указанного пункта содержат исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.

Законодатель предусмотрел общий принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка ( пункт 5 часть 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Указанный принцип не распространяется на случаи, прямо указанные в федеральных законах. Такие исключения предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее — ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации ( далее — ЗК РФ).

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления г

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

  • платность – это всеобщий принцип, который должен реализовываться применительно к каждому землепользованию (как законному, так и незаконному);
  • ставка арендной платы подлежит применению исходя из фактического использования земельного участка (ни ВРИ, ни условия договора аренды не имеют правового значения, если фактическое землепользование иное);
  • если арендатор лишён возможности пользоваться земельным участком по причинам, связанным с арендодателем, он должен быть освобождён от обязанности по оплате арендных платежей, что подтверждает судебная практика, связанная с резервированием земельных участков;
  • за долю на земельный участок, которая приходится на места общего пользования в здании, обязаны платить все сособственники помещений. При этом ставка арендной платы подлежит применению исходя из фактического использования помещений для каждого собственника индивидуально;
  • экспертиза в части определения площади земельного участка, необходимой для эксплуатации здания, сооружения, может назначаться только при расчете платы за фактическое землепользования. Ее проведение при действующем договоре аренды исключено, т. к. работают общие нормы гражданского права о согласовании предмета договора сторонами.
  • ряд условий договора аренды изменяются в силу закона вне зависимости от того, согласовано ли их изменение сторонами путём подписания дополнительного соглашения (например, его сторона – при изменении собственника объекта капитального строительства, предмет – при изменении площади в ГКН, целевое использование земельного участка – при его смене);
  • и, наконец, принцип платности должен применяться и при предоставлении земельных участков по ст.39.33 ЗК РФ (без оформления прав и установления сервитута). По мнению Верховного суда РФ, указанный титул имеет общую правовую природу с договором аренды. Следовательно, плата должна начисляться по аналогичным с договором аренды правилам.
  • выявить наиболее актуальные проблемы применения земельного законодательства;
  • обменяться экспертными мнениями и выработать научно-обоснованные подходы в разрешении спорных вопросов в сфере земельных отношений;
  • ориентировать научно-исследовательскую, экспертно-аналитическую и учебную работу кафедры на актуальные проблемы правоприменительной деятельности;
  • профессионально ориентировать магистрантов кафедры по направлению «Магистр в сфере недвижимости, градостроительства и природных ресурсов».
  • Самовольное занятие чужих земель.
  • Несоблюдение основных требований при заключении сделок.
  • Проведение неправильных процедур определения границ.
  • Несвоевременный возврат земель их официальному владельцу.
  • Причинение ущерба экологии.
  • Сокрытие или подлог кадастровых данных об участке.
  • Прочие противоправные деяния.
Вам будет интересно ==>  Арантийного Срока На Технически Сложные Изделия

Разбирательство относительно земельного правонарушения должно осуществляться при условии наличия четырех элементов: объекта, субъекта, объективных и субъективных причин. То есть, должен быть определен круг лиц, осуществивших противоправные действия по отношению к конкретному земельному участку, а также их вероятные причины.
В качестве субъекта разбирательства может выступать должностное лицо, совершившее преступления в рамках выполнения служебных обязанностей (подлог документов, выдача ложных справок и пр.).
Величина наказания за нарушение земельного законодательства напрямую зависит от индивидуальных обстоятельств дела и размера причиненного урона.

Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.

  • построить собственный дом;
  • заняться сельскохозяйственным производством;
  • легализовать участок, находящийся в пользовании;
  • продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
  • оформить право публичного сервитута;
  • арендовать участок;
  • отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.

Новое: юридическая пресса, комментарии и книги

В представленном материале исследуется правовая природа наследственного договора как гражданско-правовой сделки и способа распоряжения наследственным имуществом, не тождественного завещанию. Автор освещает подходы к содержанию аналогичных договорных конструкций, сложившиеся в некоторых зарубежных правопорядках. Рассмотрен порядок заключения и расторжения договора с учетом положений ГК РФ о наследовании.

В публикации исследуются проблемы, связанные с разрешением судами Российской Федерации семейных дел с иностранным участием. Автор отмечает, что неосведомленность российских граждан о законодательстве государств, с которыми Российская Федерация заключила двусторонние договоры, создает трудности в разрешении спора и отрицательно влияет на эффективность судебной защиты прав граждан Российской Федерации.Он вносит предложения по устранению выявленных проблем.

Актуальные Проблемы Земельного Законодательства 2021

В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

Применение земельно-правовых – явление достаточно редкое, поскольку лишение собственника прав на землю может быть воспринято как посягательство на личные владения. Однако, существуют ситуации, при которых земля предоставляется гражданам на бесплатной основе, при условии использования на определенные цели. В случае несоблюдения данных условий, возможно проведение их изъятия.

Земельное законодательство регулирует правоотношения не только относительно использования земель и охраны природных ресурсов, но также осуществления надзор за выполнением всех прописанных законов. Ответственность за нарушение земельного законодательства лежит на официальном землепользователе (арендаторе) или владельце земельного участка.

Ссылка на основную публикацию