Актуальные Вопросы Земельного Законодательства

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2020 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Основные проблемы земельного права

Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.

Рассмотрев ряд общих проблем, и придя к выводу, о необходимости реформирования земельного законодательства в Российской Федерации. Нам захотелось более подробно остановиться на проблеме, связанной с нецелевым или недобросовестным использованием земельного фонда в России. Сложившаяся в данной сфере ситуация в нынешнем виде близка к критической. Проблемы также коренным образом исходят из пути развития земельных отношений в России на современном этапе. Они же являются отчасти следствием несовершенства российской законодательной базы в отрасли земельного права. Огромное количество земель площадью около 100 миллионов гектаров подвержено опустыниванию и эрозии, что ведет к стагнации развития самой инфраструктуры земельного рынка и деградации сельскохозяйственных земель в связи с потерей плодоводства почвы и невозможности её дальнейшего использования и, как следствие, выведение этих самых земель из хозяйственного оборота земель.

Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

Несмотря на то, что система регулирования земельных отношений в Российской Федерации, основанная на Конституции Российской Федерации, в целом сложилась, наиболее общие подходы к решению земельных проблем прошли проверку временем – многообразие форм собственности на землю, основные направления использования земли, государственное и муниципальное управление земельными ресурсами, защита прав на землю, необходимые механизмы и инструменты, способные учесть особенности использования столь многопланового и существенного для общества объекта, как земля, в современной России до конца не сформированы. Не в полной мере законодательно обеспечен баланс публичных и частных интересов, механизмы регулирования использования земли как основы устойчивого социально-экономического развития находятся в стадии формирования.
Региональные особенности, обострение демографических и экологических проблем, необходимость согласованного отраслевого и пространственного развития страны, предполагающего снижение доли добывающих в сравнении с высокотехнологичным, инновационным перерабатывающим производством, эффективное использование природных ресурсов в традиционных отраслях экономики (лесное, сельского хозяйство, др.), решение проблем охраны окружающей среды, обеспечение национальной безопасности и борьбы с коррупцией – эти и многие другие современные вызовы объективно требуют скорейшего решения земельных проблем.
В настоящее время законодательство в сфере земельных отношений все еще нуждается в совершенствовании, унификации, гармонизации, устранении коллизионных норм. При сохранении общих подходов к регулированию земельных отношений, заложенных еще в начале XXI века, в большинстве случаев принимаемые законы направлены на решение довольно узких проблем. Не все рассматриваемые законодательные инициативы отвечают задачам развития страны и модернизации ее экономики. Часто они базируются на разных концептуальных правовых и экономических взглядах, не всегда согласованы между собой и не в полной мере отражают комплексный характер использования земли и ее социальное и экономическое значение.
Это создает препятствия в осуществлении земельным законодательством важной роли в систематизации регулирования использования земли в современных условиях, формировании справедливого земельного правопорядка.
Упомянутая комплексность в отсутствие такой же комплексной, модернизированной земельной политики порождает необходимость постоянного наращивания и согласования земельно-правовых норм, что, во‑первых, обусловливает непрерывное внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а, во‑вторых, делает этот документ крайне сложным для понимания неспециалистов. Земельный кодекс, как и иные нормативные правовые акты земельного законодательства за последние годы перенасыщены детализированными положениями, касающимися перераспределения земельных участков (предоставления и изъятия), процедурными и техническими нормами. Это утяжеляет земельно-правовую нормативную базу, что в целом негативно влияет на возможности законодательства как регулятора земельных отношений. В том числе и по этой причине нововведения при практическом применении вызывают неоднозначное толкование на уровне государственной и муниципальной власти, землевладельцев, что порождает многочисленные конфликты, которые ведут к внесению новых поправок. Процесс стал непрерывным и самодостаточным. В то же время целый ряд вопросов земельно-правового регулирования, таких как определение функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, землеустройство, охрана земель и др. до сих пор ожидают модернизации и развития. Это создает заметный дисбаланс правовой базы государственного управления земельными ресурсами и отслеживания их надлежащего состояния.
Названные причины в совокупности снижают эффективность правового регулирования, что в земельной сфере является фактором постоянной социальной напряженности.
Многофункциональность земли как объекта правоотношений и государственного управления в отсутствие комплексной сбалансированной земельной политики и единой концепции земельного законодательства приводит к разнонаправленному и противоречивому взаимодействию законодательства о земле с другими отраслями, прежде всего с гражданским, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах. Одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии последовательного анализа практики применения ранее вносимых изменений может отрицательно сказаться как на формировании земельного правопорядка, так и на экономическом и социальном климате страны. Имеются разногласия в подходах к регулированию и управлению землями, в том, какие — публичные или частные интересы должны быть в приоритете при введении нового инструмента регулирования. Таким образом, преодоление несогласованности подходов в регулировании земельных отношений остается одной из главнейших задач последнего времени.
Еще одним существенным вызовом оказывается необходимость сочетания в законодательной работе ликвидации недостатков прежних земельных реформ, затрагивающих как вопросы управления земельными ресурсами, так и права землевладельцев, с потребностями внедрения новых подходов государственного стратегического планирования и обеспечения социально-экономического развития общества. Земельное законодательство должно двигаться вперед и следовать общим направлениям социально-экономической политики государства, одновременно выполняя работу над ошибками прошлого.
Все сказанное служит обоснованием разработки новой концепции земельного законодательства в опоре на обновленную государственную земельную политику.
Государственная земельная политика должна соответствовать задачам и принципам устойчивого социально-экономического развития государства как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. В связи с этим, учитывая обширность территорий Российской Федерации, бесперспективно пытаться свести цели использования земель — как основы жизни общества к целям развития отдельных городов. Также бесперспективно рассматривать землю исключительно как товар и объект оборота. Логика и смысл земельного законодательства заключается в создании непротиворечивой правовой основы использования земель в целях социально-экономического развития всего общества, что требует системного, комплексного похода к регулированию землепользования во всех общественно значимых сферах. Приходится констатировать, что эта задача до сих пор не решена.
Оценивая ход проведения земельных преобразований в Российской Федерации, следует отметить целый ряд проблем в области государственного управления земельными ресурсами. И одна из них — это информационное обеспечение использования земель. До сих пор зачастую отсутствуют достоверные сведения о земельных участках и границах зон с особыми условиями использования территорий, что серьезно затрудняет реализацию всех земельных отношений, управление землями, оборот земель. Пока еще недостаточно эффективна реализация норм федерального законодательства в сфере кадастровой деятельности, в частности, обеспечения проведения комплексных кадастровых работ, а также в сфере устранения противоречий в сведениях государственных реестров.
Остаются актуальными вопросы создания эффективной нормативно-правовой базы мониторинга земель, повышения эффективности государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По‑прежнему не урегулированы проблемы, связанные с установлением и изменением видов разрешенного использования земельных участков, вопросы системного формирования законодательства в области охраны земель и стимулирования рационального использования земельных участков. В связи с этим дополнительного изучения требует содержание и правовое обеспечение землеустройства, как одной из важных функций организации земельных пространств.
Не менее актуальными являются вопросы формирования отвечающего потребностям социально-экономического развития рынка земли, консолидации земель у эффективно хозяйствующих субъектов, в том числе через изъятие неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земельных участков.
Требуют совершенствования вопросы оборота земель, предназначенных для наиболее важных видов хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды (земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, земли особо охраняемых территорий и др.). Так, для земель сельскохозяйственного назначения наиболее важным является вовлечение в аграрное производство неиспользуемых угодий, защита прав собственников сельскохозяйственных земель, в том числе собственников земельных долей, расширение возможностей по распоряжению земельными долями, совершенствование механизма предоставления земельных участков для отдельных направлений сельскохозяйственной деятельности (животноводство, промышленное садоводство и виноградарство и др.), охрана земель сельскохозяйственного назначения, в том числе особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, повышение почвенного плодородия.
Например, по информации, представленной Республикой Татарстан, сложилась практика заключения договоров аренды находящихся в общей долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения сроком на одиннадцать месяцев, так как имеется возможность не регистрировать данный договор в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав. При этом у арендатора отсутствует стимул рационального использования земель по целевому назначению, а также исключается возможность наложения штрафных санкций при проведении государственного земельного надзора. Так, при проведении работ, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью (что актуально для республики с высоким уровнем нефтедобычи), используются земли сельскохозяйственного назначения. При сроке аренды менее года промышленные компании не имеют возможности оплачивать работы по рекультивации нарушенных земель, сумма которых оплачивается за три года.
Все это показывает необходимость актуализации федеральных законов, непосредственно обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, – таких как «О землеустройстве» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Не меньше вопросов вызывает и правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов. Так, необходимо более детально проработать вопрос об ограничении оборотоспособности земель особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Требует уточнения правовой режим земельных участков, занятых объектами археологического наследия.
Так, по информации, полученной от Краснодарского края, в регионе существует проблема приобретения прав на земельные участки с расположенными на них объектами археологического наследия, чаще всего курганами. Так, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Установлена необходимость включения в условия договора купли-продажи земельного участка условий охранного обязательства. Необходимы гарантии собственников земельных участков – добросовестных приобретателей, приобретших земельный участок для цели, которая не может быть реализована в связи с вновь выявленными ограничениями.
Многие субъекты Российской Федерации отмечают, что отсутствие единого органа управления всегда было и остается актуальным вопросом земельной политики.
Только активная позиция органов государственной власти, эффективное использование имеющихся административных и финансовых ресурсов гарантируют успешное завершение земельной реформы и, как результат, появление эффективных собственников земельных участков, которые обеспечат соблюдение базовых принципов земельного законодательства Российской Федерации.

Вам будет интересно ==>  Возражение На Выселение Из Муниципальной Квартиры

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, в том числе для ведения животноводства на торгах в форме конкурсов либо без проведения торгов;
обеспечить разработку нормативного правового акта, определяющего критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в том числе сельскохозяйственных угодий, используемых государственными племенными заводами, племенными репродукторами и организациями, занимающимися сохранением генофондных пород;
рассмотреть возможность законодательного решения вопроса о расширении круга лиц, имеющих право приобретать земельные доли без выделения земельного участка за счет включения в число таких лиц крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Тенденции развития и некоторые проблемы земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности; Право

Основой осуществления полномочий Российской Федерации в области земельных отношений, как справедливо отметил О.И. Крассов, являются положения Конституции Российской Федерации, имеющие принципиальное значение для развития всего земельного законодательства 3.

Другой немаловажной тенденцией развития земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе, в том числе с точки зрения формирования правового государства, является достаточно подробная регламентация процедур предоставления и оформления прав на земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, либо земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.

Об; актуальных проблемах практики применения земельного законодательства

К сожалению, далеко не каждого покупателя здания заботит порядок пользования земельным участком, на котором расположен приобретаемый им объект недвижимости. Результатом подобной неосмотрительности и легковерности становятся судебные тяжбы между собственником земельного участка и собственником расположенной на нем недвижимости.

Вам будет интересно ==>  В Московской Области Предусмотрена Надбавка Военному Пенсионеру За Ветерана Военной Службы

Как показывает судебная практика, даже если новый собственник объекта недвижимости не был поставлен в известность о сложившемся порядке пользования земельным участком, требования об установлении нового порядка могут быть рассмотрены как посягательство на права собственника земельного участка и суды зачастую оставляют их без удовлетворения ( определение ВС № 306-ЭС15−16 430 по делу № А12−45 548/2014, Апелляционное определение Алтайского краевого суда по делу № 33−7863/2015).

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков, отнесенных к категории земель общего пользования. Однако прямых ограничений на их аренду не установлено. В связи с этим в практике арбитражных судов данный вопрос не решается однозначно.

37 Постановление II Съезда Советов СССР от 31.01.1924 г. «Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик». [Электронный ресурс] / Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24. Режим доступа: http://constitution.garant.ru-history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/chapter/1/#1000 (дата обращения: 16.09.2013). Утратил силу.

  • систематизируете и обновите свои знания по вопросам применения положений федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
  • изучите вопросы государственной кадастровой оценки с учетом изменения порядка ее проведения и оспаривания ее результатов
  • получите практические рекомендации по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, оптимизации земельно-имущественных платежей и получению, внесению и изменению сведений ЕГРН
  • рассмотрите дополнения в Гражданском кодексе РФ в части, касающейся оснований прекращения права собственности
  • изучите изменения в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в части, связанной с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
  • ознакомитесь с разъяснениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения действующего законодательства, а также с судебной практикой по наиболее сложным вопросам, касающимся земельных правоотношений

Семинар представляет собой обобщенный законодательный и практический опыт в области земельно-имущественных отношений в РФ с учетом последних изменений. Ведущие эксперты расскажут о нормативно-правовой базе, дадут комментарии и рекомендации по актуальным проблемам земельно-имущественных отношений и правоприменительной практики.

Под сложившимся порядком пользования земельным участком следует понимать добровольное соглашение сторон (устное или письменное) о распределении земельного участка, которое необходимо отличать от фактического пользования земельным участком, когда в силу различных причин кто-либо из сособственников строения не осуществляет землепользование, в частности, проживая в другом регионе, не имея интереса к объекту и т.п.

В качестве основных принципов земельного законодательства в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ провозглашен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

— заказать у кадастрового инженера проведение кадастровых работ с подготовкой межевого плана по образованию земельного участка, путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Вам будет интересно ==>  Профессиональный стандарт уборщик производственных и служебных помещений

Земельное законодательство Актуальные вопросы

Использование земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке прав на него, даже при согласовании органом местного самоуправления факта предоставления земельного участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ – «Самовольное занятие земельного участка».

В случае же, если торговый павильон предполагается разместить на земельном участке, предоставленном гражданину либо юридическому лицу, то установленный разрешенный вид использования такого земельного участка должен предусматривать осуществление торговой деятельности на земельном участке. О разрешенном виде использования земельного участка можно узнать, обратившись к правоустанавливающему документу на участок либо выписке из Единого государственного реестра недвижимости (кадастровой выписке о земельном участке).

Актуальные вопросы земельного законодательства

«Правонарушений в сфере земельного законодательства достаточно много. К ним можно отнести и самовольное занятие земельных участков. В том числе, использование земельных участков без правоустанавливающих документов, нецелевое использование земельных участков в соответствии с установленной категорией, видами разрешенного использования, неиспользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, иных видов строительства, для садоводства, огородничества, дачного строительства в соответствии со сроками, которые установлены законом, неприведение земельных участков в соответствие с целевым назначением в установленные сроки, нарушение порядка предоставления земельных участков из государственной муниципальной собственности органами государственной власти, органами местного самоуправления. То есть, правонарушения в сфере земельного законодательства достаточно много. И государство побуждает землепользователей к тому, чтобы они осуществляли учет и оформление прав на земельные участки, потому что это ведет к созданию полноценной налоговой базы, так как земельный налог, имущественный налог — является основной частью местных бюджетов», — рассказала Елена Моцеровская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Тамбовской области.

«Штрафы за нарушение земельного законодательства достаточно велики. Для граждан минимальный размер штрафа составляет от пяти тысяч, для организаций и предприятий от ста тысяч. Я еще раз оговорюсь, что это минимальные размеры штрафа, а вообще штрафы исчисляются от кадастровой стоимости и при наличии значительной земельной площади эти штрафы достаточно велики», — ответила Елена Моцеровская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Тамбовской области..

Основные изменения в законодательстве в области земельно-имущественных отношений за 2020 год

1) Федеральный закон от 25.05.2020 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;

6) Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 г. № 1285 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 и признании утратившим силу абзаца шестого подпункта «г» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2020 г. N 586″

Также следует внести изменения в ст. 18 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды», где полномочие «организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов» сформулировать как: «организует деятельность по охране, рациональному и эффективному использованию природных ресурсов».

Что касается принятия «обычного» федерального закона, который закрепит базовые принципы пользования публичной собственностью, то его принятие не создаст иерархического соотношения правовых норм, регулирующих природоресурсные и имущественные отношения, поскольку все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой.

Проблемы земельного законодательства и пути их устранения

В соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК РФ гражданину и юридическому лицу, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, запрещено распоряжение такими земельными участками. Однако лицо, являющееся собственником здания, строения, сооружения, расположенных на таком земельном участке, не лишено права распорядиться этой недвижимостью. Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов при совершении собственником, например, сделки купли-продажи недвижимости к покупателю также переходит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. При этом следует придерживаться позиции, согласно которой допускается совершение сделки купли-продажи недвижимости до переоформления продавцом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на иное право.

С другой стороны, ст. 180 ГК РФ допускает возможность признания недействительной части сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной части. Однако данное правило не может быть отнесено к той части сделки, которая названа нормативным правовым актом или договором как существенное условие. Поэтому и при возможности установления минимальной ставки земельного налога на конкретный земельный участок (фактическом наличии нормативно определенной суммы за условную единицу) соглашение без указания в нем конкретной цены земли должно признаваться недействительным.

Земельное регулирование 2021: практические вопросы применения новых норм, актуальная судебная практика

В 2021 году продолжается реформа земельного законодательства. Проводимая Росреестром цифровизация учета земельных ресурсов должна упростить предоставление гражданам и бизнесу государственных услуг, связанных с оборотом земли и недвижимости. Сведения обо всех землях будут включены в «Единый информационный ресурс о земле и недвижимости» . С вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ Росреестр наделен контрольно-надзорными функциями, а Федеральная кадастровая палата наделена новыми полномочиями, связанными с государственной кадастровой оценкой .

Цель программы: рассмотреть нововведения и изменения в земельном законодательстве в 2019-21 г.г., разобрать проблемные вопросы правового режима и оборота недвижимого имущества, проанализировать последнюю судебную практику, дать рекомендации по недопущению ошибок.

Ссылка на основную публикацию