Анализ Эпизодов В Преступлении И Наказании

Пояснение слов

  • Бурнус — женское пальто
  • Витиеватая речь – возвышенная речь
  • Втуне – в тайне
  • Драдедамовый платок — полушерстяной платок
  • Колодник – арестант
  • Манкировать — небрежно относиться
  • Нанковый жилет – жилет из бумажной ткани
  • На сенных барках – место для нищих в Петербурге
  • Приватный разговор – частный
  • Титулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”

Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста):

  • описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,
  • ключевые слова,
  • цвет,
  • музыка,
  • использование фамилий и имен,
  • детали.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

Но именно тогда, когда герой чувствует, что освободился от навязчивой идеи убийства, автор устраивает ему испытание. Из случайно подслушанного разговора Раскольников узнаёт, что завтра в седьмом часу старуха будет дома одна. Автор показывает, что человек, отошедший от Бога, один не остаётся, рядом с ним оказывается дьявол, нашёптывающий соблазнительные мысли. Герой становится суеверным, им начинает управлять случайность. Свобода от Бога приводит к человеческой несвободе.

Достоевский Федор Михайлович Преступление и наказание — анализ 1 и 2 части

Он выступал новатором в русле традиций русского реализма. Жизнь писателя была не простой: 4 года каторги и ссылка за участие в кружке Петрашевского, неприятие со стороны современников. Но после смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и первым представителем персонализма в России.

Действие романа «Преступление и наказание» начинается июльским днем в Петербурге. Родион Раскольников вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег. Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне с надеждой хоть как-то исправить свое положение. После неприятного разговора со старухой в голове у Родиона начинает созревать мысль об убийстве. Совершив всего лишь одно преступление, он сможет решить свои финансовые вопросы и спасти сестру Дуню от брака с «благодетелем» — Петром Лужином.

Анализ эпизода из романа Ф

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа “Преступление и наказание”. Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии. Итак, Раскольников […].

Анализ эпизода “Смерть Мармеладова” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Смерть Мармеладова, “отставного титулярного советника”, описывается в седьмой главе второй части романа “Преступление и наказание”. Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой […].

Вам будет интересно ==>  Вредная И Тяжелая Работа Учителя Начальных Классов

Анализ Эпизодов В Преступлении И Наказании

Замысел создания романа «Преступление и наказание» связан с жизнью Ф.М. Достоевского на каторге. Писатель запланировал показать современные его времени социальные проблемы. До написания романа «Пьяненькие», к которому восходит роман «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский написал немало произведений, в которых отражалась судьба бедных людей в несправедливом обществе. Первоначально «Преступление и наказание» было задумано как повесть в несколько страниц, однако затем замысел преступления соединился с историей Мармеладова. Во время работы над произведением Ф.М. Достоевский менял замысел, круг тем и проблем становился шире, менялась композиция романа. Писатель отходит от формы исповеди и строит повествование от третьего лица. Впервые опубликовано произведение было в журнале «Русский вестник» в 1866 году.

Сюжет произведения связан с теорией Родиона Раскольникова, которая является движущей силой всего повествования. Деление людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» становится причиной поступков главного героя, а также становится и основным конфликтом произведения: из-за теории Раскольников вступает в полемику с самим собой.

Перекресток есть крест. Крест, который Раскольников должен взять на себя. Перекресток — открытое с четырех сторон место. Раскольников должен поклониться всему свету, всему миру. Это спасет его, т.к. является противоположным тому, что он совершил. В своем убийстве он закрылся, отгородился от света и мира. Выйти на перекресток — значит раскрыться миру, позволить миру что-то сделать с собой, а не думать, что бы такое сделать с этим миром. Необходимо извиниться перед всем миром, перед землей и небесами. Важно произнесенное слово, которое Бог и мир услышат. А Раскольников в соответствии со своими поврежденными понятиями думает, что это значит донести на себя.

Так, сон, который видит Раскольников накануне убийства, — безусловно, Божественный знак, весть из истинного мира. Это предупреждение Раскольникову и указание причины его ожесточения, притча о мировом зле, которое невозможно ни устранить, ни разумно объяснить: детский вопрос, задевающий сами основы бытия («Папочка! За что они бедную лошадку убили?»), остается без ответа. Поэтому так легко и естественно обращение Раскольникова к Богу после сна, который наполняет его свободой, разрешает от многомесячного бремени, действует как благодать. На душе его становится «легко и мирно», он сам принимает решение не убивать и сам отрекается от «проклятой мечты», «от колдовства, обаяния, от наваждения». То есть, по сути, отрекается от сатаны.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Вам будет интересно ==>  2 Группа Инвалидности Купить

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Сон об убийстве лошади

Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

Этот сон стал пророческим для Раскольникова. Сон показал добрую человеческую природу героя. Во сне ребёнок не может выдержать страдания несчастной лошади, он тяжело переживает её убийство: «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы».

Анализ снов Раскольникова

В нескольких шагах от кабака находится церковь, и это небольшое расстояние показывает, что в любой момент жизни человек может перестать грешить и начать праведную жизнь. Сон имеет композиционного двойника в романе — это смерть Катерины Ивановны («Уездили клячу. » — говорит она, умирая).

Накануне преступления Родиону грезится во сне идеальный мир, который будет создан им — гениальным спасителем человечества. Он видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок и мечтает о создании на земле небольшого оазиса счастья среди бескрайней пустыни горя. Смысл: мечта, во имя которой задумано преступление, противопоставлена серой реальной жизни.

Иисус же, скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего , Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал cue для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

В европейской живописи Возрождения и более позднего времени мы видим Лазаря, встающего из гроба (Рембрандт, Фабрициус). Некоторые из свидетелей этого чуда изображаются зажимающими носы — так художники дают понять, что Лазарь «уже смердит». В картине Альберта ван Оуватера носы закрывают персонажи, расположенные в правой части картины, в них угадываются скептики и неверующие — они страдают именно по причине своего неверия; это соответствует и символической трактовке левой и правой сторон картины как, соответственно, «хорошей» и «плохой».

Вам будет интересно ==>  Автомобиль Являлся Орудием

Преступление и наказание: анализ эпизода убийства старухи-процентщицы

Подготовка Раскольникова к преступлению выглядит внешне продуманной и спокойной — он пришивает петлю к изнанке пальто, заранее готовит фальшивый заклад. Однако его спокойствие рушится, как только он не обнаруживает топора на привычном месте, что косвенно показывает, как трудно ему покушаться на жизнь человека и сколько внутренних терзаний он испытывает.

Отдельно стоит сказать об убийстве Лизаветы. Она изначально описывается как доброе и кроткое существо, об этом говорят и случайные прохожие в торговых рядах, встреченные Раскольниковым. Ее убийство похоже на заклание жертвенного агнца: женщина даже не закрыла себя рукой, защищаясь от топора, безропотно приняла свою долю. Устранение Лизаветы как случайной жертвы перечеркивает теорию Раскольникова и утверждает недопустимость какого бы то ни было убийства.

Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказа­ние» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного ду­шевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи. пока­жи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть вто­рой, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью — в дан­ном случае жизнью лошади. Лошадь — никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: «.. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрыва­ет: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Так же как и «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет». Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется «жизни вши, таракана».

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Ссылка на основную публикацию