Краткий обзор Закона «О защите прав потребителей»
Каждый человек в современном обществе является потребителем. Купить сейчас можно что угодно: от обычных товаров до самых неординарных услуг. Но всегда, приобретая что-либо, человек рискует получить товар совсем не того качество, какое ему обещано. Продукты могут оказаться испорченными, техника — бракованной, а услуги — некачественными. И, что интересно, как только вы обнаруживаете брак в товаре, продавец тут же перестает улыбаться и вообще теряет к вам всякий интерес. Что нужно знать, чтобы защитить себя?
1. Отношения продавца и потребителя должны строиться по Закону о защите прав потребителей. Это нормативный документ, в котором подробно расписаны обязанности и ответственность каждой из сторон сделки. В первую очередь нужно приобрести его. Можете купить текст Закона в книжном магазине или найти в интернете. Для начала будет полезно прочитать его весь, от корки до корки. Это может вам очень помочь в свое время.
Также стоит учитывать позицию ВС РФ, который считает, что ответственность за причиненный пассажиру вред может быть возложена не только на перевозчика, но и на агрегатор, если из обстоятельств заключения договора у добросовестного потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.
В связи с резким ростом числа безналичных платежей и онлайн-оплаты покупок в условиях распространения COVID-19 и в целях снижения затрат потребителей на онлайн-переводы Банк России с 1 мая установил предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физлицами. Так, переводы в Системе быстрых платежей до 100 тыс. руб. в месяц должны осуществляться без взимания платы, а переводы на сумму более 100 тыс. руб. в месяц – с комиссией не более 0,5% от суммы перевода, но не выше 1,5 тыс. руб. (Информация Банка России от 20 марта 2020 года «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса»).
Договор, который предлагают заключить потребителю, конечно же, является видом информации, поскольку он содержит существенные условия, без согласования которых договор признается незаключенным. Существенные условия любого гражданско-правового договора устанавливаются в законе. В качестве примеров можно указать договор о реализации туристского продукта (ФЗ «Об основах туристской деятельности»), договор участия в долевом строительстве (ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов»).
Так, в апелляционном определении суд указал, что ответчиками не была обеспечена подача коммунального ресурса – горячего водоснабжения надлежащего качества, поэтому суд пришёл к выводу об обоснованности взыскания компенсации морального вреда в пользу истца – потребителя, учитывая при этом, что один из ответчиков (ТСЖ) не может самостоятельно осуществлять подачу воды для обеспечения горячего водоснабжения; но наличие его вины в причинении морального вреда усматривается в бездействии, которое выразилось в непринятии мер к надлежащей организации обеспечения истца коммунальной услугой – горячим водоснабжением. Наличие вины второго ответчика в причинении истцу морального вреда усматривается в бездействии, которое выразилось в непринятии мер по организации качества горячего водоснабжения.
Закон о защите прав потребителей
Значение закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: закон объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что при отсутствии развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Если товар в результате не способен удовлетворять потребность покупателя, он может вернуть его продавцу. Потребитель может потребовать предоставления ему всей надлежащей информации. Если в результате в товаре возникли недостатки, они расцениваются как недостатки, возникшие по вине продавца. Если в результате был причинен вред потребителю, он может потребовать возмещения вреда себе и своему имуществу.
Предъявить одно из требований можно даже при отсутствии чека или иного документа. Однако в этом случае придется доказывать факт и условия приобретения. Если возникает спор относительно дефектов и причин их образования, экспертиза проводится за счет торговой точки. Естественно, если гражданин столкнулся с отказом в удовлетворении претензий, он вправе заказать независимую экспертизу с последующей компенсацией затрат.
- при размещении публичных оферт, рекламных предложений, информационных данных о характеристиках продукции, иных обязательных сведений;
- при заключении договора на товары или услуги;
- при замене бракованного товара, обмене качественной продукции;
- при подтверждении дефектов и повреждений товара, недостатков услуг, проведении экспертиз;
- при подаче претензий, жалоб и исков;
- при привлечении к ответственности по нормам ФЗ.