Примеры дефиниций в конституционном праве

Баранов В.М. Указ. соч. С. 51.

  1. Нормы-дефиниции, содержащиеся в конституционно-правовых актах, обращены к наиболее широкому кругу лиц. Так, нормы-дефиниции, содержащиеся в Уголовном кодексе РФ (преступление, убийство, кража, грабеж и др.), имеют значение для лиц, совершивших преступление, пострадавших от преступления или для правоохранительных органов. Иными словами — для субъектов уголовных правоотношений. Определения понятий «договор купли-продажи», «наследования» и т.п. также значимы для определенного круга лиц. В то же время большинство определений, содержащихся в конституционном законодательстве, распространяется либо на всех граждан государства, либо на каждого человека. Например, такие определения, как гражданство, референдум, выборы и др.
  2. С точки зрения законодательной техники нормы-дефиниции в конституционном праве формулируются по одной из следующих моделей :

Подробнее о способах формулирования дефиниций в нормативных актах см.: Апт Л.Ф. Легальные определения в законодательстве и судебной практике. С. 49.

  • родо-видовая модель построения дефиниции: через указание на родовой признак и видовое отличие. При этом по правилам формулирования дефиниций видовым отличием должен быть признак, свойственный только определяемому понятию. Он должен отсутствовать в других понятиях, относящихся к одному и тому же роду. Кроме того, признаки, содержащиеся в легальном определении, должны быть существенными, понятийно-образующими .

Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997. С. 155.

Этот пример показывает, что легальные дефиниции (в данном случае — предвыборной агитации и агитационных материалов) могут быть положены в основу судебного решения. При этом правоприменитель не обращается к конкретно-регулятивным нормам. На наш взгляд, это доказывает самостоятельное регулирующее значение дефиниций, которые, таким образом, должны быть признаны нормами права.

Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов).

Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя.

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности. Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве

Нормы-принципы представляют собой законодательные предписания, выражающие и
закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их
законодательным закреплением. Принцип права, который закреплен в нормативном правовом акте,
становится нормой-принципом.
Нормы-принципы налогового права представляют собой предписания налогового
законодательства и закрепляющие принципы налогового права. Они обладают значительной
спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.
Нормы-принципы имеют стабильный характер, регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и
представляют собой обобщающие правовые категории.
Нормы-принципы налогового права содержатся в ст. 3 “Основные начала законодательства о
налогах и сборах” НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ: “Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала”.
Закрепленные НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение, так как именно на
основе общеправовых норм-принципов КС РФ принимает решения о конституционности либо
неконституционности норм законодательства о налогах и сборах.
Нормы-дефиниции представляют собой нормы налогового права, которые не формулируют
детали правового регулирования, но подлежат обязательному учету при применении любых
соответствующих им конкретных норм налогового права.
Законодательство о налогах и сборах содержит нормы-дефиниции в ст. 11 НК РФ “Институты,
понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе”. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского,
семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
В НК РФ используются также и специфические понятия, например, такие как “налогоплательщик”,
“объект налогообложения”, “налоговая база”, которые должны иметь единообразное определение.
Так, понятие “налогоплательщик” дано в п. 1 ст. 19 НК РФ: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения определен в ст. 182 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи
объектом налогообложения признаются следующие операции:

Вам будет интересно ==>  Программы для молодых семей в 2021 томск

Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Норма выступает в качестве модели поведения. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо. Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею. Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

В.А. Тарасова с 14 сентября 1977 года по 28 февраля 1985 года работала кочегаром котельной на жидком и газообразном топливе Сормовской кондитерской фабрики. Действовавший в тот период Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» предусматривал установление пенсии по старости на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста (статья 9).

Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе.
Влияние программных установок должно продолжаться до тех пор, пока задачи, содержащиеся в них, не будут выполнены в результате действия объективных законов общественного развития и общественно-исторической практики.

Вам будет интересно ==>  Акт О Возмещении Ущерба Образец

Примеры дефиниций в конституционном праве

Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах, например в гл. 3 Конституции, регулирующей федеративное устройство: в частности, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом», а в соответствии с ч. 4 этой же статьи «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе».

В статье рассматриваются вопросы становления и развития примирительных процедур в России. Иллюстрируется организация, деятельность и правовое регулирование таких примирительных процедур, как третейский суд и посредничество. Определяются закономерности развития примирительных процедур и их связи с судебными (государственными) способами разрешения споров.

  • Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  • Легальные. Они устанавливаются компетентными представительными (законодательными) институтами. Такие нормы носят предписывающий характер. По своему месту, значимости, роли в регулировании общественных взаимодействий они отличаются от первых и вторых. Однако вместе с этим какое-то непреодолимое различие между всеми тремя группами отсутствует, поскольку они все выступают как неотъемлемые элементы российской юридической системы.
  • Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  • Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

    Исходя от государства, норма охраняется им же.Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование.

    Примеры норм дефиниций в конституции рф

    В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

    Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    Примеры норм дефиниций в конституции рф

    Судебные заседания проводятся в присутствии минимум двух третей всего судейского состава. Однако судебные слушанья проводятся не по всем поступающим жалобам. Нередки случаи, когда суду достаточно тех материалов, которые были направлены с жалобой, а также высказанных ранее правовых позиций органов судебной власти, чтобы разрешить дело без проведения судебного слушанья.

    Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

    Пример нормы дефиниции в конституции рф

    Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

    • при принятии обжалуемых решений были затронуты конституционные права граждан;
    • заявителем пройдены все этапы рассмотрения дела в суде, согласно подсудности (местный, апелляция, кассация);
    • с момента рассмотрения дела судом еще не прошел один календарный год.

    В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности. Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:

    Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

    Во-первых, закрепление норм-дефиниций в отдельной самостоятельной статье, обычно в начале нормативного акта. Статья-глоссарий может вводиться в текст небольших законов, предназначенных для специалистов. С этих позиций справедливо наличие таких статей, например, в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В крупных, особенно кодифицированных, актах такая статья не нужна. В этом случае можно использовать второй вариант помещения дефиниций в тексте нормативного акта: в статье, содержащей соответствующий термин. Выбор именно этого варианта разработчиками ГК РФ следует признать крайне удачным.

    Соотносительные дефиниции указывают на то, как определяемое понятие соотносится с другими. Например, п. 1 ст. 130 ГК РФ содержит перечневое определение недвижимого имущества, а п. 2 ст. 130 ГК РФ ? относительное определение движимого имущества: «вещи, не относящиеся к недвижимости…, признаются движимым имуществом».

    Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). К правам такого рода относятся:

    Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

    Что такое нормы дефиниции примеры

    Законопроект «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» разработан в целях обеспечения надежной судебной защиты целостности конструкций многоквартирного дома на весь продолжительной срок его эксплуатации и восстановления нарушенных прав собственников. Случаи неправомерного оформления права собственности на нежилые помещения, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома, достаточно распространены на территории Российской Федерации.

    Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

Ссылка на основную публикацию