Проблемы В Земельном Праве

Актуальные проблемы в сфере регулирования права собственности в России

Существуют определенные трудности в трактовке разрозненных правовых норм: нередко возникает «коллизия норм» гражданского, земельного, бюджетного и налогового законодательства. Судья действует, полагаясь на «собственную волю и чувство справедливости», самостоятельно трактует закон на основании прецедентов и схожих дел, опираясь на компетентное мнение Президиума Верховного суда РФ, и выбирает надлежащую по его собственному мнению норму права.

ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ предусматривает исполнение обязательства по оплате договора только в денежной форме, что ограничивает права субъектов договора на исполнение обязательств путем использования неденежных форм оплаты. На практике застройщики используют этот «пробел» в законодательстве, заключая договоры с привлечением неденежных форм оплаты, чтобы «обойти» требования Закона.

Основные проблемы земельного права

Российская Федерация обладает огромными залежами все возможных земельных ресурсов, расположенных буквально во всех частях её границ. Земля, а точнее земельный участок, на котором она расположена, во все времена являлся ценнейшим ресурсом. Отступая от темы земельного права, люди во все времена имели постоянные притязание на землю, что создавало постоянные конфликты между ними. Земля являлась и до сих пор является уникальным ресурсом, который целесообразно используясь в своих целях, никогда не придет в негодность. В российском законодательстве земельный участок классифицируется как особый главный объект земельных отношений. Практика по делам земельного права довольно непродолжительна в связи с тем, что полноценное земельное законодательство было установлено относительно недавно, этого достаточно для выявление такой проблемы как не структурированность земельного законодательства.

Во-первых, земельное законодательство очень запутанно. Параллельно с Земельным кодексом существует огромное количество всевозможных федеральных законов, нормативных правовых актов и иных законодательных документов. Отсутствие единой системы земельного законодательства усложняет поиск официальных документов при их необходимости. Российскому земельному законодательству необходимо гармонизировать всю свою структуру, внести значительные изменения в Земельный кодекс либо обобщить все нормативные акты земельного законодательства.

Реферат: Проблемы земельного права

В соответствии с гражданским законодательством все сделки с земельными участками совершаются в письменной форме путем составления документа, выражающего содержание сделки и подписанного непосредственно лицом, от имени которого совершена сделка, или тем, кто действует по его полномочию, в частности на основе доверенности (ст. 160, 550, 434, 339 и др. ГК РФ).

Пункт 4 ст. 35 ЗК РФ запрещает раздельное отчуждение зданий, строений и сооружений без одновременного отчуждения земельного участка и соответственно земельного участка без зданий, строений и сооружений в тех случаях, когда земля и иная недвижимость на ней принадлежат одному и тому же лицу.

Об — актуальных проблемах практики применения земельного законодательства

А ведь разрешить такую проблему можно было и во внесудебном порядке, заблаговременно заключив соглашение о порядке пользования земельным участком. Важно, чтобы одной из сторон указанного соглашения выступал собственник земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

Положением пункта 3 статьи 552 ГК РФ установлено, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

С другой стороны, ст. 180 ГК РФ допускает возможность признания недействительной части сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной части. Однако данное правило не может быть отнесено к той части сделки, которая названа нормативным правовым актом или договором как существенное условие. Поэтому и при возможности установления минимальной ставки земельного налога на конкретный земельный участок (фактическом наличии нормативно определенной суммы за условную единицу) соглашение без указания в нем конкретной цены земли должно признаваться недействительным.

Законом № 137-ФЗ (п. 7 ст. 3) установлено, что приватизация объектов недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых такие объекты расположены. В силу ст. 28 Закона о приватизации такая приватизация осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Кроме того, суд по указанному делу отметил, что, поскольку сервитут в силу статьи 274 ГК РФ представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком, в случае удовлетворения требования об установлении сервитута суду необходимо определить точное содержание сервитута, указав конкретные условия, на которых собственник господствующего земельного участка вправе пользоваться чужим, соседним, земельным участком (порядок пользования), и определить иные взаимные права и обязанности собственников господствующего и служащего земельных участков, а также установить соразмерную плату за сервитут.

Вам будет интересно ==>  Положены ли льготы чернобыльцам на жд билеты

земельных отношений и одновременно является показателем либо своего рода индикатором уровня развития земельных отношений, поскольку по структуре и количеству земельных споров можно определить дальнейшие пути и направления совершенствования земельного законодательства, о чем свидетельствуют приведенные примеры.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Также представляет интерес правовое решение этой проблемы в городском округе Волгоград. Так, в соответствии с Постановлением Главы Администрации города Волгоград от 24 октября 2008 года № 2204 91 к заявлениям граждан о предоставлении им земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен прикладываться дополнительный пакет документов, в частности, схема расположения земельного участка, выполненная на картографическом материале в соответствующем масштабе.

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков, отнесенных к категории земель общего пользования. Однако прямых ограничений на их аренду не установлено. В связи с этим в практике арбитражных судов данный вопрос не решается однозначно.

Одином из примеров приоритета земельного законодательства РФ служит норма земельного законодательства ст. 2 п. 1. где отмечено, что нормы земельного права содержащуюся в иных нормативно-правовых актах должны соответствовать нормам земельного законодательства. Т.е. можно сказать, что это еще раз подчеркивает приоритетное положение этого специального основного закона в сфере регулирования прав на землю и сделок с земельными участками по отношению к иным законам независимо от момента их принятия, включая соответственно имеющий силу ФЗ Гражданский кодекс РФ.

Проблема сочетания земельного и гражданского законодательства имеет давнюю историю и в настоящее время вызывает озабоченность не только специалистов-юристов, но и широкой общественности, десятков миллионов землевладельцев. Связанно это с тем, что в недалеком прошлом была осуществлена отмена монополии государственной собственности на землю, признание частной собственности и, как следствие, включение земли в гражданский оборот привели к тому, что регулирование земельных отношений осуществляется не только публично-правовыми нормами, но и нормами частноправового характера.

Раньше была полная бесплатность использования ресурсов, была полная исключительная государственная собственность. Сейчас же пользование и использование земель исключительно на платной основе, после распада СССР появилась частная и муниципальная форма земли… Однако в нормативных актах слишком много путаницы и несоответствия относительно земельного права. Так, например, ГК РФ говорит, что земельный участок признаётся недвижимым имуществом, но при этом, вещные права на землю находятся в отдельной главе, которая основывается на Земельном Кодексе. Следовательно земельный участок, конечно, выносится отдельно из общих гражданских норм, но к нему невозможно применить специальные нормы закона, если это не согласовывается с Земельным кодексом.

Ни для кого не секрет, что огромные территории Российской Федерации являются богатейшими источниками земельных ресурсов. К тому же абсолютно ясно, что от способа их использования и охраны напрямую зависит благосостояние не только страны, но и её граждан, общества в целом.

Проблемные моменты при оформлении прав на земельные участки

Как только становиться вопрос о регистрации недвижимого имущества, так сразу возникают проблемы, особенно если таким объектом является земельный участок.
Как правило, такие проблемы возникают при подборе комплектов документов для подачи в уполномоченный орган. Причем определение уполномоченного органа тоже не всегда простая задача. Рассмотрим возможные препятствия подробнее.

Кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Институт кадастровых паспортов введен в результате принятия Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу с 1 марта 2008 года). Паспорт был введен в оборот в целях централизации учета объектов.
Теперь существует три вида кадастровых паспортов:
на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
помещения;
земельные участки.
От необходимости получать кадастровые паспорта по новым правилам избавлены землевладельцы, которые до 1 марта 2008 г.:
— подали в Роснедвижимость (сами или через землеустроительные организации) заявления о кадастровом учете своих участков,
— получили кадастровые планы своих участков по старой форме, но не успели пока зарегистрировать права или сделки с участками,
— уже прошли ранее кадастровый учет своих участков (с 2001 г. — после создания земельного кадастра с точными данными о границах участков), и в документах Росрегистрации имеется представленный ими ранее кадастровый план участка.
И если заявители представят «старый» документ (кадастровый план), изготовленный уже после 1 марта 2008 г. по старым формам, у Росрегистрации будут все основания отказать им в регистрации права
До 1 января 2010 года (в так называемый переходный период) кадастровые паспорта будут выдавать соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Кадастровый паспорт на здание, сооружение, объект незавершенного строительства (почему-то закон не указал в их числе помещения) подразумевает наличие кадастрового паспорта земельного участка. А кадастровый паспорт на земельный участок подразумевает проведение землеустроительных работ.

Вам будет интересно ==>  Проезд пенсионеров с подмосковья в москве

Проблемы В Земельном Праве

Исследователи отмечают, что современное состояние законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения, представляется недостаточно разработанным в части правового оформления земельных отношений в городских и иных поселениях. В частности, сделки с земельными участками подчиняются общим требованиям гражданского законодательства (форме, условиям действительности, требованиям, предъявляемым к сторонам сделки и т. д.), а также дополнительным требованиям, установленным земельным, градостроительным и иным законодательством (сохранение целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, соблюдение предельных размеров земельных участков и т.п.), которые существенно различаются в зависимости от принадлежности земельных участков к определенной категории земель и их разрешенного использования. В то же время, имущественные отношения, объектом которых является земельный участок, регулируются нормами различных отраслей законодательства. Гражданским законодательством применительно к земельным участкам определяются общие положения об объектах гражданских прав, видах и содержании вещных прав, сделках, основаниях их возникновения и прекращения, требования к субъектному составу и т.д. Задачей земельного, лесного, водного, градостроительного, экологического и иного законодательства является установление различных ограничений, необходимых для защиты интересов государства, общества и отдельных лиц. Вследствие этого общий гражданско-правовой режим земельных участков (правовой режим недвижимости) существенно осложнен «публичным элементом».

Исходя из складывающейся в настоящее время ситуации, законами субъектов Российской Федерации каждый год должны определяться: полномочия органов местного самоуправления по управлению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении данных полномочий; размеры денежных средств, предоставляемых для реализации данных полномочий, и контролирующие органы.

В этой связи целесообразно статью 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнить пунктом об обязательности проведения согласования границ земельного участка. А также обязать органы и организации, проводящие технический учет и (или) техническую инвентаризацию, допустившие техническую ошибку, повлекшую внесение недостоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, за свой счет проводить работы по их устранению.

Так, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в ред. от 08.05.2009). Из нормы п. 3 указанной выше статьи следует, что заявление о согласовании должны подавать собственники, землевладельцы, землепользователи либо от имени указанных лиц вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности. При оформлении права собственности, видимо, такого согласования не требуется. Кто несет бремя оплаты дополнительных межевых услуг при уточнении границ участка, также законодательно не определено, как и ответственность органов и организации, осуществляющих оформление и кадастровый учет земельных участков. Видимо, заинтересованное лицо может возместить понесенные расходы только на основании решения суда.

Анализ изменений, внесенных в земельное законодательство Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о его нестабильности на современном этапе.
После вступления в силу Закона N 171-ФЗ с учетом качества внесенных изменений, в том числе с учетом отказа от ряда прежних институтов и введения целого ряда новых, можно условно говорить о том, что ЗК РФ, по сути, является «новым».
По логике указанные изменения должны были отразить все изменения с учетом развития рынка недвижимости и общественных отношений в рассматриваемой сфере за весь период, предшествовавший внесению изменений, и предопределить пути развития земельных отношений на долгосрочную перспективу. Однако после вступления в силу Закона N 171-ФЗ в ЗК РФ были внесены 19 изменений и дополнений. Столь частое внесение изменений в кодифицированный нормативный правовой акт можно объяснить следующими причинами:
1) стремительное развитие общественных отношений в указанной сфере в ситуации, когда законодатель должен обеспечить соответствие закона уровню развития общественных отношений;
2) наличие определенных пробелов и изменение правовых подходов к регулированию общественных отношений, которое может быть обусловлено различными факторами.
Применительно к рассматриваемой ситуации первая причина представляется маловероятной.
Правовой анализ внесенных в ЗК РФ изменений позволяет сделать вывод о том, что в немалой степени они обусловлены изменением и развитием иных отраслей законодательства и направлены на обеспечение соответствия ЗК РФ иным нормативным правовым актам. В связи с этим можно сделать вывод о нестабильности земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе, несистемности вносимых изменений, которая обусловлена несогласованным и непоследовательным подходом к регулированию общественных отношений ввиду отсутствия общей четкой согласованной долгосрочной концепции развития всего российского законодательства, в том числе учитывающей одновременное развитие нескольких его отраслей. Иными словами, вносимые в ЗК РФ изменения призваны обеспечить его соответствие иным отраслям законодательства, которые развиваются автономно, без учета необходимости комплексного подхода к соответствующим изменениям, обеспечивающим стабильность законодательства на долгосрочную перспективу.
Подобное положение дел не позволяет обеспечить качественную подготовку юридических кадров, специализирующихся в сфере земельных отношений, в том числе по причине отсутствия актуальной юридической литературы и сформировавшейся судебной практики.

Вам будет интересно ==>  Ветеран Труда Украины Стал Гражданином России

Другими не менее важными проблемами российского земельного законодательства на современном этапе являются сложность изложения норм ЗК РФ и их несистемное расположение.
ЗК РФ в новой редакции является достаточно сложным в плане изложения норм и доступен, как показывает практика, для понимания только лицами, обладающими специальными юридическими знаниями, что является его существенным недостатком, поскольку нормативный правовой акт подобного рода, разработанный с целью реализации конституционного права на землю, должен быть доступен для восприятия неопределенному кругу лиц, не обладающих специальными знаниями в сфере юриспруденции.
Также достаточно сложными для восприятия являются понятийно-категориальный аппарат ЗК РФ и система изложения норм.
Так, в ЗК РФ существует достаточно большое количество отсылочных норм, условий, одновременное наличие которых может служить основанием для предоставления земельных участков либо для отказа в предоставлении земельных участков при отсутствии системности изложения норм. В качестве примера можно привести реализацию права на изменение площади, местоположения и конфигурации земельного участка, в том числе в целях оформления прав на прилегающие земельные участки, что ранее достаточно широко обсуждалось. Этому вопросу посвящена глава V.4 ЗК РФ «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности», которая оперирует специальной терминологией, устанавливает основания и условия для перераспределения земельных участков и является достаточно сложной для восприятия лицами, не обладающими специальными юридическими знаниями. Более того, представляется, что такие лица вряд ли осознают, что между указанными действиями и перераспределением можно условно поставить знак равенства, что, по сути, затруднит реализацию этого права. В связи с этим указанный правовой механизм нуждается в более простом изложении, доступном для большинства физических и юридических лиц.
Эта проблема является весьма значимой даже для лиц, специализирующихся в сфере земельных отношений, в том числе по причине отсутствия органа государственной власти, уполномоченного разъяснять законодательство Российской Федерации.

1. Предложено авторское определение земельного спора, под которым предлагается понимать особый вид правоотношения, представляющий собой разногласие сторон спора по поводу возникновения, осуществления или прекращения прав на землю и иных связанных с ней прав и обязанностей, возникающее при подаче иска в суд и возбуждении гражданского дела, разрешаемое путем его рассмотрения в судебном порядке при истребовании судом специфичных в силу особенностей объекта доказательств и принятия судом судебного постановления.

Для полноценности судебной защиты необходимо устранить коллизии и пробелы в действующем законодательстве, так как его недостаточная проработанность порождает ошибки в правоприменении и неверные судебные постановления, поскольку указанное ограничивает такой способ защиты земельных прав как судебное разрешение спора.

Ссылка на основную публикацию