Взаимодействие Конституционного И Административного

В Российской Федерации Конституция представляет собой единый, кодифицированный закон, который обладает наивысшей юридической силой. При этом существует отдельная отрасль права, называемая конституционной. В контексте этой сферы регулирования осуществляется теоретическая разработка прав и свобод человека, принципов федерального устройства государства, а также иные особенности, связанные со страной и её органами власти. В данном случае административная отрасль существенно детализирует институты и положения конституционной. В ней закрепляются положения о механизме осуществления людьми своих непосредственных прав. Кроме того, административное право разрабатывает практическую сущность управления страной, на основе теоретических моментов, закрепленных в Конституции.

В Российской Федерации существует множество специфических отраслей. Все они имеют собственный предмет регулирования. При этом соотношение земельного и административного права сложно рассматривать по причине разной направленности этих отраслей. Тем не менее, проблематику можно изучить с двух позиций.

• с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию, этих органов, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности правонарушителей в этих отраслях права;

• с уголовным правом по мере квалификации состава админист­ративного правонарушения, по степени общественной опас­ности деяния (если не предусмотрена уголовная ответствен­ность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлече­нии правонарушителя к административному наказанию). Границы между административным проступком и преступлением иногда очень трудно различимы;

Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Административное право теснейшим образом связано с административно-процессуальным правом. Административно-процессуальные нормы являются обеспечивающими для административно-материальных норм. Например, в рамках реализации материальных прав граждан на оружие, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензии на приобретение оружия.

Статья 115 Конституции РФ закрепляет за Правительством РФ полномочия по изданию постановлений и распоряжений. Важное значение для нормотворчества имеет прямое указание Конституции РФ (ст. 72), согласно которому к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отнесено административное и административно-процессуальное законодательство.

Взаимосвязь муниципального и конституционного права

Рассуждая о соотношении муниципального и конституционного права, стоит отметить, что каждая из отраслей имеет собственный предмет регулирования, наделенный определенной спецификой, по которому ее и отличают от иных отраслей. Будучи главенствующей отраслью, конституционное право выступает в качестве фундамента для отечественной правовой системы, и муниципальное право – не исключение. Так, в главе 8 Основного закона РФ [2] нормы и принципы МСУ, получившие наиболее детальное отражение в праве муниципальном.

На данный момент общественного развития наиболее актуальным и представляющим научный интерес остается вопрос об эффективном функционировании органов местной власти. Это обусловлено некоторыми сложностями в реализации конституционных основ МСУ. Невозможно представить себе современный конституционный строй РФ без деятельности МСУ ведь даже не являясь государственно-властными органами, органы МСУ решают местные значимые вопросы, без них просто немыслима российская государственность [1].

Отметим основные выводы. Административное право достаточно тесно связано с гражданским правом, прежде всего потому, что эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Тем не менее нормы гражданского права касаются имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права — имущественных отношений, которые базируются на административном подчинении одной стороны другой.

Для более глубокого понимания предмета административного права и сущности административно-правового метода регулирования необходимо осветить место административного права в правовой системе, а, следовательно, показать связь рассматриваемой отрасли права с другими, смежными отраслями права. Это важно и для характеристики социальной роли и особенностей административного права, путей его совершенствования.

Лекция: Конституционное и административное право

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ , однако ключевую фигуру в Правительстве — Председателя Правительства РФ — Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ — в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения — конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан).

Современная концепция публично-правовых характеристик способов правового регулирования финансовых отношений включает в себя главные проявления применения дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых способов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

  • правовая защита физических и юридических лиц от незаконных действий органов местного самоуправления обеспечивается административным правом;
  • в сфере местного самоуправления область традиционно понимаемых управленческих отношений является доминирующей, т.е. жизнедеятельность муниципального образования невозможно представить вне управленческих отношений;
  • органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;
  • органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Какова взаимосвязь конституционного и административного права

Есть смежные институты в обеих отраслях, подлежащие изучению .
Конституция РФ определяет предметы ведения и полномочия РФ и субъектов по установлению административного и административно-процессуального права, в частности установление соответствующих норм отнесено к совместным полномочиям РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) .
Нормы административного кодекса должны соответствовать Конституции РФ, и опрделенные в законе субъекы вправе обратиться в Конституионный суд с заявлениями о соответствии этих норм Конституции РФ.
Кроме того, нормы ст. 51 Конституции о том, что каждый вправе не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников распространяются и на административные правоотношения.

Идеальное государственное устройство имеет место в том правовом государстве, где публичные интересы и публично-правовые нормы максимально совпадают с частными; если каждый гражданин, выполняя закон и соблюдая административное предписание, одновременно достигает реализации своих прав и интересов; а государство, реализуя и защищая интересы личности, в полном объеме соблюдает категории публичного интереса. На это направлено развитие права.

Вам будет интересно ==>  Брак В Краснодаре Возраст

Государственное право – ведущая отрасль права. При этом многие отрасли права используют административные нормы. Административное право и уголовное право предусматривают наказания за схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут перерасти в уголовные преступления.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Вопрос 6 Место муниципального права в системе права Российской Федерации

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Одной из важных проблем организации и деятельности местного самоуправления является вопрос о соотношении власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Однако, несмотря на тесную взаимосвязь местного самоуправления и государственной власти, — это разные формы осуществления народовластия.

Имеется связь с земельным правом, нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административно­го права.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квали­фикации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяние, если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решает­ся вопрос о привлечении правонарушителя к административ­ному наказанию. Границы между административным проступ­ком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Гражданское право регулирует имущественные отношения — отношения владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом практическое пользование имуществом в имущественных отношениях является исходным элементом. Как подчиненные элементу пользования выступают элементы владения и распоряжения.

2. Административное право также тесно связано с гражданским правом. Это вызвано тем фактом, что нормы административного права регулируют все отношения, связанные с имуществом, а также правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления.

Соотношение муниципального и административного права

А.А. СЕРГЕЕВ,
кандидат юридических наук

Муниципальное право России зародилось внутри конституционного (государственного) права и ныне может рассматриваться в качестве его крупной подотрасли либо выделяющейся из состава конституционного права самостоятельной специальной отрасли права[1]. В литературе муниципальное право нередко относится к комплексным отраслям российского права. Вряд ли такой вывод бесспорен. Объективность муниципального права подтверждается прежде всего объективностью задачи правового регулирования организации местного самоуправления.

Эта задача не может быть решена путем простого объединения норм различных отраслей права в некое вторичное образование. Более того, такое объединение может привести к неоправданному смешению разных отраслевых методов правового регулирования, путанице в теории и ошибкам на практике.
Традиционно в качестве предмета административного права рассматриваются управленческие отношения, имеющие публично-властный характер. Местное самоуправление является разновидностью публичного управления, поэтому оно неизбежно подпадает под регулирование административного права. Правовая наука ряда зарубежных стран рассматривает институты местного самоуправления в рамках административного, а не конституционного права. Такой подход переносит внимание с вопросов организации местной власти и ее места в системе государственного устройства на практические вопросы исполнительно-распорядительной деятельности муниципалитетов. Отечественная наука также иногда оперирует понятием «право муниципального управления»[2], однако это не предполагает поглощение муниципального права административным правом.
Непосредственное осуществление исполнительной власти относится к предмету регулирования административного права. Однако общие принципы устройства исполнительных органов государственной власти, их место в системе конституционного строя, взаимоотношения с иными ветвями государственной власти и т. п. устанавливаются конституционным правом. Административное право берет основу в конституционном праве, конкретизирует властную компетенцию и порядок деятельности государственных органов, статус субъектов государственного управления. Между тем, несмотря на их переплетение, конституционные и административные правоотношения, в которых участвуют исполнительные органы государственной власти, не могут полностью сливаться и должны разграничиваться.
Точно так же следует разграничивать муниципально-правовые и административно-правовые отношения. Муниципальным правом определяются основные параметры муниципальной власти, ее институциональная организация, отношения с государством, обществом, гражданами. Взаимоотношения представительного органа муниципального образования и местной администрации, разграничение их полномочий, система сдержек и противовесов, механизм замещения должности главы и иных должностных лиц местной администрации, вопросы подконтрольности муниципально-властной деятельности населению и его представителям — предмет муниципального права. Вместе с тем в процессе осуществления местного самоуправления возникают и административно-правовые отношения. Исполняя принятые решения, местная администрация осуществляет планирование деятельности своих подразделений, выявляет оперативные задачи и средства их решения, издает распоряжения, руководит деятельностью муниципальных служб, обеспечивает координацию этой деятельности, осуществляет контроль, оценивает эффективность результатов работы и т. д.
Как отмечает В.Е. Чиркин, и государственное, и муниципальное управление имеют общие причины возникновения[3]. Это предопределяет схожесть отношений с участием государственных органов и органов местного самоуправления, составляющих предмет административного права. Соответствующие отношения строятся на основе власти и подчинения, отражают объективные задачи и закономерности исполнительно-распорядительной деятельности.
Разграничение муниципальных и административных правоотношений, возникающих при осуществлении местного самоуправления, является важнейшей практической задачей. Ее решение не может быть простым, поскольку эти отношения имеют тесную связь. Тем не менее используемые при их регулировании правовые режимы должны качественно различаться. Приемы административного права не могут подменять собой методы конституционно-правового регулирования. Сложная система отношений между гражданами, органами местного самоуправления и государством, складывающаяся при осуществлении местного самоуправления, не может сводиться лишь к исполнительно-распорядительной деятельности.
Вывод о том, что муниципально-правовые и административно-правовые отношения сливаются в некий комплексный предмет регулирования, явился бы препятствием для решения указанной важной задачи. К сожалению, все последние годы наблюдались попытки государственных органов подчинить себе органы местного самоуправления, урезать их самостоятельность, директивно руководить их деятельностью. В ряде субъектов Российской Федерации отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления выстраивались на основе власти и подчинения, что неоднократно признавал недопустимым Конституционный суд РФ[4]. В этих условиях вопрос о пределах административного регулирования в системе местного самоуправления приобретает особое значение.
Отношения между органами местного самоуправления и жителями муниципального образования не подпадают под регулирование административного права. Муниципальная власть не может вводить собственные меры административного принуждения граждан, она не вправе устанавливать административную ответственность. В теории административного права к числу административно-правовых отношений нередко относят отношения по поводу исполнения гражданами правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, обжалования этих актов и т. п. Вряд ли такой подход следует считать правильным. Правовые акты являются обязательными для исполнения независимо от их отраслевой принадлежности.
Обязанность граждан соблюдать законные предписания органов местного самоуправления не является порождением административного права, она имеет в первую очередь конституционную природу и основывается на принципе осуществления народом своей власти. Исполнение гражданином норм земельного или экологического права, содержащихся в актах местной администрации, вполне укладывается в рамки земельных, экологических и т. п. правоотношений; для их регулирования, как правило, не требуется дополнительного привлечения административного права. Не случайно новое гражданское процессуальное законодательство, в отличие от прежнего, не считает дела об обжаловании действий и решений органов власти возникающими непременно из административных отношений. ГПК РФ говорит в данном случае о делах, возникающих из публичных правоотношений.
Вряд ли правильно относить к предмету регулирования административного права обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Складывающиеся в данном случае между гражданином и публичной властью отношения являются конституционно-правовыми, они основаны на соответствующем конституционном праве граждан. Административные отношения могут возникнуть в ходе работы с обращением гражданина, когда, например, глава местной администрации, которому адресовано обращение, дает поручение по его рассмотрению подчиненным органам и должностным лицам (это поручение ставится на контроль, его исполнение проверяется и т. д). Эти отношения выполняют обеспечительную функцию.
Административные отношения в системе местного самоуправления возникают как внутренние управленческие отношения в структуре муниципальных органов. Это отношения субординации между начальниками и подчиненными в рамках муниципальной службы, отношения согласования между руководителями и иными должностными лицами разных структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, управленческие отношения между органом местного самоуправления и подчиненными ему муниципальными службами и т. п. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 03.06.2006; далее — Закон) ввел понятие «отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации». Отношения между местной администрацией и указанными ее органами регулируются административным правом, они не имеют качественных отличий от отношений в системе государственного управления.
Характерной особенностью административных правоотношений в процессе муниципального управления является их производность от муниципальных правоотношений, вторичность по отношению к ним. Структура органов местного самоуправления и статус должностных лиц местного самоуправления определяются муниципальным правом, управленческие связи в процессе их деятельности подпадают под регулирование административного права. Принятие местной администрацией правового акта осуществляется в рамках муниципального правоотношения, а его исполнение, включающее в себя обеспечительную управленческую деятельность, может являться административным правоотношением.
Переплетаясь между собой, нормы муниципального и административного права образуют многочисленные межотраслевые институты (муниципальная служба, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, контроль деятельности должностных лиц местного самоуправления и т. д.). В этих институтах роль муниципального права должна являться главной, а административного права — дополнительной. В конкретных случаях имеют значение вид правового акта, его место в иерархии источников права и т. д. Суть состоит в том, что муниципальное право определяет основы соответствующих отношений, задает их идеологию, в то время как административное право выполняет обеспечительную функцию.
С точки зрения Ю.М. Козлова, «в системе местного самоуправления также действуют исполнительные органы, взаимодействующие с соответствующими субъектами исполнительной власти краев, областей и т.п. Их связи опосредуются административным правом, равно как сама их управленческая деятельность, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. С наибольшей отчетливостью возникающие при этом отношения регулируются административным правом в случаях, когда органам местного самоуправления делегируются отдельные государственные полномочия»[5].
На наш взгляд, использование административного права как регулятора отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления требует крайней осторожности. Конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий и его организационной обособленности от государственной власти несут в себе в первую очередь идею о том, что органы местного самоуправления административно не подчинены органам государственной власти.
Институт делегирования местному самоуправлению государственных функций, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, широко распространенный во многих европейских странах, обычно предполагает субординацию государственных и муниципальных органов при решении соответствующих задач; административный контроль не только законности, но и целесообразности принимаемых на местном уровне решений; санкции за неудовлетворительное выполнение порученных дел и т. д. Конституция РФ говорит о том, что реализация органами местного самоуправления переданных им полномочий подконтрольна государству, это положение нашло развитие в федеральном законодательстве.
Тем не менее отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, возникающие при передаче и исполнении отдельных государственных полномочий, нельзя свести к административным правоотношениям. Они имеют в первую очередь конституционно-правовой характер, что проявляется в особых требованиях к их построению и в установленных для органов местного самоуправления конституционных гарантиях. Представляется, что административное право может принимать лишь субсидиарное участие в регулировании этих отношений — вместе с муниципальным правом и при его ведущей роли.
Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 (далее — Хартия) в ст. 8 требует, чтобы любой административный контроль органов местного самоуправления осуществлялся только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Этим исключается возможность произвольного выбора государственными органами средств и методов указанного контроля. Хартия также устанавливает другой принцип, имеющий конституционно-правовую природу: соразмерность степени вмешательства контролирующего органа значимости интересов, которые он намерен защитить.
Конституция РФ, по сравнению с Хартией, еще более повышает уровень гарантий для органов местного самоуправления, допуская их наделение отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для их осуществления средств. Конституционный суд РФ неоднократно указывал на недопустимость передачи органам местного самоуправления всей совокупности государственных полномочий либо отдельных полномочий без их конкретизации в законе, передачи этих полномочий иным актом, кроме закона, либо без предварительного выделения материальных и финансовых средств, обеспечивающих их исполнение[6].
Следует признать, что сегодня федеральное законодательство все более активно использует приемы административного права для регулирования механизма исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Зачастую это не имеет достаточных оснований и ведет к умалению конституционных принципов организации местного самоуправления. Так, ст. 48 Закона допускает отмену исполнительными органами государственной власти муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление отдельных государственных полномочий. Основания для такой отмены государственные органы вправе выбирать по своему произвольному усмотрению. Учитывая, что государственные органы уже обладают правом давать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, осуществлять контроль, изымать у органов местного самоуправления соответствующие полномочия, предоставление им права внесудебной отмены муниципальных правовых актов не может быть признано оправданным.
Здесь наблюдается необоснованное вторжение административного права в предметы регулирования муниципального права. Идеология «единой вертикали власти» не хочет считаться с конституционными принципами организации местного самоуправления. Эти принципы рассматриваются как помеха для «укрепления власти», которую желательно обойти. Между тем отечественный опыт уже многократно подтверждал неэффективность моделей, выстраиваемых на основе подмены сложных моделей конституционного регулирования простыми схемами властного централизма. К сожалению, законодатель продолжает использовать несостоятельные методы и решения.
Ярким примером тому может быть механизм разграничения государственной и муниципальной собственности, установленный Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее — Закон о внесении изменений). Статья 154, в частности, предусматривала, что органы местного самоуправления обязаны в трехнедельный срок передать органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации муниципальное имущество по перечню, утвержденному решением последнего. Основанием возникновения права собственности субъекта Федерации на муниципальное имущество должно было являться решение указанного государственного органа. А поскольку ГК РФ не допускал такого основания возникновения права собственности, как объявление органом исполнительной власти чужого имущества своим имуществом, то Закон о внесении изменений установил, что ГК РФ применяется к указанным отношениям только в части, не противоречащей данным нормам.
Конечно, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ), однако вряд ли допустимо основывать на таком подчинении механизм разграничения государственного и муниципального имущества. Указанный механизм настолько не соответствовал режиму муниципальных отношений, что фактически был отвергнут правоприменительной практикой. Практика стала толковать его как допускающий передачу субъекту Федерации только того муниципального имущества, которое добровольно предлагается органами местного самоуправления к такой передаче, хотя Закон о внесении изменений этого прямо не указывал. Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были изменены соответствующие нормы, исключена возможность административного изъятия муниципального имущества.
Органы и должностные лица местного самоуправления могут быть участниками и собственно административных правоотношений. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в ряде статей предусматривает ответственность должностных лиц местного самоуправления за неисполнение возложенных на них обязанностей, нарушение установленных правил и т. п. В таких случаях административное право не только не сливается с муниципальным правом, но и практически не взаимодействует с ним. Привлечение виновных должностных лиц к ответственности осуществляется в рамках чисто административных отношений.

Вам будет интересно ==>  Акт О Неисполнении Контракта Образец

Библиография
1 См.: Васильев В.И. О предмете муниципального права // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 23—35.
2 См., например: Таболин В.В. Право муниципального управления. — М., 1997. С. 151.
3 См.: Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учеб. — М., 2003. С. 25.
4 См. постановления КС РФ от 24.01.1997 № 1-П, от 15.01.1998 № 3-П и др.
5 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2000. С. 21.
6 См.: Постановление КС РФ от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области».

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Сущность административного права:

  • является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
Ссылка на основную публикацию