Взаимодействие Конституционного И Административного Права

• с уголовным правом по мере квалификации состава админист­ративного правонарушения, по степени общественной опас­ности деяния (если не предусмотрена уголовная ответствен­ность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлече­нии правонарушителя к административному наказанию). Границы между административным проступком и преступлением иногда очень трудно различимы;

• с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию, этих органов, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности правонарушителей в этих отраслях права;

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

Применительно к отношениям, возникающим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ. Статья 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления» гласит: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Урегулировано участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Обычно распространенным в науке конституционного права мнением является утверждение о том, что отрасль конституционного права — главная в системе российского законодательства, по крайней мере, она отражает или регулирует основные, наиболее важные, вопросы в стране [9;65,148].

Российское административное право

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается в некоторых институтах, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор.

Вам будет интересно ==>  В Каком Случае Приставы Не Могут Арестовать Автомобиль

Современная концепция публично-правовых характеристик способов правового регулирования финансовых отношений включает в себя главные проявления применения дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых способов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Безусловно, так называемый judicial review — рассмотрение судами конкретных дел по жалобам частных лиц на действия администрации путем толкования законов, прецедентного права, опираясь на фундаментальные принципы правосудия, является приоритетным элементом административного права, к тому же огромный массив выработанных норм и процедур служит прекрасным доказательством крайней важности данного института.

Административное и конституционное право в странах системы континентального права являются отдельными отраслями права и различаются по предмету регулирования. В теории административного права стран системы континентального права известны два подхода к определению предмета административного права: негативный и позитивный.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

Наиболее тесная связь административного права с кон­ституционным правом, которое определяет принципы орга­низации и деятельности всех других отраслей права. Консти­туционное право и его нормы регулируют основные обществен­ные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осу­ществления на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов ис­полнительной власти РФ.

Административное право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими юридическими науками служит основой возникновения и функционирования многих отраслей права, таких как финансовое, налоговое, трудовое право и т.д.

Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Так, административное право тесно взаимодействует с конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основы государственного и общественного строя, принципы организации и функционирования исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя механизм их реализации.

Взаимодействие с трудовым правом объясняется тем, что в сфере охраны труда действуют государственные инспекции труда, выполняющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и охране труда организациями и физическими лицами. В ходе такого контроля должностные лица Федеральной инспекции труда могут привлечь виновных субъектов к административной ответственности.

Лекция: Конституционное и административное право

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20 декабря 2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями).

Отправные моменты разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации закреплены в Конституции РФ, а детализация — в Федеральном законе от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 4 июля 2003 года).

Вам будет интересно ==>  В Каких Случаях Россия Выдает Российских Граждан

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ, ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, по­скольку и та, и другая отрасли права регулируют отноше­ния, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регу­лирует отношения, возникающие в процессе повседнев­ной и многообразной исполнительно-распорядительной дея­тельности, содержанием которой является непосредствен­ное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отно­шений в области финансов (например, организация и пол­номочия финансово-кредитных органов). Но поскольку в них превалируют «денежные» элементы (например, бюджетные, кредитные, налоговые), в то же время они составляют и предмет финансового права. Следовательно, для финансово­го права характерна относительная самостоятельность.

Административное право: Шпаргалка

Связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами.

Связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию субъектов этих отраслей, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности.

Взаимодействие права с гуманитарными науками Правоведение и, в частности, его теоретическая часть – теория государства и права – довольно тесно взаимодействуют с иными гуманитарными науками. Это обусловлено тем, что объектом их изучения является общество и различные

Финансовое право регулирует один из видов управленческих отношений – тех, что связаны с финансами (формирование бюджета, налоговой системы и т. д.), но не только в сфере управления. Также нормы финансового права регулируют отношения в других сферах государственной деятельности.

Вам будет интересно ==>  Могут Ли Приставы Арестовать Имущество По Месту Временной Регистрации

Административное право

Взаимосвязь административного права существует и с трудовым правом. Нормы первого определяют полномочия органов исполнительной власти (правительства, федеральных министерств и других органов исполнительной власти) по регулированию трудовых отношений. Нередко порядок издания актов трудового права устанавливается нормами административного права. Это относится к изданию приказа об оформлении на службу, о предоставлении отпуска.

Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Цель – повысить открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения органов исполнительной власти. Для этого запланировано:

– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП рФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Соотношение административного права с другими отраслями права

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

  • административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;
  • организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;
  • социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью;
  • деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Естественным продолжением названного неравенства сторон является то, что у невластной стороны имеются скудные возможности для защиты своих прав своими действиями, для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб (исков) в компетентные государственные органы. Административно-правовое регулирование предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.

Ссылка на основную публикацию