Анализ Эпилога Преступление И Наказание

Темой романа «Преступление и наказание» стал показ жизни бедных людей в нечеловеческих общественных условиях. Ф.М. Достоевский показал, как вполне чистым и справедливым людям приходилось искать выход из своего трудного положения, и порой этот выход был жесток и грешен. В этом заключается основная идея романа.

Сюжет произведения связан с теорией Родиона Раскольникова, которая является движущей силой всего повествования. Деление людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» становится причиной поступков главного героя, а также становится и основным конфликтом произведения: из-за теории Раскольников вступает в полемику с самим собой.

Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.

Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.

Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни — момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь — «постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения — что скажут или подумают о нем люди. Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает — чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.

Анализ эпилога преступление и наказание с цитатами

Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование.

Как отвечает Достоевский? Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”. И тот факт, что здесь, на каторге, где никому не нужно знать, по какой теории он совершил преступление, Раскольников снова обращается к своей теории и снова оправдывает ее перед самим собой, свидетельствует о том, что осознанно или неосознанно, но она уже поставлена под сомнение, иначе не было бы необходимости так горячо оправдывать ее, и что для окончательного перелома нужен только какой-то толчок.

Вам будет интересно ==>  Полный перечень бесплатных лекарств для инвалидов 3 группы

Анализ Эпилога Преступление И Наказание

Признание Раскольникова в полицейской конторе — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физиче­ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот. Порфирий». Это похоже на новое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ивановна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с резней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра­нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Чем смысл эпилога

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.

«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история посте­пенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе со­вершенно неведомою действительностью. », — эта за­ключительная фраза оставляет финал открытым, да­вая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!

Девушка регулярно посылала письма родным Родиона, в которых рассказывала о нём и его состоянии. Она терпеливо и безропотно переносила его безразличие, молчаливость и угрюмость. Другие арестованные полюбили её за доброту, отзывчивость и стремление помочь. Они всячески хвалили это нежное хрупкое создание и называли «матушка Софья Семёновна».

Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным. Свидетели представили доказательства, которые благоприятно повлияли на вынесение приговора. Он был осуждён на 8 лет каторжных работ. Соня отправилась на каторгу вместе с ним. Там она зарабатывала шитьём и завела некоторые знакомства, дающие ей возможность хоть немного облегчить участь Роди в остроге.

Вам будет интересно ==>  Соцпакет Для Инвалидов 1 Группы В 2021 Году В Денежном Выражении

Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Раскольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идеи, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям.

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара).

Смысл эпилога преступление и наказание

Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Ничуть не раскаивается в своей «экономической» теории Лужин, а Свидригайлову уже нет пути назад – потому он и кончает жизнь самоубийством. Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человечество от «моровой язвы» индивидуализма? Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Следствием нищеты становится озлобленность человека на весь мир. На эту «благодатную почву» в душе Раскольникова легла распространённая в середине XIX века идея наполеонизма. Наполеон Бонапарт был кумиром многих молодых людей, об этом упоминал ещё А.С. Пушкин в «Евгении Онегине». Именно эта озлобленность и ощущение несправедливости натолкнула Раскольникова на создание теории разделения людей на два вида — «обыкновенных» и «право имеющих».

Ф.М. Достоевский долго выбирал заглавие для романа. Название «Преступление и наказание» имеет глубокий смысл. Преступник — тот, кто переступил человеческий и божественный закон, поставил себя над всеми остальными, как это сделал Раскольников в своей теории. Таким образом, слово «преступление» здесь надо понимать не только в юридическом, но и в бытийном смысле, — отступничество, нарушение главных законов жизни.

«дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соотнесение этой фразы с законами раскольниковской «арифметики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию. » — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. отвечали ласково».

Вам будет интересно ==>  228 Часть 4 И 5 Наказание

«чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физической невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот. Порфирий». Это похоже на новое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

Анализ Эпилога Преступление И Наказание

Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлых тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.

(Цитаты: «…ну да, чтоб ограбить…»; «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был!»; «вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»; «ну, вот и я решил. Завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать н обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета…ина новую независимую дорогу стать… »; «и теперь я знаю , Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…»; «и не деньги , главное, нужны мне были , Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как и все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею… »)

Следствием нищеты становится озлобленность человека на весь мир. На эту «благодатную почву» в душе Раскольникова легла распространённая в середине XIX века идея наполеонизма. Наполеон Бонапарт был кумиром многих молодых людей, об этом упоминал ещё А.С. Пушкин в «Евгении Онегине». Именно эта озлобленность и ощущение несправедливости натолкнула Раскольникова на создание теории разделения людей на два вида — «обыкновенных» и «право имеющих».

  1. Раскольников был отчислен из университета за неуплату, живёт в чулане.
  2. Соня Мармеладова стала торговать собой, чтобы прокормить семью.
  3. Семён Захарьич Мармеладов работал мелким чиновником, но, потеряв работу, спился, что привело его семью к чудовищной нищете.
  4. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, зарабатывает на жизнь шитьём, несмотря на плохое зрение.
  5. Дуня работает горничной в богатом доме Свидригайловых, терпит унижения, готова выйти замуж за дельца Лужина, который готов потешить своё самолюбие за счёт невесты.
  6. Разумихин подрабатывает частными уроками и переводами, много работает, но всё равно не может вырваться из бедности.

Чем смысл эпилога

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Ссылка на основную публикацию