Анализ Эпилога Преступление И Наказание 10 Класс

Анализ эпилога произведения «Преступление и наказание» (Достоевский Ф

Эпилог начинается с описания того, что произошло с героями после признания Раскольникова в убийстве. Дуня вышла замуж за Разумихина, и они обусловились, что непременно через 5 лет переедут в Сибирь и начнут новую жизнь всей семьёй, Пульхерия Александровна помутнела рассудком, переживая за своего сына, и вскоре скончалась, а Сонечка поехала за Родионом в острог. Причина же этого поступка Сони заключается в её характере, в её глубокой вере.

Она не могла бросить того, кто в ней нуждался, и поэтому жертвовала всем ради других. Хоть во время их первой встречи Раскольников лишь осуждал её и пытался доказать правоту своих взглядов и ошибочность, бессмысленность всех её страданий, но она почувствовала, что только ей под силу спасти его, и поэтому отправилась вместе с ним. Чистота сердца, безграничная любовь, желание помогать другим и способность страдать ради кого-то — главные черты Сонечки, которые определяют её поступки.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Именно это – нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Соня же находится в Сибири вместе с Родионом. Именно от нее мы узнаем о поведении и состоянии Раскольникова. Главный герой совсем закрылся в себе, он избегает любого общения с другими людьми. Соня очень переживает и беспокоится за состояние Родиона. Именно из-за этого она пытается найти в городе людей, которые могли бы помочь герою.

Эпилог романа «Преступление и наказание» играет ключевую роль в произведении. Достоевский разделил эпилог на 2 части. Сначала читатели узнают о дальнейшей судьбе главных героев. А потом автор рисует внутренний мир Родиона, когда он уже находится в заключении.

Проблема, над которой бился герой Достоевского (Как освободить человека от страданий?), осталась в романе нерешенной. Но на пути к ее решению, писатель совершает подлинные открытия в сложнейшей сфере человеческих отношений. Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории сознание своей исключительности, презрение к человеческому “муравейнику” – все рассеивается перед лицом истинной любви к людям. Вслед за Достоевским мы думаем о величии той задачи, которую он ставит перед искусством”.

II ч. эпилога. Р. и на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони. Каторжане тоже сторонились Раскольникова: «Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины были на самом деле так глубоки и сильны. Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». «Ты барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело».

Эпилог в произведение « Преступление и наказание » (краткое содержание анализ)

Также, ключевую роль в эпилоге играют отношения героев книги, состояние матери Раскольникова, которая так и не узнает правду о своем сыне и умирает, хотя Михаил Федорович Достоевский дает читателю понять, что мать догадывается о преступление. Большую часть эпилога описывается жизнь на каторге, мы узнаем, что Соню, поехавшая за главным героем и поселившееся около каторги, очень любили остальные каторжники ( « Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная ! » – говорили эти грубые, клейменные каторжане ). Самого Раскольникова не люибили и даже презирали на каторге, герой первое время не был сильно рад Соне.

Роль эпилога в романе евского Преступление и наказание

Использованная литература: www.dos toevsky . net .\ grou 2\ c 2. htm , Новый Завет, «Литература в школе» № 5 2001г.,№ 9 2002г.,№ 4 2004г.,№ 10, 11 2005г., № 9 2006г.,№ 2 2007г; « Вопросы литературы» №1 2003г., Г.А.Иоффе « Русская литература второй половины 19 века», Ю. Селезнев «Достоевский»

1. 60-70-е годы 19 века в России — эпоха глубоко драматическая. Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых устоев, и как следствие – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс», «разложение семейного начала», революционные волны, стабилизация капитализма. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла. Роман — напряженные искания правды о человеке, стоящем на распутье, поэтому в центре внимания автора – Человек –главный герой романа Родион Романович Раскольников. От него расходятся круги. Два круга определяют двухчастную композицию романа…

Вам будет интересно ==>  Падчирица прописана по месту нашего проживания считантся ли семья многодетной

Природа, описываемая в романе, также говорит о крушении теории Раскольникова «Духота, жара» царит в Петербурге тогда, когда зарождается теория, а после совершается убийство старухи-процентщицы. Именно тогда, когда происходит самоубийство Свидригайлова, читатель видит грозу: «Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним другой». Здесь гроза не только как символ очищения, но и как начало чего-то нового, а также как символ разрушения, то есть искоренения зла в душе Раскольникова.

ОТВЕТ: В критике однозначного подхода в этом вопросе нет. Но нам важно мнение автора романа. Ясно, что Раскольников пошел на это преступление не только из-за своих материальных проблем и одержимости экспериментом» над собственной человеческой природой. В тот день, по мнению автора, мотивом преступления была вся окружающая его страшная жизнь, весь расколотый, потерявший нравственные опоры мир. В тот день все сплелось особенно неразрывно в нем и на нем.

Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

— Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

— Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

Трудовая книжка

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание» Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой.

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

Вам будет интересно ==>  Акт Приема-Передачи Ключей От Квартиры Образец Между Физическими Лицами

Анализ Эпилога Преступление И Наказание 10 Класс

Такими обстоятельствами послужили и и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби.

Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа. Главный герой — студент-юрист Раскольников — убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным.

1. 60-70-е годы 19 века в России — эпоха глубоко драматическая. Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых устоев, и как следствие – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс», «разложение семейного начала», революционные волны, стабилизация капитализма. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла. Роман — напряженные искания правды о человеке, стоящем на распутье, поэтому в центре внимания автора – Человек –главный герой романа Родион Романович Раскольников. От него расходятся круги. Два круга определяют двухчастную композицию романа…

Вам будет интересно ==>  Присвоение ветерана труда в кемеровской области

3.Таким образом, каждый из героев отражает физическое, духовное и душевное состояние главного героя. Это роман о порабощении ума идеей, об искушении, опьянении страстью. В Раскольникове борются его дух (сознание, мышление), его душа (внутренний мир) и плоть. Целостность человека разрушена. На всех уровнях раскол.

Цель урока — раскрыть своеобразие художественного сознания и идеологическую позицию писателя через знакомство с биографией, замыслом Достоевского, историей создания романа, спорами, возникшими вокруг романа.
Первый, вводный, урок не должен стараться все разъяснить. Его задача — активизировать учеников, зажечь их интересом к писателю, пробудить в них вопросы. Так, сопоставление мнений современников о романе обострит вопросы, уже возникшие при чтении.
Форма урока — проблемная лекция. На ней учитель размышляет над теми вопросами, которые интересовали Достоевского всю жизнь. Важно с первых же уроков сосредоточить внимание учащихся на главной проблеме, поставленной в романе, — человек и идея.
Урок может начаться с письма восемнадцатилетнего Достоевского брату, в котором он пишет: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Постижением тайны человеческой души Достоевский занимался всю жизнь. Свидетельством тому является нелегкая судьба писателя, которая словно подводила его к созданию романа «Преступление и наказание». Поэтому, говоря об истории создания романа, нельзя пройти мимо основных этапов жизни писателя. Учитель должен показать биографию писателя как трудный и тернистый путь, скрепленный твердой и несокрушимой верой в человека. Наметим этапы этого пути:

Понимание идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» затрудняется сложностью проблематики произведения, скрытым характером авторских оценок. Как следствие, весьма значительна опасность читательского произвола в трактовке романа, прежде всего в силу своеобразия художественного метода и мировоззрения Достоевского, которое предполагает многозначность и разнообразие истолкования текста произведения. Сложность психологических конфликтов романа, ситуативное, а не обобщенное представление о действии романа и его героях у школьников, недостаточность историко-социальных сведений об эпохе, изображенной в романе, — эти и многие другие обстоятельства препятствуют глубине, точности понимания смысла романа читателем-школьником.
В связи с этим анализ романа должен предусматривать решение следующих задач:
• проследить основные мотивы романа, тщательно проанализировать эпизоды, ложно или неполно истолкованные при самостоятельном чтении;
• помочь учащимся уяснить, что «внутренняя целесообразность и спаянность всех элементов» в романе «Преступление и наказание» направлена писателем на раскрытие главной мысли. Кажущееся многообразие проблем, выдвинутых Достоевским в романе, является на самом деле выражением одной главной мысли писателя, непосредственно связанной с его мировоззрением. Все это поможет раскрытию художественного метода писателя;
• определить характер проблемных ситуаций, помогающих ученику не только проникнуть в стиль, язык, образную систему романа, погрузить в сферу мыслей и чувств автора, но и выработать и выразить свое отношение к этим мыслям и чувствам.
Художественная система произведений Достоевского еще не получила и, видимо, вряд ли получит однозначную оценку. Разрабатывая систему уроков по роману «Преступление и наказание», мы отталкивались от представления, что опыт жизни писателя-гуманиста претворяется в его художественно-творческом методе. Достоевский видел извечный и неодолимый закон человеческого существования во враждебной противопоставленности возвышенных характеров и окружающих их обстоятельств. Поэтому центральным вопросом анализа романа стал вопрос: «Действительно ли люди делятся на „тварей дрожащих“ и „владык“?»
Художественная система любого писателя прямо выражена в его стиле. Отличительные черты стиля Достоевского (исключительность характеров и ситуаций, доходящая до фантастичности, напряженная полифоничность слога, драматичность конфликтов и диалогов) затрудняет усвоение произведения читателем.
Частный вопрос у Достоевского приобретает значение общефилософского. Поэтому вопросы из романа сделаны темами некоторых уроков. Эти темы, в свою очередь, становятся частью перспективного плана изучения произведения, который сложился следующим образом:

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

Ссылка на основную публикацию