Анализ Сцены Из Романа Преступление И Наказание

Сон об убийстве лошади

Измученный долгой ходьбой и тягостными мыслями, Раскольников доходит до Петровского острова, падает на траву и засыпает под кустом. В болезненном состоянии он видит страшный сон, в котором происходит убийство лошади. Рядом с кабаком находится большая телега, в которую запрягают огромных ломовых лошадей. Но во сне в эту большую телегу впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Этот момент сна соотносится с реальной картиной, увиденной Раскольниковым в начале романа, когда он только вышел на улицу. В реальной действительности это выглядело так: «… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью…» Забитая до смерти клячонка во сне героя символизирует всё человеческое страдание. Это страдание непосильно, так как бедная кляча не может сдвинуть с места тяжёлый воз. В реальной действительности в телегу запряжена ломовая лошадь. Значит, герой неадекватно воспринимает действительность, и его мысли о невыносимом страдании преувеличены: каждому даётся ноша по силам.

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского “Преступление и наказание”?Роман Достоевского “Преступление и наказание” имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог – это “заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев”. В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию. И если первая глава эпилога – более формальная, освещает по большей части “внешнюю жизнь” героев, то вторая сосредотачивается […].

И тут внезапно он понял, что пришел к роковому месту – незаметно Родион подошел к конторе следователя.
Таким образом, эпизод всенародного признания очень важен для раскрытия эволюции характера Раскольникова. Мы понимаем, что в душе героя произошел слом, он стал на путь Бога, начинается важнейший этап его жизни – раскаяние и очищение, завершение которого Достоевский выносит за рамки романа.

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Вам будет интересно ==>  Быть В Розыске И Платить Алименты

Пояснение слов

  • Бурнус — женское пальто
  • Витиеватая речь – возвышенная речь
  • Втуне – в тайне
  • Драдедамовый платок — полушерстяной платок
  • Колодник – арестант
  • Манкировать — небрежно относиться
  • Нанковый жилет – жилет из бумажной ткани
  • На сенных барках – место для нищих в Петербурге
  • Приватный разговор – частный
  • Титулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”

Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста):

  • описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,
  • ключевые слова,
  • цвет,
  • музыка,
  • использование фамилий и имен,
  • детали.

Преступление и наказание: анализ эпизода убийства старухи-процентщицы

В качестве одного из ключевых, идейно значимых в романе «Преступление и наказание», анализ эпизода убийства старухи-процентщицы очень важен для понимания смыслового наполнения произведения в целом. Для первой части отрывок является кульминационным, для всего романа — сюжетной завязкой. В эпизоде описывается не только глубочайшее духовное падение героя, но и через художественно-структурные элементы передается позиция автора, его отношение к мотивам действий Раскольникова.

О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа:

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Вам будет интересно ==>  Бланк Госпошлины В Ростовский Областной Суд

Безусловно, столь эмоциональным и сильным эпизодом Достоевский хотел сказать очень многое. Главным образом, ему было необходимо развенчать убийство и преступление как акт героизма, подвиг. Автор предельно чуток к малейшим колебаниям души Раскольникова, и благодаря этому, читатель видит, что ни уверенности, ни храбрости в нем нет. Напротив, Родион боится убивать, обманывать, боится быть схваченным, замеченным. Он ведёт себя, как обычный преступник, а не «наполеон». Он не рыцарь, который бесстрашно сражается с драконом ради спасения прекрасной дамы. Он даже не романтичный разбойник, который борется за справедливость, отдавая деньги богачей беднякам. В его поступках нет ничего благородного — преступление представляется гадким, мерзким. Кровь убитых не напоминает цветом вино, а только липнет к рукам и одежде. И читателю, и самому герою хочется поскорее уйти из душной квартиры, сбежать от ее мрачных стен.

Никита : Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется, тем в большую ярость приходит Миколка. (слайд градация в эпизоде) Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации ; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кстати, образ измученной клячи снова появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза проблем. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

(слайд мать и сестра) Затем Родион получает письмо от матери, из которого мы узнаём, что мать и сестра Раскольникова тоже находятся в крайне бедственном положении. Мать Родиона и сестра видят в нём надежду, своё спасение и упование – главное только, чтобы он закончил обучение и смог начать служить и получать достойное жалование. Пока же мы видим, что Раскольников не только не помогает родным, а, напротив, живёт на их средства, которые они берут в долг и потом с огромным трудом возвращают, отказывая себе во всём. Это сильно тяготит его. Главное же, что узнаёт Родион из письма, — что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, человека весьма недостойного, но имеющего некоторые средства. Родион понимает, что Дуня просто приносит себя в жертву, соглашаясь на этот брак, надеясь опять-таки устроить судьбу брата, и в принципе, Дуня поступает подобно Соне Мармеладовой, которая так же пожертвовала собой ради спасения своей семьи. (слайд сестра и Соня)

Борьба света и тьмы в нездоровом сознании главного героя здесь приобретает особый смысл. С этого момента начинается самый важный виток внутреннего конфликта. Человек, бросивший сестру и мать, перечеркнувший, разорвавший все прежние связи с социумом, ищет в Соне духовной опоры, она же указывает ему единственно верный, по ее убеждению, путь к спасению. Это в полной мере согласуется с религиозно-философской концепцией самого Достоевского.

Эпизод «Соня читает Евангелие» важен как в постижении основной идеи произведения, так и в раскрытии характера литературного героя. Этот фрагмент из IV главы 4-й части романа «Преступление и наказание» открывает кульминацию. Душевные муки Раскольникова в то время столь велики, что у него возникает острая потребность увидеть Соню — человека, живущего теми мыслями и чувствами, которых нет у него самого. Родион дошел до полного разобщения с миром, людьми, Богом.

Анализ Сцены Из Романа Преступление И Наказание

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного ду­шевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи. пока­жи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть вто­рой, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью — в дан­ном случае жизнью лошади. Лошадь — никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: «.. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрыва­ет: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Так же как и «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет». Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется «жизни вши, таракана».

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказа­ние» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

Вам будет интересно ==>  Восстановить Проездную Карту Школьника Ростов

Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста):

  • описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,
  • ключевые слова,
  • цвет,
  • музыка,
  • использование фамилий и имен,
  • детали.

Пояснение слов

  • Бурнус — женское пальто
  • Витиеватая речь – возвышенная речь
  • Втуне – в тайне
  • Драдедамовый платок — полушерстяной платок
  • Колодник – арестант
  • Манкировать — небрежно относиться
  • Нанковый жилет – жилет из бумажной ткани
  • На сенных барках – место для нищих в Петербурге
  • Приватный разговор – частный
  • Титулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”

Анализ эпилога Преступления и наказания

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Анализ эпизода чтения евангелия о Воскрешении Лазаря в романе; Преступление и наказание

Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога. Соня для Раскольникова является родственной душой и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!». Но соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать. Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.

Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая по мнению Сони «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым. Ближе к концу книги будет эпизод который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Поскольку грех принимается Раскольниковым внутрь, для него самого уже почти не имеет значения выход наружу. Ему все равно, где находиться, — пространство потеряло для него спасительную силу. В начале романа он выходит на улицу сделать пробу, т.е. связь с каморкой и выношенной там идеей не оставляет Раскольникова и под открытым небом. Он по-прежнему там — в каморке, в себе, он не может мысленно покинуть свой шкаф, прячась в него, как в футляр, от внешнего мира.

Покаяние избавляет от вредной иллюзии, что можно что-то скрыть. Все видно, все люди связаны невидимыми нитями, все поступки людей происходят в совершенно открытом пространстве, и если их не замечают, то только разве потому, что никому нет до них дела или на это нет Божьей воли, которая до времени предпочитает оставлять нечто в тайне.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Ссылка на основную публикацию