Вредные И Опасные Производственные Факторы На Рабочем Месте Воспитателя

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Комитет (комиссия) по охране труда:
организует разработку раздела коллективного договора «Охрана труда», приложения к коллективному договору – Соглашение по охране труда;
осуществляет контроль за созданием здоровых и безопасных условий охраны труда на рабочих местах;
информирует работников о результатах проверок.

3.1. Во время работы воспитатель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.2. Во время работы воспитателю следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.3. Во время работы воспитателю не разрешается самовольно заниматься другими делами. Это допускается только в исключительных случаях с разрешения непосредственного руководителя.
3.4. При передвижении по территории учреждения, по улицам воспитателю следует обращать внимание на неровности и скользкие места (особенно, в зимний период года), остерегаться падения из-за поскальзывания. Во избежание несчастных случаев ходить лучше по сухой и чистой поверхности.
3.5. Во время нахождения на проезжей части либо возле нее воспитателю необходимо проявлять особое внимание к движущемуся автотранспорту, не торопиться и не спешить.
3.6. Во время передвижения по городу воспитателю нужно быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в неблагоприятных погодных условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток. Следует помнить, что в условиях повышенного уличного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля могут быть не слышны.
3.7. Во время ходьбы по территории учреждения воспитателю нельзя наступать на электрические кабели, провода.
3.8. Воспитателю следует обращать внимание на находящиеся в подсобных помещениях, коридорах, на лестничных площадках, лестницах, в холлах предметы (например, коробки, мешки, ящики и другие предметы), о которые он может споткнуться.
3.9. Во избежание травмирования головы, воспитателю нужно быть особенно внимательным при передвижении возле низкорасположенных конструкций зданий и сооружений.
3.10. Для предупреждения несчастных случаев воспитателю следует быть особенно внимательным при движении возле открытых люков, дверей, ворот, колодцев подземных коммуникаций.
3.11. Воспитателю запрещается касаться токоведущих частей электрооборудования, а также нетоковедущих частей, которые в результате замыкания на корпус могут случайно оказаться под напряжением.
3.12. Для предупреждения случаев электротравматизма воспитателю нельзя включать в электрическую сеть электрическое оборудование с поврежденной изоляцией шнура питания или корпуса штепсельной вилки.
3.13. Нельзя выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

Вам будет интересно ==>  Остановка тс сотрудником дпс без причины вне населенного пункта 2021

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, воспитатель должен обратиться к непосредственному руководителю и сообщить ему об этом, до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА; ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА (ДОУ)

  • повышенное нервное и эмоциональное напряжение;
  • заражение различными вирусными или инфекционными заболеваниями;
  • значительные физические, статические и динамические нагрузки;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • падение предметов с высоты (перепадов по высоте более 1,8 метра);
  • последствия шалостей детей или отсутствием у них необходимых навыков;
  • возможность получения травмы во время прогулок с детьми вследствие обледенения пешеходных тротуаров и улиц, а так же непреднамеренного травмирования посторонними предметами;
  • возможность поражения электрическим током при использовании неисправного электрооборудования в групповых и других помещениях детского сада.

3.5.1. Длительность нахождения за экраном телевизора или монитора должна составлять в младшей и средней группах — не более 20 минут, а в старшей и подготовительной группах не более 30 мин. Просмотр телепередач, обучающих программ и фильмов, видеороликов детьми дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс , вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

Из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд педагога необходимо отнести к третьему классу (3.1; 3.2), так как названные выше факторы могут оказывать вредное влияние на организм педагога. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

  • повышенный уровень шума и пыли (в школьных мастерских);
  • движущиеся механизмы (в школьных мастерских, у дворника при работе с газонокосилкой, у рабочего по обслуживанию зданий при работе с электродрелью, на заточном станке и т. п.);
  • повышенная температура воздуха рабочей зоны (в столовой);
  • повышенная влажность (в столовой на мойке посуды);
  • опасный уровень напряжения в электрической цепи (в школьных мастерских, при работе ТСО);
  • химические препараты в кабинете химии;
  • работа с дезинфицирующими средствами уборщиков служебных помещений;
  • электромагнитное излучение (при работе с компьютером);
  • стрессовые ситуации при работе с воспитанниками.
Вам будет интересно ==>  Апелляционная Жалоба Потерпевших В Удовлетворении По Удо

Аттестация рабочего места воспитателя детского сада

Основную часть персонала дошкольных учреждений чаще составляют женщины. Мужчины-воспитатели – явление крайне редкое. Законодательно трудовые права мужчин и женщин равны. Но, несмотря на это, индивидуальные особенности женского организма трудовым законодательством все же учитываются.

Порядок проведения аттестации закреплен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н. В соответствии с ним, работодатель обязан проводить очередную аттестацию один раз в пять лет, внеплановую – в течение 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию нового рабочего места, технологического процесса и внеплановую – после проведения обязательного мероприятия по улучшению условий труда (к примеру, рабочие места, которые при оценке были отнесены к опасным). «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

  • по ТБ;
  • по электрической и пожарной безопасности;
  • общие правила безопасности;
  • порядок действий в случае возникновения чрезвычайных и внештатных ситуаций;
  • требования, которые нужно обязательно соблюдать перед началом трудового дня и по его завершению в частности.

На любом производстве, в том числе и в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке должны использоваться актуальные инструкции по ОТ. Их хранение осуществляется исключительно на видном месте, а каждый сотрудник должен обладать свободным доступом.

Охрана труда в дошкольных образовательных учреждениях

В соответствии со ст. 212 ТК РФ ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в ДОУ возлагается на заведующего. Понятно, что при большом количестве персонала в штате руководитель детского сада не всегда может найти время на выполнение этой работы. Поэтому он может делегировать часть вопросов по организации охраны труда на ответственных лиц. Для этого необходимо издать соответствующий приказ.
Ответственными лицами, как правило, назначаются заместители заведующего (по АХР, АХЧ, УВР, ВМР) и специалист по охране труда.

  1. Проведение специальной оценки условий труда.
  2. Закупка средств индивидуальной защиты.
  3. Закупка смывающих и обезвреживающих средств.
  4. Проведение инструктажей по ОТ.
  5. Разработка инструкций по ОТ.
  6. Обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности учреждения.
  7. Корректировка и утверждение правил и инструкций по ОТ на каждом рабочем месте с учетом мнения уполномоченного по охране труда от трудового коллектива (на основе законодательства РФ).
  8. Организовать обучение работников учреждения по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний.
  9. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
  10. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациям и средствах индивидуальной защиты.
  11. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  12. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты.
  13. Обеспечение информационного уголка по ОТ наглядными пособиями.
  14. Проведение анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и принятие профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
  15. Планирование мероприятий по ОТ на 20___ — 20___ годы.
  16. Проведение проверки групп и кабинетов на укомплектованность аптечками.
  17. Проведение общего технического осмотра здания, территории и сооружений.
  18. Ремонт технологического оборудования.

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го масса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.

  • повышенный уровень шума и пыли (в школьных мастерских);
  • движущиеся механизмы (в школьных мастерских, у дворника при работе с газонокосилкой, у рабочего по обслуживанию зданий при работе с электродрелью, на заточном станке и т. п.);
  • повышенная температура воздуха рабочей зоны (в столовой);
  • повышенная влажность (в столовой на мойке посуды);
  • опасный уровень напряжения в электрической цепи (в школьных мастерских, при работе ТСО);
  • химические препараты в кабинете химии;
  • работа с дезинфицирующими средствами уборщиков служебных помещений;
  • электромагнитное излучение (при работе с компьютером);
  • стрессовые ситуации при работе с воспитанниками.
Вам будет интересно ==>  В Замен Вышедшего Из Строя

Основные вредные факторы и опасные работы производственной среды и их влияние на здоровье работника

Острое профессиональное заболевание (отравление) – заболевание являющееся результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вред­ ного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воз­действия на работника вредного производственного фактора (факто­ров), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

С нормативно-правовой точки зрения,вредные производственные факторы – это те, которые связаны с повышенными нагрузками и рисками в отношении физического и психического здоровья(по сравнению с большинством видов деятельности). Вредные условия труда характеризуются присутствием вредных производственных факторов (ПФ), превышающих установленные нормативы.

Чертково Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день -статья 147 ТК РФ предусматривает, что “оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”.

Сегодня широко используют энергосберегающие люминесцентные лампы. Они доставляют неудобства людям со светочувствительностью, аутизмом, эпилепсией и мигренью. Ультрафиолетовое н электромагнитное излучения потенциально опасны при нахождении человека возле источника в течении длительного времени. Мерцание или холодный белый свет люминесцентных энергосберегающих ламп также могут вызывать вред и быть причиной дискомфортных ощущений, головных болей или расстройств внимания. Экономичные люминесцентные лампы могут сэкономить электроэнергию, но они содержат небольшое количество токсичной ртути, которая при повреждении трубок рассеивается в окружающей среде.Во избежание проблем для здоровья и окружающей среды при поломке люминесцентных ламп необходимо выполнять следующие действия:

• если одежда, шторы или другие ткани загрязнены порошком. содержащимся внутри трубок лампы, не мойте их в стиральной машине. По возможности очистите загрязнение одноразовыми влажными бумажными полотенцами или тряпками. которые затем поместите в герметичные контейнеры с осколками лампы;

В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30 марта 1999 г., ст. 11 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда, в том числе посредством проведения лабораторных и инструментальных

Повышенная температура воздуха рабочей среды может привести к тепловому удару и гибели, к снижению иммунитета, возникновению инфекционных заболеваний, особенно простудного характера, к нару­ шению работы сердечно-сосудистой системы и в конечном итоге инва­ лидности и ранней смертности.

Ссылка на основную публикацию