Анализ Эпизода Из Романа Преступление И Наказание

Сон об убийстве лошади

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф

Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай», на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои.
Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места такой духовно-чистой девушке, как Соня, но с первых же реплик ее разговора с Раскольниковым мы убеждаемся в обратном. Об окружающих людях она говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.
Сначала Раскольников видел в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она переступили нравственные законы общества, с единственной лишь разницей в том, что Родион сделал это для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить ее взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет».
Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву.
С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия. Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Я думаю, между образом больного и Родиона можно провести параллель. Заканчивается эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня.
Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога и найдет душевный покой.
Чтение Евангелия как бы меняет молодого человека и девушку местами. Решительный, безжалостный Раскольников и «растерявшаяся», испуганная Соня с тихим голосом в начале разговора. Во время чтения у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова .

Вам будет интересно ==>  Перечень ваковских журналы 2021

После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была вначале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание”Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и […].

Вам будет интересно ==>  228 1ч3 Считается Тяжким Или Особо Тяжким

Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)В романе Достоевского “Преступление и наказание” эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения – Раскольникова, Сонечки и других. Если первая глава эпилога – более формальная и освещает по большей части “внешнюю жизнь” героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони. […].

Соня ниже Раскольникова по интеллектуальному развитию, но, бесспорно, выше его духовно, нравственно. В этот момент она подсознательно понимает, какой сильной моральной поддержкой могут оказаться для несчастного «слепого» строки из великой книги. Читая, девушка «дрожала от радостного ожидания», и ее волнение передавалось Раскольникову.

Взгляд Раскольникова останавливается на лице Сони, и его поражает выражение обычно «кротких голубых глаз», которые, оказывается, могут «сверкать таким огнем». В этот момент собеседница представляется ему юродивой. Да и сам Родион переживает «почти болезненное чувство». Как будто против воли, рука его тянется к Сониной настольной книге. Это единственная заметная вещь в убогой комнате девушки.

Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф

Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.

Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста):

  • описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,
  • ключевые слова,
  • цвет,
  • музыка,
  • использование фамилий и имен,
  • детали.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум ростовской области 2о20г

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Мармеладов выражает еще одну, чрезвычайно важную для автора мысль: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Идет речь о необходимости для человека общества, «света», поддержания связи с миром других людей. Без этого человек консервируется, впадает в иллюзию отъединенности. Раскольников, выходящий из дома, больше всего боится встречи, боится вторжения в свой внутренний мир. Он давно утратил живую связь с людьми и не хочет ее восстанавливать. Но некая сила, вопреки его воле, влечет его к людям — хоть каким-нибудь.

Разумеется, брачное предложение, сделанное столь нетрадиционно, причем сразу после чтения Евангелия, когда Соня ожидала прямо обратного — смирения и раскаяния, и вскоре после того, как Раскольников поцеловал ногу девушки, — могло бы смутить и менее впечатлительную натуру. Что уж говорить о Соне, которая затем промучилась в полубреду всю ночь и весь следующий день. Но что именно ее мучило? Кому-то может показаться — что-то неопределенное и сложное из области духовной жизни или загадочной психологии. На самом же деле суть проста: девушке нужно дать ответ на предложение молодого человека. Это именно предложение, на которое Соня затем дает согласие (второй разговор — повторение предложения, но в более понятной для Сони форме).

Ссылка на основную публикацию