Анализ Признания Раскольникова Соне

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Родион словно находился в бреду, и Соня одновременно и понимала и не понимала его. Он говорил, что не для того убил, чтобы помочь семье, и не для того, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества, а убил «просто, для себя убил, и это черт водил его рукой».

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Анализ эпизода «Признание Родиона Раскольникова» (Достоевский Ф

Юной героине пришлось перенести множество тяжёлых испытаний судьбы, в одиночку прокармливать всю семью, когда ей наконец встретился главный герой романа, оказавший ей помощь после смерти отца и защищавший её честь и достоинство от ложных обвинений в воровстве. Она искренне, всем сердцем любит Родиона. Именно поэтому Соня относится к юноше, как к своему спасителю, ожидает его в начале эпизода и спешит поблагодарить: «Что бы со мной без вас-то было!», но в то же время, из-за недавней ссоры мачехи с хозяйкой квартиры и помешательстве первой, девушка испытывает сильную тревогу и волнение. Раскольников, в свою очередь, ведет себя крайне нервно и раздраженно, что вызвано давно таящимися в его душе ужасом и страданием после совершенного им преступления и разочаровании в самом себе. Мания преследования и расследование убийства привели к пику эмоционального напряжения героя, стремлению найти облегчение в разговоре с Соней, такой же грешнице, по его мнению, как и он.

Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Вам будет интересно ==>  Бланк Для Оплаты Налога На Землю

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Возле конторы ноги онемели, но он продолжал идти, зная, что это правильное действие. На пути в контору встретил Прохора, который вел это дело, задрожал и думал что лишь бы не к нему. Но войдя в контору не смог произнести слова о своем признании. Тогда Раскольников вышел и уже на улице увидел Соню, прятавшуюся во дворе. Тогда он и подумал, что она с ним будет в любой ситуации до конца, куда бы ни завела судьба. И без колебаний зашел и рассказал что он преступник. Это признание рассматривал как признание своей ничтожности и убогости. В его наказании и есть спасение. По-настоящему раскаялся он только на каторге, после общения с Соней и прочтения Евангелия. Его спасла любовь и не до конца потерянная человечность.

В первом разговоре с Соней, когда Раскольников приходит к ней домой, он искушает ее своим опытом зла. Он хочет нарисовать перед ней безнадежную картину, где есть только три дороги: 1) это — путь самого Раскольникова, путь активной борьбы со злом мира, путь человека, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей по спасению мира; 2) это — самоубийство, путь Свидригайлова, трагического, экзистенциального героя; 3) это — «разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Светлого, чудесного исхода Раскольников не допускает, потому что утратил веру. Он приходит к Соне не затем, чтобы раскаяться, но чтобы утвердиться в правильности выбранного им пути. И Соню он хочет увлечь за собой, доказав, что никого и ничего спасти нельзя и ее жертва напрасна, да и Бога, пожалуй, никакого нет (для Раскольникова Зло, несомненно, существует, а мысль о том, что Бог допускает Зло, равносильна признанию отсутствия Бога).

Вам будет интересно ==>  Актуальность Уголовного Права

Анализ Признания Раскольникова Соне

Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что-то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Анализ Признания Раскольникова Соне

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

Урок-анализ эпизода из романа Ф

В живописи западных мастеров, основанной на традициях византийской иконографии, можно видеть Марию и Марфу распростертыми перед Иисусом — они молят его о воскрешении их брата. Такую трактовку этого сюжета мы видим на фреске Джотто . Это не соответствует свидетельств у Иоа нна о том, что Иисуса вышла встречать одна лишь Марфа, «Мария же сидела дома», и уже позже, встретив его около дома, она, Мария, пала к ногам Спасителя. Таким образом, здесь соединены два разновременных эпизода этой истории. Эти совмещенные эпизоды часто соединяются и с собственно Воскрешением Лазаря.

Иисус в этом сюжете изображается молодым, безбородым, с магическим жезлом. Лазарь обычно стоит в дверях колумбария. На вопрос, является ли такое изображение Лазаря чисто композиционным решением художников или указанием на то, что он уже воскрес, невозможно ответить однозначно. Определенно решить его можно было бы, по остроумному замечанию известного русского искусствоведа XIX в., исследователя христианской иконографии Н.Покровского, исходя из того, как изображались глаза Лазаря — закрытыми, как у покойника, или уже открытыми, как у воскресшего. К сожалению, констатирует исследователь, «уяснить эту подробность на памятниках, переживших более чем целое тысячелетие и поврежденных, невозможно».

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Вам будет интересно ==>  Как Вернуть Исполнительный Сбор От Приставов

Преступление и наказание — книга великой боли за человечество

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. «

Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней.

Идея убить старуху охватывает Раскольникова, как страсть, от которой он не в силах освободиться. Достоевский показывает, что в подсознании человека глубоко скрыта страсть к преступлению, даже такому страшному, как убийство. В этой страсти все: стремление отомстить, восстановить справедливость, помочь себе и близким.

Анализ эпизода «Признание Раскольникова Соне в убийстве» (Часть 5, глава 4)

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублевого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу. Сердце Раскольникова смягчилось, две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. Соня стала расспрашивать, почему он это сделал. Он начал было объяснять, но сам ощутил, что в объяснениях что-то не так.

В названии произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрыт сюжет картины. Сначала было совершено преступление, убили старуху-процентщицу, далее последовало наказание в виде суда и каторги. Но для автора важно было раскрыть перед читателем нравственную сторону Раскольникова и его бесчеловечную теорию.

Финальная глава одна из важных событий этого романа, именно здесь раскольников все-таки признается в содеянном преступлении. Эта глава раскаяния. Раскольников твердо стоял на своих мыслях о том, что есть только два общества, одни которые могут переступить через себя, идут на бунт и люди которые ничтожны и никогда не смогут бунтовать. Именно это и хотел доказать себе, тварь ли я дрожащая или человек, который переступит через себя. Решился на столь жестокое преступление, убив старушку. Он думал, что сможет также жить беззаботно и спокойно, несмотря на то что он натворил, как и Свидригайлов. Но в итоге погубил свою жизнь, вечное чувство вины убивало. В его жизни большую роль играет Соня Мармеладова. Именно она стала для него его спасением и «ангелом-хранителем».

Анализ Признания Раскольникова Соне

Раскольников осуждает подобную жизнь. Он молча, «стараясь не глядеть на Соню, поскорее проходит вперёд и бесцеремонно осматривает её комнату». Мысли девушки в этот момент: «Ей было и тошно, и стыдно, и сладко…». Молодой человек ведёт себя самоуверенно, задаёт бесцеремонные вопросы. Соня же демонстрирует кротость, отвечает смиренно, в ней чувствуется какая-то беззащитность: она слишком открыта и уязвима для зла.

Молодой человек спрашивает в недоумении: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». И она даёт ему ответ: «Что же бы я без бога-то была?». И героиня мгновенно превращается из тихой и покорной девушки в решительную, гневную, сильную и уверенную. «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Ссылка на основную публикацию