Анонимные Сообщения О Преступлениях

Статья 141

6. Не рассматривается как повод для возбуждения уголовного дела заявление об оспаривании акта законодательной власти. 22 марта 2006 г. М. обратилась в прокуратуру Нанайского района Хабаровского края с заявлением, в котором содержалась просьба возбудить уголовное дело по ст. 286 УК РФ по факту нарушения Законодательной Думой Хабаровского края ст. 55 Конституции РФ, поскольку данным органом власти были отменены ранее предоставленные права на пособие по нуждаемости, что нарушает ее права, предусмотренные законами Хабаровского края. Прокуратура Нанайского района 5 апреля 2006 г. в удовлетворении заявленных требований М. отказала. Полагая данный отказ необоснованным и незаконным, М. обратилась с жалобой в суд с просьбой обязать прокуратуру Нанайского района Хабаровского края провести проверку по ее заявлению от 22 марта 2006 г. с вынесением процессуального документа по ее результатам. Судья Нанайского районного суда Хабаровского края 13 апреля 2006 г. жалобу М. удовлетворил, постановил обязать прокуратуру Нанайского района направить заявление М. по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ для разрешения по существу. В кассационном порядке постановление судьи не обжаловалось. Президиум Хабаровского краевого суда 23 октября 2006 г. Постановление судьи от 13 апреля 2006 г. изменил: его резолютивную часть изложил в следующей редакции: «Жалобу М. удовлетворить. Обязать прокурора Нанайского района Хабаровского края устранить нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы М.» В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ просил отменить состоявшиеся по делу судебные решения и прекратить производство по жалобе М., считая, что заявление М. от 22 марта 2006 г., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поэтому оснований для проверки его в порядке ст. 144 УПК РФ не имелось. В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что, получив заявление М., прокурор должен был в соответствии со ст. 144 УПК РФ принять и проверить заявление о преступлении и вынести процессуальное решение согласно требованиям ст. 145 УПК РФ, противоречат закону. Кроме того, в представлении указано, что коллективный орган — Законодательная Дума Хабаровского края — в соответствии с положениями ст. ст. 19, 21 УК РФ не может являться субъектом преступления; не все жалобы должны рассматриваться судом в порядке ст. 125 УПК РФ, поскольку согласно требованиям данной статьи в судебном порядке рассматриваются только жалобы на постановления и иные решения дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная жалоба должна быть рассмотрена в порядке ст. ст. 245, 254 ГПК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 июня 2007 г. надзорное представление удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ст. 19 УК РФ российское уголовное законодательство признает в качестве субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ законодательный орган власти является юридическим лицом, которое от своего имени может быть истцом и ответчиком в суде. По уголовному законодательству России к уголовной ответственности привлекается только физическое лицо, в том числе и в случаях, когда оно действует (бездействует) в интересах юридического лица, выполняя решения органов управления данной организации. В этом проявляется принцип личной и виновной ответственности. Помимо этого, заявление М., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поскольку не содержит сведений, указывающих на какое-либо виновно совершенное или готовящееся общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, поэтому оснований для проверки его в порядке ст. 144 УПК РФ не имелось. Как усматривается из материалов, жалоба М. — заявление об оспаривании решений и действий органов государственной власти. Дела, возникшие из правоотношений по таким заявлениям, должны быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства согласно требованиям ст. ст. 245, 254 ГПК РФ. При таких обстоятельствах доводы надзорного представления обоснованны. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ состоявшиеся по делу судебные решения по жалобе М. отменила, производство по данной жалобе прекратила. Принятие указанного решения не препятствует М. обжаловать решения и действия органов государственной власти в случае несогласия с таковыми, с соблюдением установленного законом порядка .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 29.

Вам будет интересно ==>  Военные Юридические Заведения

8. Закон допускает как устные заявления, так и письменные. Как правило, устные заявления исходят от граждан. Если заявление исходит не от физического лица, оно в большинстве своем имеет письменную форму. При этом подписывать такое заявление должны полномочные на то лица организации, учреждения, предприятия, т.е. руководители. Законом предусмотрен случай, когда возбуждение уголовного дела возможно только при наличии заявления руководителя организации о преступлении (см. ст. 23 УПК — особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»). Однако не исключается и устное заявление о преступлении должностного лица, руководителя организации, учреждения. В то же время сотрудники организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявление о преступлении, так как их невозможно в такой ситуации предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, поскольку они передают информацию от первоисточника. Подобного рода заявления следует расценивать как сообщение частного лица.

3. Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на лиц, уполномоченных возбуждать уголовное дело, а также на сотрудников правоохранительных органов (ст. 18 ФЗ «О милиции») и суд во время судебного заседания. См. коммент. к ст. 144.

2. По делам частного и частно-публичного обвинения заявителем должен быть сам потерпевший или его законный представитель (см. коммент. к ст. 147). По делам частного обвинения заявление подается в суд в письменной форме с копиями по числу обвиняемых с соблюдением ряда дополнительных реквизитов, так как заявление по делу частного обвинения «заменяет» обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного обвинения. См. коммент. к ст. 318.

Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК

8. Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными. Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

3. При приеме устного заявления сотруднику правоохранительного органа необходимо надлежащим образом выяснить личность заявителя по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении преступления.

Основаниями для обращения в прокуратуру могут стать нарушения трудового законодательства, бездействие судебных приставов, неправомерный отказ в выплате социальных пособий или коррупционные действия должностных лиц – представителей государственных органов.

Согласно ч. 1 ст. 10 федерального закона «О прокуратуре РФ», в компетенцию органов прокуратуры входит рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях законодательства РФ. В прокуратуру следует обращаться в том случае, когда ваши права нарушают представители закона или органы власти. Прокуратура рассмотрит обращение самостоятельно и примет меры, а в случае необходимости перенаправит обращение в уполномоченное ведомство.

При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.

Каждому принятому (полученному) в органах внутренних дел заявлению (сообщению) присваивается очередной порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП), в ней фиксируются краткие сведения по существу заявления (сообщения).

АНОНИМНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В соответствии с п. 45 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 [7], если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным. По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанные анонимными заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки направляются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности (п. 45 Инструкции).

Вам будет интересно ==>  Абонемент На Электричку В Санкт Петербурге Цены

6. Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации: утверждена приказом Председателя Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72 // Российская газета. 2013. 06 марта. № 48.

Анонимные Сообщения О Преступлениях

2.2.1. О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме*(6), в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

69. Сотрудник органов внутренних дел, проводивший проверку по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, должен в кратчайший срок, но не позднее, чем до истечения 24 часов с момента принятия решения, проинформировать о нем оперативного дежурного дежурной части для обеспечения своевременного заполнения графы 9 КУСП, а также представить оперативному дежурному копию решения.

Как написать анонимку в полицию

Сообщить о преступлении оперативно можно по телефону, не оставляя при этом личных данных. Рекомендуется воспользоваться «телефоном доверия». Если ситуация требует немедленного вмешательства правоохранительных органов, нужно звонить непосредственно в полицейский участок.

После сделанного выбора система предложит ознакомиться с правилами подачи обращения. Заявителю нужно внимательно все прочитать, а затем поставить галочку в соответствующем поле и нажать кнопку «Подать обращение». Система не предусматривает выбора анонимного способа подачи информации.

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333, с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 17 мая 2011 г. N 386 (Российская газета. 2011. 27 июня). Аналогичные инструкции действуют и в других правоохранительных органах.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).

Статья 141

4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.

По общему правилу анонимные сообщения не регистрируются (как заявления) и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами ОРД. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт в порядке ст. 143 УПК. Анонимное сообщение может обладать признаками будущего вещественного доказательства (если сам факт сообщения является элементом объективной стороны состава преступления). Первоисточником вещественного доказательства является сам предмет, поэтому анонимность вещественного доказательства не влияет на его доказательственное значение. Например, письменное сообщение о якобы готовящемся террористическом акте будет вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК); письменное анонимное сообщение о совершении преступления конкретным лицом может быть вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного доноса (ст. 306 УК). Вещественным доказательством могут быть и письменные угрозы о совершении преступлений (по соответствующим видам преступлений). К вещественным доказательствам следует отнести и почтовые отправления с ядовитыми или взрывчатыми веществами. Если анонимное сообщение обладает признаками будущего вещественного доказательства, то при его получении должны быть приняты меры для сохранения имеющихся на сообщении следов (отпечатков пальцев, микрочастиц, почерка, химического состава бумаги, чернил и фонограммы телефонного сообщения и т.д.). Поводом к возбуждению дела может послужить рапорт лица, получившего анонимное сообщение.

Вам будет интересно ==>  Получения Удостоверения Вдовы Ликвидатора Чаэс

При поступлении заявления о преступлении в дежурную часть территориального органа МВД России оперативный дежурный должен выдать талон-уведомление, в котором должен указать, в частности, свое звание, Ф.И.О., адрес и номер служебного телефона, дату и время приема заявления.

Следует также отметить, что диспозиция ст. 306 УК РФ не указывает на наличие предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос как обязательного признака состава преступления. Иными словами, преступление считается оконченным с момента, когда правоохранительные органы получили заведомо ложное сообщение о преступлении. Таким образом, уголовная ответственность за заведомо ложный донос наступает независимо от того, был заявитель предупрежден или нет.

4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.

2. По делам частного и частно-публичного обвинения заявителем должен быть сам потерпевший или его законный представитель (см. коммент. к ст. 147). По делам частного обвинения заявление подается в суд в письменной форме с копиями по числу обвиняемых с соблюдением ряда дополнительных реквизитов, так как заявление по делу частного обвинения «заменяет» обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного обвинения. См. коммент. к ст. 318.

Другой способ анонимного обращения – звонок в дежурную часть, или по специальному «телефону доверия». Обращение в дежурную часть, без предоставления личной информации, также не подлежит официальной регистрации, но передаётся компетентным сотрудникам (участковому, следователю). Они, исходя из характера полученных данных, принимают решение о необходимости проверки. Исключение – сведения о терактах и прочих из ряда вон выходящих преступлениях, направленных против государственной или общественной безопасности страны.

К примеру, если сообщение касается случаев со сложными уголовными преступлениями, следователи вправе произвести проверку по факту, изложенному анонимным лицом. Таким образом, анонимная жалоба в полицию принимается, но официально регистрироваться не будет. Заявитель поэтому не сможет узнать о статусе обращения, поданного инкогнито.

Оставлять выдуманные личные данные (например , фамилию, несуществующий адрес) не стоит, ведь правоохранительные органы всю информацию перепроверяют. С другой стороны, далеко не все анонимные заявления, поданные с использованием ложных личных данных, отправляются «в мусор». В некоторых случаях они попадают в подразделение оперативно-розыскной работы. Так поступают тогда, когда дело рассматривают в рамках административного кодекса.

Раньше, обращаясь по телефону в полицию, можно было отказаться от представления личных данных и говорить анонимно. Так было раньше: если человек хотел защитить себя, он обращался в правоохранительные органы с таксофона. Правда, такое обращение частенько оставалось нерассмотренным полицейскими.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

  1. Форма и содержание заявления должны соответствовать требованиям, перечисленным в статье 84 настоящего кодекса (доказательство в виде документа) или ст. 83 и 166 (правила составления протокола). Заявление может являться поводом к возбуждению дела, если оно включает в себя информацию о признаках противоправного действия или просьбу о привлечении к уголовной ответственности конкретного лица. Если в документе нет данных о признаках преступления, оно все равно может стать поводом для возбуждения дела. Сотрудник МВД обязан принять заявление и провести проверку, возможно, признаки противоправного действия будут получены из других источников.
  2. Если речь идет о частном или частно-публичном обвинении, то в качестве заявителя может выступать только потерпевший или его законный представитель. Заявление подается в канцелярию суда, при этом количество копий документа должно соответствовать числу обвиняемых. В делах частного обвинения заявление подменяет собой обвинительное заключение следователя.
  3. Независимо от подсудности и подследственности письменное или устное заявление должно быть принято любым сотрудником МВД или судьей.
Ссылка на основную публикацию