Бутовецкий А И Об Организационно-Правовых Формах Некоммерческих Организаций, Создаваемых Гражданами Для Ведения Садоводства, Огородничества И Дачного Хозяйства

Вместе с тем необходимо учитывать, что возможность создания объединений граждан гарантируется ст. 30 Конституции РФ. Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. № 195-О-О, именно реализуя право на объединение, предусмотренное Конституцией РФ, граждане и создают садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения на добровольных началах.

Таким образом, сами нормы Закона № 66-ФЗ, определяя предмет его регулирования, указывали на то, что данный предмет гораздо шире, чем он обозначен в наименовании закона, поскольку прежде всего законом были урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и только во вторую очередь — правовое положение объединений садоводов, огородников и дачников как юридических лиц.

Бутовецкий А И Об Организационно-Правовых Формах Некоммерческих Организаций, Создаваемых Гражданами Для Ведения Садоводства, Огородничества И Дачного Хозяйства

Напомним, что Закон N 66-ФЗ предусматривал возможность создания объединений садоводов, огородников и дачников не только в организационно-правовой форме некоммерческого товарищества, но также и в форме потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Отдельные субъекты права законодательной инициативы предлагали сохранить ранее существовавшие организационно-правовые формы и при подготовке Закона N 217-ФЗ .
———————————
См.: Таблица поправок к проекту Федерального закона N 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отклоненных при рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1160742-6&02.

Вопрос об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников при разработке нового Закона являлся одним из самых сложных, поскольку садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, которые составляют наибольшее число в сравнении с потребительскими кооперативами и некоммерческим партнерствами, со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ оказались в сложной ситуации .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2016. N 3. С. 93 — 109; Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как товарищества собственников недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2014. N 4. С. 90 — 100; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. N 1. С. 124 — 132.

Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор является обязательным для сторон. Кроме того, пунктом 1 статьи 4312 ГК РФ предусмотрено, что сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку, что предоставляет определенные правовые гарантии на всех стадиях определения и реализации договорных условий.

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность. В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. В связи с этим Министерством сделан вывод о том, что, поскольку статьей 23 Закона № 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица. При этом выплаты, начисленные председателю правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Вам будет интересно ==>  Льготы На Междугородних Автобусах

3. Обосновано, что существование в Федеральном законе от 15.04.1998 года №66-ФЗ норм, позволяющих приобретение статуса члена объединения юридическом лицу, не соответствуют основным принципам земельного законодательства, закрепленным в ст.ст. 1, 7 Земельного кодекса РФ.

Изучаемые объединения являются, прежде всего, юридическими лицами. В этой связи существующее определение члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не соответствует признакам объединения как юридического лица, установленным Конституцией РФ и гражданским законодательством, поскольку действующее законодательство не содержит понятия «границ юридического лица». Кроме того, из смысла и содержания части 2 Конституции Российской Федерации вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Здесь следует обратить внимание на отличие от ст. 2 Закона № 66-ФЗ, которая говорила о том, что данный закон одновременно устанавливал правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и особенности их гражданско-правового положения. Как мы видим, новый закон ограничился только особенностями и не определяет само правовое положение некоммерческих организаций садоводов и огородников.

Это объясняется тем, что, на первый взгляд, с 1 сентября 2014 г. понятие «садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан», используемое в Законе № 66-ФЗ, перестало соотноситься с общими положениями ГК РФ, которые не предусматривают применения понятия «объединение» ни к одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, поименованных в п. 3 ст. 50 ГК РФ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут повысить научную разработанность поставленной автором проблематики участия в хозяйственном обороте садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также в целом способствовать дальнейшему изучению основных проблем правового положения некоммерческих организаций. Полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы в процессе внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и организацией деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, что должно способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере. Некоторые разработки диссертационного исследования также могут быть использованы в правоприменительной практике.

Методологическая основа диссертационного исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор свое исследование базировал на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, автором применялись сравнительно-правовой и историко-правовой методы. С помощью сравнительно-правового метода были, в частности, сопоставлены организационно-правовые формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, учреждаемых в рамках российской системы права, а также выявлены их общие и отличительные характеристики. Историко-правовой метод явился

Особенности нового закона о садовых и огороднических товариществах – с 2019 года

  1. проходы и проезды к территории
  2. снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
  3. водоотведение
  4. охрана
  5. сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
  6. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

Новый Законопроект; О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве

1. Членство в товариществе может быть прекращено добровольно или принудительно, а также в связи с прекращением у члена такого товарищества прав на принадлежащий ему садовый, огородный или дачный земельный участок либо в связи со смертью члена товарищества.
2. Добровольное прекращение членства осуществляется путем выхода из членов такого товарищества.
3. Членство в товариществе в связи с выходом из членов такого товарищества прекращается со дня подачи членом товарищества заявления на рассмотрение общему собранию товарищества. При этом общим собранием членов такого товарищества (далее – общее собрание товарищества) в удовлетворении этого заявления не может быть отказано.
4. Членство в товариществе прекращается принудительно решением общего собрания товарищества в связи с нарушением членом товарищества обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в день направления исключаемому члену товарищества уведомления о принятом решении.
5. В предусмотренном частью 4 настоящей статьи уведомлении указываются:

8. В уведомлении, указанном в части 8 настоящей статьи, должен быть указан перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании товарищества.
9. Общее собрание членов товарищества проводится по месту нахождения земельного участка общего пользования этого товарищества. При этом для всех членов товарищества должен быть обеспечен свободный доступ к месту проведения общего собрания товарищества.
10. Общее собрание товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого товарищества.
11. Председателем общего собрания товарищества является председатель товарищества, если иное решение не принято этим собранием.
12. В случаях, определенных правлением товарищества голосование может быть проведено заочным голосованием без проведения общего собрания. Порядок проведения заочного голосования определяется уставом товарищества.
13. По вопросам, указанным в пунктах 1, 3, 8, 12 -17 и 19 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается.
14. В решении общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, указанном в пункте 19 части 1 настоящей статьи, указываются:

Глава 8

В настоящее время действует несколько нормативных актов, регулирующих этот способ ведения сельского хозяйства, и в первую очередь Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. Этот Закон устанавливает основы организации и деятельности названных объединений, а также основы деятельности садоводов и огородников, не вступивших в эти объединения.

Вам будет интересно ==>  Образец заполнения декларации 3 ндфл для стоматологических работ

При этом не следует забывать, что данные объединения, будучи некоммерческими организациями, не могут создаваться с целью ведения сельскохозяйственного производства исключительно для того, чтобы получать прибыль и распределять ее между участниками. Речь в данном случае идет о запрете постоянной систематической предпринимательской деятельности, регулируемой государством особо. Но это не значит, что участники сельскохозяйственного по сути объединения, вырастив большой урожай, не могут часть его продать. По Закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. К такой деятельности и относится продажа избытка выращенного продукта (другая деятельность в рамках тех же целей).

Миф 2. С принятием нового Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» к садоводам и огородникам придут проверяющие из различных органов, чтобы установить есть ли на участке незарегистрированные постройки, нарушения целевого использования земельного участка и т.д.

Это не так, этим законом не вводятся новые виды налогов. Также не изменяется заявительный порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Он регулирует только особенности ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. По закону налогооблагаемыми объектами являются находящиеся в собственности у граждан хозяйственные постройки будь то летние кухни, бани, теплицы и так далее, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН). При этом, владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них в ЕГРН.

Права дачников: что нам положено по закону в 2020 году

Почему: это предусмотрено ФЗ о ведении садоводства ст. 11 ч. 1 п. 2
Аргументы: по уставу садоводческого или огородного объединения, все решения принимают на общих собраниях голосованием (а председатель и правление решают текущие вопросы). Если человек не член СНТ или ОНТ, но он собственник участка, он имеет полное право присутствовать на собрании и выражать свое мнение по любому вопросу (но голосовать – не по всем). Сейчас общие собрания можно проводить в заочной форме. Если дачника не оповестили о собрании и приняли решение без него, он имеет полное право обжаловать это в суде. Оповещать о собрании за две недели – прямая обязанность правления товарищества, в том числе и по электронной почте тоже.

Почему: Это позволяет ФЗ о ведении садоводства ст. 3 п. 4
Аргументы: Участки для ведения огородничества отличаются от садоводческих – на них нельзя строить ничего капитального и не имеющего хозяйственного или бытового назначения. Но закон разрешает возводить сараи для хранения инвентаря (без фундамента), теплицы, туалеты, времянки – все, что можно разобрать и без ущерба для постройки поставить в другом месте. То есть, вагончик, который можно перевезти или передвинуть, на таком участке поставить можно. Но вот сарай на бетонном фундаменте, который никуда не передвинешь, уже нельзя. На огородные участки распространяются все правила застройки СНТ – нужно соблюдать все отступы и расстояния, например, нельзя ставить туалет вплотную к границам соседского участка, нужно отступить минимум на два метра.

Вам будет интересно ==>  Выписка Из Еирц Как Получить

3. В то же время садоводческие и дачные объединения не могут не обладать правомочиями и не могут быть лишены таких правомочий как, в частности, действовать в соответствии со своим зарегистрированным уставом; от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; защищать свои права и интересы в суде (в том числе при угрозе их нарушения), обращаться в вышестоящие органы и (или) в суд с оспариванием решений (полностью или в части), действий, бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц; создавать ассоциации (союзы). «Объектом правового регулирования могут являться и правомочия, носитель которых не обладает статусом субъекта права и не правомочен их осуществлять «своей властью и в своем интересе» на свой риск как самостоятельный участник гражданского оборота. Правомочия и субъективные права не совпадают в своем понятии и значении, и потому их отождествление не является обоснованным».

На третьем месте среди случаев проявления властных полномочий со стороны государства в отношении некоммерческих объединений можно указать привлечение их к гражданско-правовой ответственности. Садоводческие и дачные некоммерческие объединения как юридические лица по многим параметрам не вписываются в классификации организаций, обладающих гражданской правосубъектностью. Выступление некоммерческих организаций в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью их материального обеспечения, что не связанно с участием в имущественных отношениях. В связи с этим НКО в отличие от коммерческих организаций имеют целевую (ограниченную, специальную) правоспособность (п.1 ст.49 ГК РФ), но по закону могут использовать имеющееся у них имущество в целях предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять на добровольных началах. Однако автором показано, что не могут садоводства и дачные объединения, а также ТСЖ и ЖСК извлекать прибыль, оказывая платные услуги своим же членам, к примеру, выступая в качестве управляющих компаний. В коммерческой организации также имеются члены (участники, учредители), но прибыль она извлекает, выполняя работы или оказывая услуги не своим учредителям, а сторонним лицам.

Наши дачные юристы, обращают ваше внимание на то, что согласно новому Федеральному закону №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-217) граждане, ведущие садоводство и огородничество, подразделяются на три типа:

  • Членов СНТ (ОНТ);
  • Садоводов (огородников), не являющихся членами СНТ (ОНТ). Это та категория садоводов и огородников, по поводу которых сейчас постоянно возникает вопрос о том, должны ли индивидуалы уплачивать взносы (целевые, членские, вступительные).

Такое «объединение» граждан может иметь форму некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства. Как правило, данное «объединение» функционирует в форме товарищества (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, сокращенно — СНТ, ОНТ, ДНТ).

При разрешении споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений следует учитывать, что с 1 сентября 2014 года вступает в силу закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого к некоммерческим партнерствам будут применяться нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

О некоторых вопросах, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в Ростовской области

3. Реализация полномочий иных органов исполнительной власти Ростовской области в области ведения гражданами садоводства и огородни ­ чества для собственных нужд осуществля е тся в пределах компетенции таких органов, определенной в соответствии с федеральными и областными зако ­ нами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области.

В целях оказания государственной поддержки садоводства и огород ­ ничества органы исполнительной власти Ростовской области вправе созда ­ вать в своей структуре подразделения, обеспечивающие реализацию пол ­ номочий в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Ссылка на основную публикацию