Кто Прежде Всего Несет Ответственность За Обучение И Воспитание Детей?

Введение ФГОС ДО в ДОУ» статья на тему

Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования.

В годовой план на текущий учебный год включить задачу по изучению педагогическим коллективом требований к реализации уровней образования, которые определены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо привлечь родителей детей 4-го года жизни. Они уже попадают под первый уровень образования.

Здравствуй, школа, или Кто несет ответственность за детей

Но что касается ребенка, у которого на момент совершения правонарушения был день рождения. – на него, естественно, инспектором тоже был составлен административный протокол. Только в этом деле есть одно «НО». Инспектор, как выяснилось, не очень в этом плане юридически подкована, но и комиссия при ознакомлении с материалом не увидела никаких нарушений со стороны полиции.

Таким образом, за все проступки, совершенные на территории школы во время учебного процесса, ответственность несет только образовательная организация. По смыслу ст. 20.22 КоАП РФ, родитель (законный представитель) не может нести ответственность за правонарушение, совершенное его ребенком, во время учебного процесса, на территории образовательной организации, то есть под надзором образовательного учреждения, в обязанности которого входит создание безопасных условий обучения, воспитание обучающихся, а также присмотр и уход за обучающимися. О чем мы естественно заявили ходатайство на комиссии по делам несовершеннолетних.

Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования.

Работа воспитателя в рамках стандарта, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа — готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Также воспитатель не может давать какие-либо лекарства ребенку по просьбе родителей и не имеет права хранить лекарства в детском саду. Если у ребенка возникнет побочная реакция, то вина будет лежать на воспитателе. Давать лекарства детям вправе только медработник из аптечки, которая организована в детском саду.

Родители не могут просить пойти им навстречу и пустить в сад ребенка с симптомами болезни. На основании п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 воспитатель не имеет права допускать детей с подозрениями на заболевание и следующими симптомами: насморком, кашлем, температурой и пр. Если ребенок хорошо чувствовал себя утром, но в течение дня его состояние ухудшилось, то нужно в срочном порядке разместить его в медицинском блоке.

Вы выращиваете цветок (воспитываете своего ребенка). Вокруг него периодически появляются сорняки. Сорняки – это негативные мысли, слова, поступки ребенка. Эти сорняки периодически нужно пропалывать, убирать. То есть работать над ошибками и устранять недостатки, заменяя их достоинствами!

В трудные минуты ребенок, который доверяет родителям, может с ними посоветоваться. Родители могут оказать своевременную помощь, поддержку, дать нужный совет, направить на нужный путь. Если контакта не будет, то ребенок может пойти в неправильном направлении и допустить грубые ошибки.

  • регулярным посещением школы ребенком;
  • соблюдением им всех правил поведения, предусмотренных правоустанавливающими документами школы (уставом, правилами внутреннего распорядка и т. д.);
  • соблюдением правил безопасности по пути в школу и обратно;
  • уважением ребенком чести и достоинства работников школы.
Вам будет интересно ==>  Автомашина Является Ли Орудием Преступления При Краже

При этом родителям гарантируется полная конфиденциальность информации о ребенке и его физическом или психологическом развитии. Мамы и папы при желании напрямую участвуют в управлении делами класса или школы — входят в состав родительского комитета. Среди возможностей родителей — организация культурного досуга их отпрысков: экскурсии в музеи и поездки в другие города, посещение промышленных предприятий и походы в лес.

Работа педагога: не только обучать, но и воспитывать

Многие педагоги сетуют: школьник ведет себя плохо и получает неудовлетворительные оценки по вине родителей, которые не уделяют должного внимания воспитанию своего ребенка. Они уверены, что школа – это место, где ребенок получает знания по предметным областям, а не воспитывает личностные качества.

В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание. Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание — взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств.

Получение среднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но поскольку ценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителей обязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил свое обучение в высшем образовательном учреждении.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения и воспитание детей

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку юной смены говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании. Причем об этих ошибках рассказывают сами отцы и матери, осознавая их и, тем не менее, мирясь с ними. Вот некоторые их высказывания: «Даем детям очень много, но мало спрашиваем с них»; «Плохо приучаем к труду»; «Мало самостоятельности предоставляем детям»; «Недостаточно общаемся с детьми, не уделяем внимания проведению досуга»; «Проявляем несдержанность и грубость в отношениях с детьми». Преодолению ошибок нередко препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Повышение ответственности за воспитание детей непосредственно связано, в первую очередь, с повышением педагогической культуры населения. Знание родителями цели, задач, содержания воспитания, владение методами воспитательной работы, учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, достаточно полное предоставление о деятельности школы, где учится сын или дочь, знакомство с положительным опытом воспитания в других семьях — все это помогает им как в осознании своего гражданского долга воспитателей, так и в формировании личности собственного ребенка.

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным предсатвителям) несовершенолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья и пр.».

Очевидно, что процесс воспитания — нечто глобальное и касающееся всех. Родители не могут родить ребёнка и не воспитывать его, ждать пока он пойдет в первый класс, а там «авось как-нибудь чему-нибудь научат». Педагоги же не могут рассчитывать на то, что к ним пришёл не ребёнок, а полностью сформированная (семьёй) личность, и вся их миссия — всего лишь объяснить параграф из учебника.

Что касается решения проблемы духовно-нравственного развития и воспитания современных школьников, то мы считаем, что каждая из вышеперечисленных идей для построения воспитательных систем должна быть наполнена духовно-нравственным компонентом. Наш опыт доказал возможность и реальность данного утверждения.

Главная цель воспитания — человек. Проблема существования человека должна стать сегодня не только философской, социальной, экономической, но и чисто педагогической проблемой, потому что человек сегодня потерялся и в обществе, и в семье, и в школе. Правда, пандемия помогла вспомнить о человеке как о ценности. Это важно поддержать, в том числе и через систему образования. Но тогда принципиально должна измениться и концепция воспитания. Целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова. А, учитывая тот факт, что у школы и семьи не может быть разных целей воспитания, зададим себе вопрос: какого человека должны воспитать семья и школа?» Ответ: человека разумного, морального, культурного; человека, обладающего лучшими чертами и качествами характера своего народа (любовь к родной земле, доброта и широта натуры, высокая нравственность и культура, упорство в жизни, дух дерзания, желание действовать, трудолюбие, стойкость в испытаниях, самоотверженность, готовность пережить трудные времена, умение постоять за себя, достоинство, правдивость, справедливость). Человека, способного к нравственному и интеллектуальному саморазвитию, самореализации, физическому совершенствованию.

Помните, что ребёнка нельзя обманывать, даже если кажется, что обман «во благо», или обман маскирует ответ, который родитель считает несвоевременным, или неудобным. Даже на самый провокационный вопрос всегда можно придумать правильный ответ, который соответствовал бы восприятию ребёнка определённого возраста. Нужно лишь захотеть этот ответ сформулировать.

Самое распространённое определение воспитания: «Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями». Образование же, по наиболее конкретному определению, это «целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию». То есть, синонимами понятия «воспитание» и «образование» не являются. Хотя в понятие «воспитание» можно включить и образовательный процесс.

В данной статье определено направление дошкольного образования — которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум на школьника в воронеже 2021 году

— рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования.

Довести до сведения родителей п.6 ст. 44, в котором указано, что «За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных ФЗ и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Школа не должна перекладывать свои обязанности на плечи родителей и, в соответствии с законодательством об образовании, на тот краткосрочный период нахождения детей в стенах образовательной организации, обязана осуществлять должный надзор за своими воспитанниками, создавать им безопасные условия обучения и осуществлять их воспитание подобающим образом.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности.

Также воспитатель не может давать какие-либо лекарства ребенку по просьбе родителей и не имеет права хранить лекарства в детском саду. Если у ребенка возникнет побочная реакция, то вина будет лежать на воспитателе. Давать лекарства детям вправе только медработник из аптечки, которая организована в детском саду.

Родители могут попросить воспитателя передать ребенка вечером родственнику. В некоторых образовательных учреждениях перед началом учебного года с родителями согласуется перечень лиц, которым могут передавать ребенка. Сюда можно включить бабушек и дедушек. Но отдавать ребенка братьям и сестрам, которые не достигли 16 лет, воспитатели не вправе.

Кто в ответе за воспитание детей: семья или школа

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Справедливости ради нужно заметить, что не ко всем обучающимся относится вышеперечисленное. Но подавляющее большинство детей это дети недолюбленные, никому ненужные, предоставленные сами себе. И здесь в большой степени лежит вина на семье, поскольку родители, увлечённые зарабатыванием денег, забывают о своих детях и полностью поручают школе воспитание своих чад. При этом совершенно не берут во внимание, что современная школа учит, но воспитание в большей степени – это всё же дело семьи. 63 статья СК Российской Федерации гласит:

• Распространение опыта тех родителей, которые систематически читают детям. Опыт других родителей является для остальных наиболее значимым. Родители рассказывают об общении с ребенком до и после прочтения произведения, о повторном обращении к чтению, о выборе литературы и т.д. Встречи с родителями проводятся в присутствии детей. Обсуждение и принятие определенных решений по распространению опыта.

Когда все это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира — игра. Игра с образами — надели ребята маски, и Ларочка стала Белочкой, а Алешка — Мишкой. И Мишка обращается к Белочке, а не к Ларочке. Казалось бы, что тут важного? Но потом, чуть позже, когда они уже в школе начнут изучать буквы, будет проще понять, как закорючка на бумаге может обозначать звук. Готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а вот такими играми.

А в п. 3 ст. 66 этого же Закона сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования. Статья 28 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

Ответственность родителей за образование детей

Ребенок достиг школьного возраста, но родители не записали его в школу. В то время, как его сверстники получают образование, он сидит дома перед телевизором, не учится читать и писать. Предусмотрена ли законом ответственность родителей за образование своих детей?

В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ и статьей 44 ФЗ «Об образовании» родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнеaния детей до получения ими основного общего образования.

СК РФ, Статья 63

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

Вам будет интересно ==>  Акт Обследования При Сносе Жилого Дома

Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних — одна из приоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются на процветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073 — 1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.

Об ответственности родителей за воспитание детей

Ежедневно необходимо обязательно общаться с ребенком или подростком. Интересоваться, как у него дела, что нового, что его беспокоит или радует? По необходимости – эмоционально поддерживать. Если нужно – вместе проанализировать проблемную ситуацию и вместе найти пути ее решения.

Родителям необходимо обязательно конструктивно сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, поскольку они обладают всей полнотой информации по ребенку и, будучи профессиональными педагогами, могут дать квалифицированную консультацию или рекомендацию родителям.

В конвенции о правах ребёнка сказано, что за воспитание и развитие ребёнка основную ответственность несут его родители, их основной заботой должны быть его важнейшие интересы. Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то могут нести такие виды юридической ответственности:

Хорошие, любящие, но справедливые родители непременно постараются донести до своего чада, что ему, как и всем, нужно отвечать за свои действия и слова. Однако часто ответственность за воспитание перекладывается родителями на преподавателей, воспитателей или, хуже того, на самих детей, и аргументируется это нехваткой времени и занятостью на работе. А ведь ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь так ребёнок не превратится в алкоголика или наркомана.
Под понятием ответственности за воспитание подразумевается следующее:

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора.

Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.

Не менее значимым фактором в вопросе воспитания детей в школе выступает борьба за права ребенка. В этом плане возможности учителей существенно ограничиваются, и нередко они не имеют права критиковать неприемлемое поведение детей, рискуя получить выговор, поэтому все чаще стараются избегать воспитательных работ.

Справедливости ради нужно заметить, что не ко всем обучающимся относится вышеперечисленное. Но подавляющее большинство детей это дети недолюбленные, никому ненужные, предоставленные сами себе. И здесь в большой степени лежит вина на семье, поскольку родители, увлечённые зарабатыванием денег, забывают о своих детях и полностью поручают школе воспитание своих чад.

Можно сделать вывод о том, что прекращение правовой связи между ребенком и родителями в результате лишения родительских прав носит односторонний характер, поскольку ребенок сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителем и другими родственниками, а родители лишаются всего комплекса родительских прав, при этом обязанность содержать ребенка сохраняется.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

В конвенции о правах ребёнка сказано, что за воспитание и развитие ребёнка основную ответственность несут его родители, их основной заботой должны быть его важнейшие интересы. Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то могут нести такие виды юридической ответственности:

Хорошие, любящие, но справедливые родители непременно постараются донести до своего чада, что ему, как и всем, нужно отвечать за свои действия и слова. Однако часто ответственность за воспитание перекладывается родителями на преподавателей, воспитателей или, хуже того, на самих детей, и аргументируется это нехваткой времени и занятостью на работе. А ведь ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь так ребёнок не превратится в алкоголика или наркомана.
Под понятием ответственности за воспитание подразумевается следующее:

Ссылка на основную публикацию