Содержание
- О некоторых особенностях выявления и расследования хищений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса
- Воровство На Нефтебазах
- Хитрая ловушка внутри бензовоза
- Технология кражи топлива и как с этим бороться
- Сейчас как врежу! » или проблема хищения нефти в России
- О некоторых проблемах выявления и расследования хищений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности; Право
- СХЕМЫ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА
- Махинации с топливом на предприятиях
- Кража нефтепродуктов; административная или уголовная ответственность
- Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться
О некоторых особенностях выявления и расследования хищений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса
См.: «Дойная труба» или криминальные врезы в нефтепроводы // Профессионал. 1999. N 4. С. 46 — 48; Расследование преступлений, связанных с хищениями из нефтепродуктопроводов // Там же. 2000. N 3. С. 10 — 13; Курс нефтяного бойца // Профиль. 2001. N 4. С. 50 — 54 и др.
См.: Полстьянова Ю.Ф. Хищения нефти из магистральных трубопроводов // Законодательство и экономика. 2005. N 2. С. 12.
На территории Восточной Сибири находятся пункты добычи, переработки нефти, узлы инфраструктуры по ее транспортировке. Сам по себе топливно-энергетический комплекс предполагает сосредоточение крупных объемов денежных средств, материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования, контроль за которыми достаточно затруднителен. Топливно-энергетический комплекс включает в себя угледобывающую, нефтяную и газовую (газоэнергетическую) и электроэнергетическую отрасли и составляет единый базовый сектор экономики по добыче, переработке, реализации и транспортировке нефти, газа, угля, других энергоносителей, обеспечивающий жизнедеятельность всей страны, а также формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. В состав ТЭК входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов, объекты газовой и угольной промышленности, гидро- и теплоэлектростанции.
Воровство На Нефтебазах
Криминалистическая характеристика хищений нефтепродуктов, являясь взаимосвязанной и взаимообусловленной системой сведений о характерных, присущих данному виду преступлений и имеющих криминалистическое значение признаках, проявляющихся в особенностях предмета преступного посягательства, обстановке, способе совершения, механизме следообразования и данных о личности преступников, позволяет, создав целостную информационную модель преступления, эффективно и рационально осуществлять деятельность по его расследованию.
· Хищения из топливных баков транспортных средств совершаются обычно в вечернее или ночное время путем перелива нефтепродуктов в заранее приготовленные емкости, через шланг. Поскольку находящийся на стоянке транспорт не используется на момент совершения кражи, его топливные баки являются хранилищем нефтепродуктов. Таким же образом совершаются и хищения, предусмотренные нормами ст.160 УК РФ,
Тем не менее, чаще причиной краж бывает отнюдь не невнимательность персонала.
Грамотные сотрудники осматривают цистерны, ищут дополнительные полости, дотошно измеряют емкость, но это не всегда физически возможно.
К сожалению, часть сотрудников идет по другому пути.
Водители бензовозов вступают в преступные сговоры с операторами или приемщиками, по договоренности с последними не сливают часть топлива и вывозят обратно для перепродажи.
Выручка делится между заговорщиками.
По нашей статистике, на многих предприятиях минимум 5–10% топлива не сливается в резервуары потребителей.
Это самый распространенный метод краж.
В коммерческих АЗС ситуация лучше, так как от сохранности топлива напрямую зависит рентабельность объекта.
Однако методы махинаций в сравнении с нетопливными предприятиями аналогичны.
Более того, мошенники в рядах сотрудников АЗС продолжают темную работу с клиентами часто без ведома собственников, нанося репутационный ущерб компании.
Сегодня каждая пятая АЗС недоливает топливо, а 9% компаний торгуют некачественным товаром.
И возможно недолив на коммерческих АЗС в масштабах всей страны суммарно дает самый большой объем хищений.
Хитрая ловушка внутри бензовоза
Моя задача, как собственника нефтебазы принять дизельное топливо или бензин в полном объеме. Внутри бензовоза есть, так называемый «уголок», по которому водители сдают топливо кладовщику. На каждую емкость существует тарировка, а после залива бензовоза на заводе-изготовителе емкость пломбируется.
Но водители бензовозов, во все времена продавали бензин и солярку, которую умудрялись сливать. «Однако за время пути солярка могла испариться» — это такая шутка, в которой водится доля истины. Про одну из самых хитрых ловушек, которые я встречал за 20 лет работы, я сегодня напишу.
Технология кражи топлива и как с этим бороться
А некоторые придумали обналичивать топливные карты, заправляя чужие автомобили. Благо в компаниях не могли подсчитать, сколько реально требуется бензина на поездку, а потому выдавали его с запасом. А водители ухищрялись экономить, например, не снижали скорость в населенных пунктах. Бензина тратилось меньше, и можно было потом излишки забрать себе.
Сливать из цистерн
При перевозке топлива всегда воровали беспрепятственно. А после того, как сливать из бензобака стало затруднительно, размеры хищений из цистерн выросли в разы. Систем учета, как в двигателе, никаких не стояло. Они, конечно, существовали на рынке, но были слишком дорогие. А компании не хотели тратиться.
Сейчас как врежу! » или проблема хищения нефти в России
Исходя из таких данных, можно предположить, что не всегда существует заинтересованность в сохранении спокойствия компаний и урегулировании трудных моментов на законодательном уровне. Интерес криминальных структур к установлению контроля над добычей, транспортировкой и переработкой нефти связан с высокой рентабельностью этих видов деятельности, а также с переведением добываемых природных ресурсов в объекты частной собственности.
По его словам, охраной нефтепроводной системы в компании занимается более 14 000 человек. Некоторых из этих людей подвергают преследованию, нередки и случаи подкупа охранников. Людей на преступления против своего работодателя толкает банальная жажда наживы.
Повышение стоимости топлива в начале 90-х и появление частной собственности развязало борьбу между водителями бензовозов, доставляющих топливо, и клиентами. Первые всегда стараются слить меньше товара, чтобы увезти часть для перепродажи. Один из популярных методов мошенничества — автоцистерны с дополнительными баками. Сегодня большинство компаний до сих пор контролируют приход топлива с помощью метроштоков, визуальных осмотров, ведут записи в ведомостях. Зачастую процесс измерения происходит на глаз. Пользуясь процедурой, водители устанавливают секретные емкости внутри или под автоцистернами. При сливе на объектах часть топлива остается в скрытых емкостях. В итоге в резервуаре получающей стороны не сливается до 10% товара, но узнать об этом удается только спустя время.
К сожалению, сегодня предприятиям тяжело постоянно следить за непрофильными активами. Промышленные, лесозаготовительные, сельскохозяйственные, логистические компании сосредоточены на основном бизнесе. В итоге на организацию грамотного процесса оборота и контроля за топливом у руководителей и менеджеров не всегда хватает времени.
О некоторых проблемах выявления и расследования хищений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности; Право
Топливно-энергетический комплекс включает в себя угледобывающую, нефтяную и газовую (газо-энергетическую) и электроэнергетическую отрасли и составляет единый базовый сектор экономики по добыче, переработке, реализации и транспортировке нефти, газа, угля, других энергоносителей, обеспечивающих жизнедеятельность всей страны, а также формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. В состав ТЭК входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов, объекты газовой и угольной промышленности, гидро- и теплоэлектростанции.
Нередко для осуществления контрабандных операций преступные группы используют возможности вывоза товаров на временное хранение и переработку сырья за рубежом. В результате крупные партии нефти и другие энергоресурсы вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на заводы и предприятия Украины и Беларуси, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия противоправных сделок в таможенные органы предоставляются подложные документы о якобы ввезенных в Россию нефтепродуктах (иных энергоресурсов).
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).
СХЕМЫ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА
1 — Покупка «левых» чеков. Распространена, когда водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топлива. Водитель приобретает в определенных местах (например, у знакомых сотрудников АЗС) фиктивные или, так называемые, «левые» чеки. После чего, по этим чекам водитель отчитывается перед бухгалтерией АТП за якобы произведенную заправку.
Например, водитель заливает в бак ТС только 100 л топлива, а чек получает на 300 л. При этом с топливной карты списываются деньги полностью за 300 л. За остальные якобы заправленные 200 л водитель получает от оператора АЗС наличные деньги по «тарифу» до 50 % от розничной отпускной цены топлива.
Махинации с топливом на предприятиях
Причем в таких манипуляциях зачастую учавствуют не только водители, но и административный состав и руководители невысокого звена. Руководители высокого ранга — часто попульстительствуют, не придавая значения воровству топлива, либо закрывая на это глаза, ошибочно полагая, что это незначительные объемы.
Заправка некачественным топливом является так же большой проблемой. В стремлении сэкономить, а сэкономленное положить в карман, водители часто заправляются некачественным, дешевым топливом на сомнительных заправках. Как итог — повышенный расход топлива, выход из строя различных агрегатов автомобиля вплоть до полной остановки ТС. В следствии простои, потеря прибыли, дорогостоящие ремонты.
В Федеральном государственном унитарном предприятии «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» утверждают, что воруют все, на что есть повышенный спрос. В 80-е больше воровали винно-водочные изделия, одежду, обувь, теле- и радиоаппаратуру, запасные части для автомобилей. Сегодня – отдельный ассортимент продовольственных товаров, цветные металлы, табачные изделия, прокат черных металлов и нефтепродукты.
На очевидный вопрос, а что же делать, однозначного ответа не существует. Большинство сходится на том, что человеческий фактор был, есть и будет определяющим. «Татнефть» в свое время пыталась с этим бороться следующим образом: если сотрудников ловили на «горячем», увольняли не только их, НТО и всех членов семьи. Насколько этот способ оправдал себя, так и неизвестно. Ничего не сказали по этому поводу и представители «Башнефти» и «Роснефти».
Кража нефтепродуктов; административная или уголовная ответственность
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
1. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 уголовного Кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, – (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 13-ФЗ)
Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться
Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.
Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. RB.ru выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.
После слива топлива на нефтебазе ООО «ТК Матэкс» водитель получал денежные средства за слитые нефтепродукты в помещении нефтебазы у диспетчеров, которые дежурят на нефтебазе круглосуточно. В помещении нефтебазы ООО «ТК Матэкс», где водителям выдаются денежные средства за слив нефтепродуктов велся журнал, в котором диспетчер делал записи: номер машины, сколько слито топлива, марка топлива, количество денежных средств, выданных водителю за слитое топливо. Любой вид слитого топлива оценивается по 15 рублей за литр (дизельное, 92, 95 бензин). Так же на каждую машину заведена отдельная тетрадь. Если водитель хочет получить денежные средства сразу после слива топлива, то ему выплачиваются деньги из расчета 15 рублей за 1 литр слитого топлива. Если водитель предпочитает получать денежные средства на банковскую карту, то 2 раза в неделю ему перечисляются денежные средства из расчета 17 рублей за 1 литр слитого топлива. В указанных тетрадях ведется учет тех бензовозов, водители которых получают денежные средства на банковскую карту. После слива нефтепродуктов водители бензовозов следовали на АЗС, где полностью сливали все топливо. В случае если на АЗС составляется акт недовоза топлива, водители отказывались его подписывать, мотивируя это тем, что пломбы не нарушены. Все водители (около 50 машин) круглосуточно осуществляют перевозку нефтепродуктов с нефтебаз таких предприятий как «Лукойл», «Газпромнефть СевероЗапад», «Статойл» на АЗС данных компаний. В случае если водитель, по какой либо причине с нефтебазы нефтяной компании не заехал для слива топлива на нефтебазу ООО «ТК Матэкс», то он тут же увольняется.
В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ГУ МВД России по СЗФО было установлено, что под руководством данного гражданина создана устойчивая организованная преступная группа, осуществляющая хищение нефтепродуктов у крупнейших компаний («Лукойл Северо-Запад», «Газпромнефть-Северо-Запад», «Статойл»), реализующих нефтепродукты через сеть своих автозаправочных станций. Оперативники раскрыли механизм хищения нефтепродуктов, который выглядит следующим образом: ООО «Транспортная Компания Матэкс» осуществляет транспортные перевозки нефтепродуктов по заявкам указанных выше нефтетрейдеров с нефтебаз на АЗС. ООО «ТК Матэкс» в настоящее время используется около 50 автомашин оборудованных емкостями для перевозки нефтепродуктов, которые зарегистрированы на генерального директора. Руководство ООО «Матэкс» водителям, которые осуществляют перевозку нефтепродуктов, заработную плату не выплачивают и официально на работу в «Матэкс» не оформляют. Было установлено, что водители в данную фирму подбираются через знакомых по рекомендациям. При приеме на работу водителям предлагают следующий механизм оплаты их труда: водитель с утра получает заявку на перевозку нефтепродуктов с нефтебазы на АЗС, далее он прибывает на нефтебазу и грузится. После этого водитель по дороге на АЗС заезжает на арендованные ООО «ТК Матэкс» нефтебазы, расположенные на Московском шоссе, где сливали со своей машины топливо. Выяснилось, что все машины ООО «ТК Матэкс» технически переоборудованы для хищения топлива. Люки секций цистерны также заранее были переоборудованы таким образом, что бы их можно было открывать без повреждения пломб нефтяных компаний. В среднем ежедневно сливалось с каждой машины около 300 литров.