Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Судах Общей Юрисдикции

Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение

Л. А. Ломакина точно подметила, что «именно при разрешении спора выявляется полнота регулирующей нормы права, ее соответствие экономическим отношениям и соотношение с другими правовыми нормами, которые регулируют сходные правоотношения. Норма права должна быть четкой и доступной как для понимания, так и для ее применения, а пробелы законодательства должны быть устранены».

3. Проблемой, с разрешением которой связана значительная часть исков по пенсионным делам, является несовпадение наименования в трудовой книжке деятельности, которую выполнял (выполняет) будущий пенсионер, с той профессией, должностью, местом работы, указанными в специальных перечнях, предназначенных для назначения досрочных трудовых пенсий по старости. В этот круг судебных дел входят и случаи, когда имело место переименование организаций, в котором находилось место работы гражданина.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Споры в сфере социального обеспечения, рассматриваемые судами общей юрисдикции, представляют собой достаточно широкий спектр разногласий по порядку назначения, получения и предоставления отдельных видов социального обеспечения, а также установления и подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Исключение составляют споры по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, когда обязанной стороной (ответчиком) является работодатель, на которого трудовым законодательством возложена обязанность по выплате данных пособий лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности — Право

В ст. 65 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по надзору и контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», которая так и называется «Споры по пенсионным вопро-

Впервые о возможности обращения в суд в связи со спором, связанным с пенсионными правоотношениями, было сказано в первом постсоветском Законе о государственных пенсиях. Статья 129 Закона РФ от 20.11.1990 г № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсии, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения. Если гражданин (организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. При этом, как видно из текста статьи, гражданину предписывалось сначала обжаловать не устраивающее его решение в вышестоящий государственный орган, а затем уже обращаться в суд. В настоящее время обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал гражданин или нет какой-либо иной способ защиты своего права на социальное обеспечение.

Вам будет интересно ==>  Проезд в экспресс электричке для пенсионеров подмосковья

В Определении от 1 декабря 2005 г. № 428-О Суд, опираясь на свои правовые позиции, изложенные в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П и в Определении от
27 июня 2005 г. № 231-О, указал, что поскольку в обращении Е. В. Шеховцова оспариваются законоположения, являющиеся по сути такими же, как положения, ранее признанные противоречащими Конституции РФ, оспариваемые положения также являются не соответствующими Конституции РФ и как таковые не могут иметь юридической силы. Суд определил, что положение ч. 1 ст. 30 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих в той мере, в какой им исключается право на пенсию по случаю потери кормильца мужьям погибших военнослужащих-женщин, занятым уходом за не достигшими восьмилетнего возраста детьми умерших, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, когда обязанной стороной (ответчиком) является работодатель, на которого трудовым законодательством возложена обязанность по выплате данных пособий лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.

Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение

Ю. А. Корестелева более десяти лет назад, исследуя споры по вопросам пенсионного обеспечения, разделила их на две основные группы: а) о полномочиях Правительства РФ при принятии постановлений и распоряжений в области пенсионного обеспечения, б) о наличии специального трудового стажа для досрочного установления пенсии, в частичности, педагогам, медицинским работникам, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Закон о страховых пенсиях, вступивший в силу с 2015 г., содержит еще большее, чем Закон о трудовых пенсиях, количество отсылочных правовых норм. Таковых норм в Законе о страховых пенсиях — 20, в развитие 16 таких положений уже приняты подзаконные акты, 4 положения ждут своей расшифровки. В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» имеется 6 отсылочных правовых норм, действие которых в настоящее время обеспечено подзаконными нормативными актами.

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию социальных рисков. Защита прав и интересов граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.
Предметом настоящего исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты нарушенных прав граждан в области социального обеспечения.
Цель работы — комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке.
Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
— раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты нарушенных социальных прав граждан;
— раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
— проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;
— сделать выводы по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности защиты права граждан на социальное обеспечение.

Вам будет интересно ==>  Судебные Приставы Как Узнать За Что Задолженность

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Защита права на социальное обеспечение является одним из вариантов реализации права в специфичной форме. Защита происходит благодаря правомерной деятельности государственных компетентных органов, управомоченных лиц, направленной на восстановление права и устранение препятствий для его осуществления.

Формы правовой защиты социального обеспечения представляют собой порядок реализации уполномоченным лицом деятельности, совокупность внутренне согласованных организационных действий по защите охраняемых законом интересов и прав, осуществляемых в рамках одного правового режима.

Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Судах Общей Юрисдикции

о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью директоров и заведующих, с учетом и тех периодов работы, когда уже действовали новые списки профес­сий и должностей, не предусматривавшие работу по указанным долж­ностям как педагогическую;

При подаче апелляционной жалобы и (или)кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постанов­ления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении про­изводства по делу, об оставлении ис­кового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов

Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, на Роструд возложен контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе пособий по безработице как вида социального обеспечения. Следовательно, Роструд по обозначенным вопросам и рассматривает обращения граждан.

Согласно Конституции РФ право на судебную защиту является субъективным, принадлежащим физическим лицам. Однако оно распространяется также и на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц . Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, имеют одинаковые возможности для отстаивания своих прав и свобод в суде (ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т. е. оно принадлежит не только российским гражданам и организациям, но также иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства. Конституционное право на судебную защиту как субъективное право входит в состав соответствующего конституционного правоотношения. К его юридическому содержанию наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица относится обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права.

Учебно-практическое пособие Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Среди социальных механизмов, обеспечивающих реализацию прав человека, важнейшее значение имеют гражданское общество и правовое социальное государ ство . При этом А.Д. Гусев справедливо обращает внимание на то, что «для успешного функционирования этих механизмов требуется, во-первых, официальное признание государством реального существования прав человека. Во-вторых, их юридическое закрепление в Конституции и законодательстве страны, отвечающих международным нормам в области прав человека. Реальность и эффективность защиты прав человека без существования действенных правовых механизмов существенно снижаются. Правовое оформление является наибольшей гарантией защиты прав человека. Если не сказать большего: без норм права защита прав человека нереальна. Но из этого вовсе не следует делать вывод, будто вне юридической формы, т.е. вне законов, норм права, права человека не существуют. Конституция РФ в ч. 1 ст. 55 закрепила принцип, согласно которому признается правомерным всякое поведение, не запрещенное законом. В-третьих, неукоснительное следование исполнительными органами власти этим общепризнанным нормам. В-четвертых, обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина» [37].

Вам будет интересно ==>  Акт Вандализма Вазона

Уссурийский городской прокурор обратился в Уссурийский районный суд в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов Уссурийского городского округа к администрации Уссурийского городского округа, МУП «Х» Уссурийского городского округа о возложении обязанности по обустройству пандуса на крыльце аптеки.

Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Судах Общей Юрисдикции

Определяя российскую конституционную модель социального государства, нельзя не заметить, что закрепление в ней социальных прав человека осуществлено на уровне не меньшем, чем это предусмотрено международными стандартами и основными законами иных социальных государств . Детализация конституционных норм, устанавливающих социальные права человека и гражданина, производится с помощью развития социального законодательства. При этом динамика государственно-правового развития приводит ко все большему накоплению нормативных правовых актов в разных секторах социальной сферы.

Обобщая судебную практику, в том числе по вопросам, касающимся защиты социальных прав человека и гражданина, Президиум Верховного Суда РФ всегда обращает внимание на то, насколько правильно суды, решая те или иные споры по защите социальных прав граждан, руководствуются положениями Конституции РФ, следуют заложенным в ней принципам социального государства. Такая практика способствует усилению внимания судов к прямому обращению к нормам Основного закона, наряду с нормами иных нормативных правовых актов, не допуская снижения установленных Конституцией РФ основных социальных прав человека и гражданина.
Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.

Статистика судебных дел о нарушениях в социальном обеспечении в судах Белгородской области

Проблемы при реализации гражданами права на социальное обеспечение, приводят к многочисленным конфликтам между гражданами и право применяющими органами, о чем свидетельствует судебная практика по рассмотрению споров, связанных с социальными обеспечениями. Такие споры относятся к категории дел, разрешаемых в исковом, административном порядке или уголовном производстве.

Но серьезным упущением является тот факт, что законодательство практически не содержит единых норм, регламентирующих юридическую ответственность за совершенные правонарушения социальных прав, что в результате создает почву для правонарушений и безнаказанности. В праве социального обеспечения появилось больше специфических санкций правоограничительной направленности, которые допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения.

Кроме того, возникают споры и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть: задержки в выплате пенсии, выплаты пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и другие. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и другие.

Конституционный Суд исходил и исходит из понимания того, что осуществление любых преобразований должно сопровождаться укреплением механизмов защиты прав и свобод человека, в особенности тех прав и свобод, потенциальную угрозу которым могут нести проводимые или предполагаемые к проведению реформы.

Ссылка на основную публикацию