Административная Ответственность Муниципального Служащего

Федеральный закон от 2 марта 2007 г

3. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

6. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 5.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иной подход к данному вопросу, как уже было указано выше, противоречит конституционному принципу свободы труда, а также запрету на принудительный труд (ч. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ). Как справедливо подчеркивает Д. О. Бирюков, «никакие обстоятельства не могут служить основанием для отказа работнику в праве на увольнение по собственному желанию»24.

Представляется, что при системной реализации указанных предложений институт дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих будет избавлен от многих присущих ему недостатков при сохранении своих преимуществ по сравнению с ответственностью административной.

Ответственность муниципальных служащих

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Вам будет интересно ==>  Неуплата Госпошлины При Подаче Искового Заявления

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.

Административная ответственность –особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом ад-министративного правонарушения. Административным правонаруше-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физи-ческого или юридического лица, за которое Кодексом об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена адми-нистративная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Российское законо-дательство предусматривает административную ответственность муници-пальных служащих за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей в тех случаях, когда они являются должностными лицами.

Формы ответственности государственных и муниципальных служащих

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная — за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая — применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.

Вам будет интересно ==>  Апелляция Через Сколько Дней Подается

Ответственность муниципального служащего: права и обязанности, функции и задачи

Для начала следует выделить основные особенности сферы местного самоуправления. Муниципальная представляет собой один из видов публичной службы. Это целая система, включающая в себя органы местной публичной власти, то есть, муниципальные образования. Муниципальный служащий замещает должность в системе местного самоуправления, которая, к слову, не является выборной.

Работники рассматриваемой системы реализуют свою профессиональную деятельность в соответствующих инстанциях и получают за это финансовое вознаграждение. Зарплата сотрудникам формируется за счет средств местного бюджета, то есть бюджета муниципального образования. Сама работа находится в его подчинении. Ответственность муниципального служащего, в связи с этим, можно считать повышенной.

Муниципальные служащие относятся к специальным субъек­там административной ответственности, так как они занимают определенное служебное положение. Соответственно, они при­влекаются к ответственности как служащие, которые соверши­ли административные правонарушения в рамках исполнения должностных обязанностей по муниципальной должности му­ниципальной службы. Наиболее ярким примером правонаруше­ний в сфере муниципальной службы является нарушение изби­рательных прав граждан, права на участие в референдуме, если в проведении выборов, референдума задействована муниципаль­ная служба.

За совершение противоправных действий, не связанных со службой, муниципальные служащие привлекаются к ответствен­ности на общих основаниях. Это, в том числе, означает, что муниципальный служащий, совершивший административное правонарушение или преступление не при исполнении должно­стных обязанностей, вследствие чего такие его деяния не связа­ны с муниципальной службой, привлекается к административ­ной и уголовной ответственности на общих основаниях — как и прочие граждане.

Административная Ответственность Муниципального Служащего

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

Вам будет интересно ==>  Поддержка государства семьи 3 детьми в краснодарском крае

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских и муниципальных служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов. Гражданско-правовая ответственность наступает, например:

  • за акт государственного органа не соответствующий закону или иному правовому акту (ст. 1069 ГК РФ)
  • за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших известными гражданскому или муниципальному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 15, 139, 393 ГК РФ) и др.

Не будет преувеличением, если сказать, что недостаточная степень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования поощрительных мер. Ведь поощрение до сих пор рассматривается как дополнительный способ правового воздействия .
———————————
См.: Малько А.В. Льготная и поощрительная политика. СПб., 2004. С. 162.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность муниципальных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет, что административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей . Таким образом, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. Общеобязательными административными правилами или правилами поведения являются, например, правила дорожного движения, противопожарные правила, санитарные правила, правила по технике безопасности. Общеобязательные для соблюдения и исполнения правила устанавливаются федеральными законами, законами об административной ответственности должностных лиц, принятыми в субъектах Федерации, другими нормативными актами .
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2003. С. 30.
См.: Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 84.

Ссылка на основную публикацию