Содержание
- Курс уголовного процесса
- Конспект лекций по уголовно-процессуальному правуЮ
- Понятие уголовно-административного процесса
- Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, административное право, международное право, гражданское право)
- Уголовно процессуальное право
- Административно-процессуальное право
Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и при помощи защитника, представителей. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).
От воли граждан — участников процесса зависит, воспользоваться или не воспользоваться предоставленным правом (например, подозреваемый, обвиняемый имеют право заявить ходатайство, отводы, приносить жалобы и др. (ст. 46, 47 УПК)). В этих нормах обычно указываются и гарантии этих прав.
ществования двух правовых регламентаций противодействия нарушениям: когда меры административного наказания выступают в качестве «младшего брата» в системе государственной превенции по сравнению с мерами уголовной ответственности. Как пример можно привести ситуацию, при которой лицо нарушает общественный порядок, демонстрирует своим поведением явное неуважение к обществу, выражается нецензурной бранью, ломает чужое имущество. К такому субъекту может быть применено административное наказание, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Если же совершаются вышеперечисленные действия, но с применением оружия (или предметов, используемых в качестве оружия) либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то применяется уголовное наказание, предусмотренное ст. 213 УК РФ «Хулиганство». Также в качестве примера разграничения административных и уголовных деликтов можно привести организацию перевозок пассажиров на заведомо неисправном маршрутном транспорте. Подобные действия будут квалифицироваться по ст. 14.4 КоАП РФ. Однако же, если в результате этих действий причинен вред здоровью либо погибли люди, то квалифицировать их следует по ст. 238 УК РФ. Как в первом, так и во втором примере критерием разграничения правовых деликтов являются степень общественной опасности и наступление вредных последствий. Во втором случае общественная опасность действий правонарушителя значительно серьезней, поэтому система превенции применяет более суровые меры государственного принуждения, а именно привлечение к уголовной ответственности. Нет сомнения, что для общества гораздо большую угрозу представляет лицо, которое не просто сквернословит, оскорбительно пристает к прохожим, а совершает эти действия в отношении конкретной группы населения, используя при этом оружие [5, с. 187]. Также и в случае организации перевозки людей на заведомо неисправном транспортном средстве при наступлении тяжких последствий в виде ДТП, при котором погибли или ранены люди, обществу причиняется значительно больший ущерб.
Если в вопросах разграничения смежных составов имеется определенная ясность, то проблема тактических особенностей процессуального перехода административного производства в уголовное (или наоборот) в праве по-прежнему не урегулирована. Основы процесса, как административного, так и
иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уголовно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и некоторые другие).
производные (от основных) отношения, возникающие в связи с реализацией своих субъективных прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства, а также в некоторых случаях отношения по предупреждению причин и условий совершения преступления и возмещению ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.
Здесь указывалось, что задачами уголовного судопроизводства«являютсябыстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден». Достоинство данной формулировки заключается прежде всего в том, что она четко показывает направленность уголовного процесса на разрешение по существу вопросов уголовного права, т.е. на «правильное применение закона» о преступлениях и о наказаниях.
Их пересечение может происходить только на уровне так называемого института административной преюдиции, когда обязательным условием уголовного преследования лица является его предварительное привлечение за то же деяние к административной ответственности.
Соотноситсяи с административным правом, особенно в области разграничения различных административных проступков от соответствующих преступлений небольшой тяжести, в основе отличия которых друг от друга лежит степень общественной опасности правонарушения.
Уголовное право — это самостоятельная отрасль единой правовой системы, представляющая собой совокупность норм высшего органа гос. власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, общие начала назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Курс уголовного процесса
В XX столетии классические уголовное право и процесс столкнулись с новыми вызовами — колоссальной технологизацией общественной жизни (дорожное движение, транспорт, промышленность, строительство и т.д.), в результате которой число наказуемых штрафом мелких «уголовных правонарушений» (превышение скорости, неправильная парковка автотранспорта и т.д., и т.п.) стало расти как «снежный ком». Классическая уголовная юстиция, построенная на традиционных судебных процедурах, справиться с ними уже не могла.
В соответствии с господствующим в современном российском праве представлением уголовный процесс и производство по делам об административных правонарушениях, регулируемое КоАП РФ, составляют совершенно автономные правовые явления. Считается, что производство по делам об административных правонарушениях, которое иногда даже называют административным процессом и неправильно смешивают с административной юстицией (оспариванием частными лицами неправомерных действий государственной администрации — должностных лиц), не имеет никакого отношения к уголовному процессу, поскольку является процессуальной формой реализации не уголовного права, а административно-деликтного права (в рамках концепции административной ответственности, противопоставляемой уголовной ответственности). Их пересечение может происходить только на уровне так называемого института административной преюдиции , когда обязательным условием уголовного преследования лица является его предварительное привлечение за то же деяние к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ. В свое время административная преюдиция получила широкое распространение в советском праве, затем в постсоветский период от нее отказались, но не так давно этот институт был реанимирован в современной России. Так, например, после принятия законов от 29 июля 2009 г. 1 Федеральный закон от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации». и от 21 июля 2011 г. 2 Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции». уголовное преследование за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151 УК РФ) либо за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в форме неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 178 УК РФ) допускается только в отношении лиц, ранее привлекавшихся за совершение указанных деяний к административной ответственности. Институт административной преюдиции существует и в некоторых других постсоветских странах, хотя отношение к нему специалистов остается неоднозначным.
Конспект лекций по уголовно-процессуальному правуЮ
Диспозитивным называется метод равноправия сторон, основанный на дозволениях. Этот метод используется значительно реже, чем императивный. Диспозитивный метод лежит в основе положений УПК РФ, наделяющих субъектов процесса какими-либо правами. Например, УПК РФ закрепляет право потерпевшего заявлять ходатайства или отводы.
Каждый участник уголовного процесса занимает определенное процессуальное положение. Однако стоит отметить, что в положении отдельных участников прослеживаются общие черты, и это позволяет классифицировать участников уголовного процесса по группам. В зависимости от роли в уголовном процессе участников можно классифицировать по 4-м группам:
Понятие уголовно-административного процесса
- разрешение дела — принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом в уголовном деле;
- обвинение — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
- защита — уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.
Это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса, отделённые друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером правоотношений.
Судебное разбирательство – этап уголовного судопроизводства, в ходе которого судом разрешается спор о виновности лица в совершении преступления между сторонами-участницами. Особое место судебного разбирательства в системе стадий уголовного процесса определяется тем, что в данной стадии процесса разрешаются вопросы – о виновности или невиновности подсудимого в инкриминируемом ему деянии и о назначении виновному установленной законом меры наказания, т. е. осуществляется правосудие. Кроме того, одна из характерных особенностей, определяющих порядок производства по уголовному делу в стадии судебного разбирательства, состоит в том, что в данной стадии уголовного судопроизводства наиболее последовательно и полно находят свое применение все принципы уголовного процесса. К числу иных задач, решаемых в процессе судебного разбирательства, следует также отнести: обеспечение прав и конституционных свобод подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников уголовного процесса, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе судебного разбирательства; выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению; обеспечение эффективного профилактического воздействия, имеющего целью предотвращение преступлений и воспитание граждан в духе уважения к закону.
Ходатайство – официальная просьба, адресованная следователю (дознавателю), прокурору либо в суд о проведении процессуальных действий, отмене или изменении процессуальных решений. В соответствии со ст. 119 УПК субъектами, имеющими право заявить ходатайство, являются: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно. (Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.) Ходатайство заявляется дознавателю, следователю либо в суд. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия или судебного заседания. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. По результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения: об удовлетворении ходатайства; о полном или частичном отказе в его удовлетворении.
Уголовно-правовые нормы, конструируя составы преступлений, широко используют целый ряд гражданско-правовыхпонятий и категорий, например, таких, как «собственность», «имущество», «право на имущество», «действия имущественного характера», «материальный ущерб», «ценные бумаги», «сделки», «предпринимательство», «банкротство» и многих других. Уголовное право, решая свои задачи, исходит из гражданско-правовой регламентации этих и других категорий.
Уголовно-исполнительное право регулирует отношения, возникающие при исполнении (отбывании) всех видов наказания, не только предусмотренных уголовным законодательством, но и назначенных судом к лицам, которые признаны виновными в совершении преступлений, на основании положений и требований материальных уголовно-правовых норм.
Нередко в практике применения уголовно-процессуальных норм возникает необходимость в их толковании. Актами толкования норм уголовно-процессуального права являются постановления и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приказы Генерального прокурора РФ, приказы и инструкции министерств (МВД РФ, ФСБ РФ и т. д.). Эти акты на основе изучения судебной практики разъясняют судам, работникам прокуратуры, органам следствия и дознания действующее законодательство, отдельные нормы уголовно-процессуального закона, содержат указания по организации работы органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, дают практические рекомендации по оптимальному применению норм уголовно-процессуального закона. Разъяснения, содержащиеся в этих актах, побуждают законодателя устранять пробелы права, обобщают положительный опыт в этой сфере.
Санкция — это правовое последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний уголовно-процессуальной нормы. Санкция не является обязательным элементом уголовно-процессуальной нормы, она встречается только в тех из них, которые содержат властные предписания. В зависимости от характера допущенных нарушений УПК РФ предусматривает возможность применения различных санкций:
Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, административное право, международное право, гражданское право)
Уголовно-исполнительное право регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных. Уголовно-исполнительные отношения отличаются от уголовно-правовых (в частности, по основанию и моменту их возникновения, по субъектам).
Принцип законности пронизывает все нормы и институты Уголовного кодекса России. Так, в статье 8 УК РФ основанием уголовной ответственности названо совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Кодексом. Конкретные виды преступлений описаны в нормах Особенной части Уголовного кодекса; каждая из них содержит признаки, которые необходимы и достаточны для наличия его состава. Статья 14 УК РФ формулирует понятие преступления как виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Кодексом под угрозой наказания.
Уголовный процесс ( как, впрочем, и гражданский ) самым тесным образом переплетаются с судоустройством, то есть отраслью законодательства, устанавливающей организацию судебной системы, структуру и компетенцию судов. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Если судоустройство регулирует организационную, структурную сторону судебной системы, то судопроизводство – процедурную, или функциональную. Поэтому судоустройство и судопроизводство имеют много общего.
Уголовный процесс граничит с административно-процессуальным законодательством в той его части, в которой оно регулирует производство по делам об административных правонарушениях. Формы этого административного производства во многом напоминают уголовно-процессуальные, отличаясь от них упрощенностью и ускоренностью. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, также как и уголовный процесс, производится на сходных принципах. Причина близости некоторых форм уголовного и административного процесса в том, что в обоих случаях речь идет о производстве по делам о публичных правонарушениях. Административные правонарушения отличаются от уголовных преступлений, с которыми они иногда имеют общий объект посягательства, лишь малозначительностью.
Уголовно процессуальное право
Как известно, престиж целой страны заключается в наличии и неизменном соблюдении норм уголовно-процессуального законодательства. Истинное назначение и концептуальные принципы этой области права, реализация на разных этапах уголовного судопроизводства являются определяющими для государства. Систематически обращаясь к данной области права в качестве подтверждения вышесказанному, необходимо отметить, что оно является автономной отраслью единой системы правовых норм РФ, посредством реализации которых обеспечивается неизменная устойчивость правовых отношений в обществе.
Несомненно, уголовно процессуальное право обнаруживает глубочайшую взаимосвязь с уголовным процессом, поскольку благодаря существующим нормам такого права становится возможной эффективная каждодневная борьба с преступностью при одновременном получении гражданами законных гарантий и свобод. Оно призвано регулировать всевозможные отношения в обществе, которые возникают в процессе рассмотрения и расследования уголовных дел, связанных с совершением преступлений, что является основной функцией права, которое устанавливает нормы деятельности органов судопроизводства.
Административно-процессуальное право
Административно-процессуальное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел в сфере государственного управления (см. Административный… … Большая советская энциклопедия
Административно-процессуальное право — это отрасль российского права регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти, а также иными компетентными субъектами … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий