Актуальность Темы Предоставления И Изъятия Земель

Проблемы законодательного регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности; Право

Верховным судом Российской Федерации был признан недействительным ненормативный правовой акт органа местного самоуправления города Уфы об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в рамках реализации программы развития застроенной территории. По мнению лица, обжалующего постановление об изъятии, муниципальный орган вышел за пределы своих полномочий, установленных законом, на самом деле земельный участок изымался не для удовлетворения публичных интересов, а в интересах частного юридического лица ООО «Нефтяная финансово-строительная компания», — с которым муниципальным органом был заключен соответствующий договор о развитии территории. Рассмотрев данный спор, суд вынес определение, в котором указал следующее:

В силу существующих на сегодняшний день законодательных положений устанавливающих порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд представляется, что права собственников в таких ситуациях в достаточной степени защищены законодателем. Во-первых, для такого вида изъятия необходимо основание, а именно государственные или муниципальные нужды. Так, согласно позиции Верховного Суда РФ, под государственными или муниципальными нуждами подразумеваются потребности публично-правовых образований, удовлетворение которых нацелено на реализацию интересов общества (общественно-полезных целей), но достижение которых невозможно без изъятия имущества, принадлежащего частным субъектам. Таким образом, принудительное изъятие не может осуществляться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными лицами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Данное положение имеет основополагающее значение, так как одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Предоставление земель; изъятие земельтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Практическая значимость работы заключается в том, что научные идеи, выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы: 1) как исходный материал для дальнейшего развития научных исследований проблем правового регулирования предоставления и изъятия земель; 2) в правотворческой и правоприменительной деятельности; 3) в учебном процессе по курсу земельного права; 4) в судебной практике по вопросам разрешения земельных споров.

Актуальность темы исследования. Проблемы правового регулирования предоставления земель, изъятия земель были и остаются значимыми, поскольку касаются не только правового режима земли как природного объекта и природного ресурса, но и основ правового статуса личности и, одновременно, прав и законных интересов юридических лиц — субъектов хозяйственной деятельности, а также общества и государства.

Борисенко Анастасия Эдуардовна

Исходя из указанных проблем можно сделать вывод, что на данном этапе развития и изученности вопроса принудительного отчуждения земельных участков оно несовершенно и требует реформирования законодательной базы, во время которого будут учтены основные принципы, которые помогут сделать процедуру отчуждения более эффективной. К таким принципам можно отнести следующие:

После выбора месторасположения участка необходимо обнародовать сообщения с целью информирования землевладельцев и землепользователей, о намерении правительства принудительно изъять их участки. Сообщение очерчивает цель принудительного отчуждения, процедуру, важные даты, процессуальные права заинтересованных лиц.

Повышение оригинальности

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………. 3
Глава 1. Понятие и признаки земельного участка………………………………5
Глава 2. Общие положения об изъятии земельного участка…………………. 7
2.1 Основания для изъятия земельного участка………………………….7
2.1.1 Основания и порядок принудительного изъятия

    земельного участка……………………………………………………….. 16
    2.1.2 Изъятие неиспользуемых земельных участков…………………. 20
    2.2 Органы, уполномоченные осуществлять изъятие земельного участка…………………………………………………………… ………..25

2.3 Гарантии при изъятии земельных участков…………………………28
Глава 3. Процедура изъятия земельного участка……………………………. 34
3.1 Порядок изъятия земельного участка………………………………..34

    3.2 Определение рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества………………………..38

3.3 Возмещение убытков при изъятии земельного участка……………44
3.4 Способы защиты при изъятии земельного участка………………. 50
Заключение…………………………………………………… ………………….54
Список использованных источников…………………………………………..56

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Земля является одним из наиболее распространенных и одновременно одним из наиболее ценных элементов окружающей среды. На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба чуть ли не за каждый метр земли.
Повышенный интерес к земле объясняется тем, что без нее невозможно осуществлять любую человеческую деятельность в полном объеме. Земля является важнейшим природным ресурсом, источником существования.
С развитием цивилизации земля приобрела и экономическую ценность. Чем больше были земельные владения, тем больше власти становилось у их хозяина. Постепенно от завоевания земельных площадей человек перешел к мирным способам их получения.
Право собственности на землю, таким образом, считается одним из древнейших и главных прав человека. Для полной реализации этого права должна существовать возможность не только пользоваться земельным участком, но и передавать его своим детям либо другим лицам с целью получения взамен иного необходимого имущества, то есть осуществлять все элементы права собственности (владение, пользование и распоряжение).
С правовой точки зрения земельный участок представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)). Таким образом, земельный участок включает в себя почву, замкнутые водоемы, лес и растения (п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ))[8].
Недра по общему правилу являются собственностью государства и не относятся к земельному участку. Однако Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» в ст. 19 разрешает добычу общераспространенных полезных ископаемых владельцем или собственником земельного участка, если добыча осуществляется для личных нужд и глубина разработки не превышает 5 метров.
Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок, — это:
-кадастровыйномер;
— размер и местоположение (адрес) земельного участка;
— целевое назначение;
— разрешенное использование;
— вид права;
— обременения земельного участка;
— наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Целевое назначение земельных участков предполагает отнесение последних к той или иной категории земель. ЗК РФ выделяет семь категорий земель.
Разрешенное использование предполагает использование земельного участка с учетом установленных ограничений и правового режима. Выделяют следующие виды разрешенного использования: садоводство, дачное строительство, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие.
Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен отвечать определенным признакам, которые выработаны в теории земельного права. Основным условием является то, что земельный участок должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких особых его характеристик, с помощью которых возможно однозначно определить данный участок среди иных земельных участков. Основными признаками земельного участка, с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка[5].

Вам будет интересно ==>  Удостоверение Ветерана Боевых Действий Купить В Москве Цена

В настоящее время в земельном законодательстве присутствует ряд положений, затрудняющих механизм реализации конкурсной и аукционной продажи земельных участков. К ним можно отнести следующие: ограниченность целевого использования земель при их покупке; размытость полномочий, лиц участвующих в аукционах и конкурсах (организатор, продавец, аукционист, конкурсная комиссия), порядок назначения этих лиц, их ответственность. Решения указанных проблем позволит повысить эффективность реализации земельно-правовых актов.

От изъятия земельных участков отличается реквизиция, которая производится в интересах общества и государства, с возмещением стоимости имущества. Реквизиция земельного участка осуществляется лишь в силу особых обстоятельств и носит временный характер, а изъятие для государственных или муниципальных нужд осуществляется в плановом порядке и является окончательным.

В литературе высказано мнение, что надлежащим является уведомление, врученное правообладателю лично под расписку либо направленное заказным письмом с уведомлением о вручении, а также опубликование соответствующего объявления в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, если такой способ уведомления установлен законом См. об этом: Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Указ.соч. .

Из анализа практики можно сделать вывод, что при изъятии земельных участков следует учитывать характер, функциональную направленность и размер объекта, для которого производится изъятие земельного участка, наличие свободного земельного фонда, категорию земель, из которых производится изъятие, кадастровую оценку участка, местоположение и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Выпускная квалификационная работа на тему Предоставление земельных участков

земельный участок юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации

В соответствии с земельным законодательством земля яв ляется важнейшим богатством общества, главным средством производства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное ис пользование земель является общенародной задачей. Освое ние новых территорий с ускорением темпов развития совре менной инфраструктуры ведет к изъятию земель. На уже освоенных территориях развитие промышленного производства также требует создания сети дорог, а соответственно, и пере дачи в бессрочное и временное пользование земель, исполь зуемых в сельскохозяйственном производстве.

Вам будет интересно ==>  Выплатное Дело В Страховании

Под государственными, а также муниципальными нуждами Е.А. Конюх подразумевает определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями. 11

  1. объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  2. объекты использования атомной энергии;
  3. объекты обороны и безопасности;
  4. объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

Привет студент

Собственники объектов капитального строительства имеют исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, это значит, что участком может быть предоставлен только ему. Участок предоставляется, естественно, без аукционов и торгов, дабы избежать нарушения порядка, установленного законом. Данный договор аренды заключается на срок от 25 до 49 лет. Меньшие сроки могут быть заключены по соглашению сторон. Цены данных земельных участков установлены в статье 6 «Закона о землепользовании в городе Москве».

В тех случаях, когда федеральным законодательством не устанавливается необходимость передачи участков, находящихся в собственности города Москвы или земельных участков, право собственности на которые не разграничено в частную собственность, то в таких случаях участки могут предоставляться исключительно в аренду.

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).
  • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
  • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
  • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

Закон Новосибирской области от 30 декабря 2003 года № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области, определяет правила, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, вопрос собственности является одним из главных вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества. Отношения собственности в России с развитием товарно-денежных отношений становятся все более важным элементом рыночной экономики.

36 Постановление ВЦИК от 30.10.1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» (вместе с Земельным кодексом РСФСР). [Электронный ресурс] / Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901. Режим доступа: http://kadastr61.ru/biblioteka/7-kodeksy/116—30-1922.html (дата обращения: 16.09.2013). Утратил силу.

Эти нормы тем более вызывают критические замечания, если обратить внимание на распределение ответственности: в указанных случаях, за исключением передачи арендных прав в залог, ответственным по договору становится новый арендатор земельного участка. Возможно, логика законодателя объясняется следующим образом: при субаренде (передаче арендных прав в залог или в уставный капитал) фактическое пользование земельным участком осуществляет не первоначальный арендатор, а иное лицо, фактически использующее участок. Именно на это лицо, как на пользователя, возлагаются обязанности, установленные ст. 42 ЗК РФ, а именно: использовать участок по целевому назначению, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения и т.д. Следует обратить внимание на то, что указанные обязанности носят исключительно публично-правовой характер, ответственность за неисполнение которых установлена специальным законодательством, и не связаны с обязательством, возникающим из договора аренды. Земельное законодательство не содержит конкретных составов правонарушений в области охраны и использования земель, отсылая к уголовному законодательству и законодательству об административных правонарушениях, в силу чего ответственность несет исключительно лицо, совершившее правонарушение. Думается, что арендатор остается ответственным перед арендодателем (собственником) за неисполнение договорных обязательств. В этой связи норма п. 5 ст. 22 ЗК РФ требует приведения в соответствие с гражданским законодательством.

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Предусмотреть Тихий Час В Многоквартирном Доме

1. сельскими поселковыми исполнительными комитетами – из земель в границах сельских населенных пунктов, поселков городского типа, гражданам для строительства или обслуживания одноквартирного блокированного жилого дома, для строительства (установки временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан), ведения ЛПХ, огородничества, сенокошения и выпаса с/х животных;

-1-предоставление зем уч, находящихся в гос собственности осуществляется в определенном процессуальном порядке и представляет собой совокупность юридических действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав на землю. В предоставление зем уч во владение и пользование может осуществляться как за счет свободных земель, в том числе земель запаса, и также за счет земель ранее предоставленных другим субъектам. Предоставление зем уч уже находящегося в пользовании другому лицу производится только после его изъятия в установленном порядке. В этом случае эти 2 действия (предоставления и изъятия) осуществляется одновременно. Изъятие зем уч на для гос нужд явл основным способом перераспределения земель, т.к. этом случае прекращается право на землю одних землепользователей и зем уч предоставляются другим субъектам, реализующим важные потребности, отнесенные гос нуждам. В отличии от изъятия от зем уч за нарушения зем законодательства, которое явл земельно-правовой санкцией, изъятия зем уч для гос нужд допустимо при правомерном поведении землепользователей. Для гос нужд могут быть изъяты зем участки, предоставленные на любом праве, но только в случае и порядке предусмотренными зем законодательствами. В соответствии со Ст.1 под гос нуждами понимаются потребности, связанные с обеспечением:

Привет студент

Если говорить о проработанности темы в научной литературе, статьях или работах, то информации крайне мало. Последняя большая научная работа по предоставлению земель в городе Москве найденная мною, диссертация, датирована двухтысячным годом, так что можно говорить о почти полной не проработанности данной темы.

Как видно из вышесказанного – закон достаточно подробно устанавливает особенности регулирования и, по факту, охватывает все виды строительства, которые можно учинить на земельном участке, тем самым полностью урегулируя вопросы строительства. Однако как минус в данном случае можно выделить то, что не сказано что такое «объекты некапитального строительства» и что входит в это понятие, делая список этих объектов открытым, что, как по мне, всё же является недочётом, который надо бы исправить.

5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Ссылка на основную публикацию