Актульаные Проблемы Уголовного Законодательства

Предлагается вообще ликвидировать ст. 188 УК РФ (контрабанда). Те товары, оборот которых запрещен (оружие, наркотики, яды и др.), предлагается вывести в отдельную статью 226.1 УК РФ. В пояснительной записке отмечается, что анализ применения ст. 188 УК РФ показывает ее коррупциногенность, теперь контрабанда товаров, оборот которых в России не запрещен, станет административным правонарушением. В УК РФ остается ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей).

Прикладное применение может иметь место лишь в случае принятия фундаментальных изысканий в ранг закона. В этом случае будет иметь место точное усвоение и четкое практическое применение данных законов, их отдельных норм и положений, а также достижение поставленных целей.

Неосновательным вторжением в институт соучастия следует признать и статью о посредничестве во взяточничестве (ст. 2911), введенную в УК РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ. Состав этого преступления предусматривался всеми тремя кодексами РСФСР, но почему-то не вошел в УК РФ. При его отсутствии практика пошла по пути квалификации посреднических действий как соучастия либо в даче, либо в получении взятки в зависимости от того, по чьей инициативе и в чьих интересах (взяткодателя или взяткополучателя) действовал посредник. Это вынужденное решение было не совсем удачным, поскольку посредник порой оказывался инициатором преступления и действовал в собственных корыстных интересах, получая вознаграждение и от взяткодателя, и от взяткополучателя. Поэтому возвращение состава посредничества в российский Уголовный кодекс было оправданным. Но сделано это было без

Долговечность закона определяется тем, насколько он соответствует его задачам, насколько он совершенен в технико-юридическом отношении и отвечает требованию системности. Право является целостной системой, которая существует и развивается по своим законам. Системность уголовного права как его неотъемлемое свойство означает, что оно, во-первых, частично включено в систему международного уголовного права, поэтому нормы российского уголовного права не могут противоречить международно-правовым нормам; во-вторых, в качестве одного из элементов входит в систему национального права и поэтому органически связано с другими отраслями отечественного законодательства; в-третьих, образуя автономную подсистему российского права, должно обладать внутренним единством, беспробельностью, цельностью и непротиворечивостью [4, с. 83].

Актуальные проблемы уголовного законодательства и пути их решения

Одним из наиболее значимых вопросов применения бланкетных уголовно-правовых норм является определение особенностей их действия во времени. Например, как быть правоприменителю в ситуации, когда в период расследования или рассмотрения уголовного дела изменяется содержание закона или подзаконного нормативного правового акта, связанного с применяемой нормой УК РФ, причем таким образом, что это может исключить, повысить строгость или смягчить уголовную ответственность относительно совершенного деяния? Данный вопрос должен быть урегулирован в самом уголовном законодательстве. Влияние таких нормативных правовых актов на действие уголовного законодательства должно рассматриваться с позиций общих положений о его обратной силе. При этом действие во времени в данном случае должно быть регламентировано именно относительно уголовно-правовой нормы бланкетного характера, а не уголовного законодательства в целом.

Одновременно данный признак лежит в основе разграничения мошенничества и присвоения или растраты чужого имущества, вверенного виновному. Вверенное – значит доверенное на законных официальных основаниях в связи с работой, службой, как правило, по договору материальной ответственности.

Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации

В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России. Анализируется современное состояние законодательства в условиях взятого курса уголовно-правовой политики на гуманизацию. По итогам исследования определены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения законодательных новелл, существующие возможности их решения, а также перспективы дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. УК РФ активно изменяется в соответствии с возникающими потребностями развития общества. Цели модернизации уголовного права предполагают в качестве необходимого условия применение гуманного подхода в равной мере по отношению ко всем людям. Для достижения увеличения эффективности внутренней политики государственной власти в сфере противодействия преступности на современном этапе развития России существует потребность в создании условий для продуктивной реализации принципа гуманизма.

Принцип гуманизма выступает в качестве принципа цивилизованных общественных отношений, который устанавливает выстраивание взаимоотношений между личностью, обществом и государством, отношение к окружающим и лично к себе на основании норм нравственности. Данный принцип основывается на признании ценности человеческой личности как активного и благоразумного индивида, имеющего право на жизнь, свободу, всестороннее и гармоничное развитие и реализацию собственных способностей, а также на соблюдении и претворении в жизнь этих прав. Основополагающие положения системы взглядов на механизм реализации политики модернизации находят отражение в законодательстве. Гуманизация уголовного законодательства — прогрессивный и исторически предопределенный процесс развития. Гуманизация находит свое выражение в отказе от применения наказания в виде смертной казни, от телесных наказаний и каторжных работ; установлении особенностей уголовной ответственности по отношению к несовершеннолетним лицам; соразмерных опасности деяния санкциях за совершение преступлений; отказе от общей конфискации имущества, предполагающей изъятие всего имущества; декриминализации преступных деяний, в которых основным охраняемым уголовным законом объектом не являются конституционные права граждан на жизнь, здоровье, личную свободу; расширении оснований для освобождения от уголовной ответственности, а также для включения и использования наказаний, альтернативных лишению свободы [1, с. 835]. Действующий УК РФ в ст. 7 закрепляет принцип гуманизма, основной целью которого является обеспечение безопасности гражданина и недопущение унижения человеческого достоинства при назначении наказания. В настоящее время гуманизация — объективная потребность развития российского общества и основное направление реформы уголовно-правовой системы. Гуманизация уголовного законодательства — процесс изменения уголовного закона и практики его применения, который реализуется для усиления степени криминальной защищенности человека, а также установления принципов равенства, справедливости, человечности. Основными направлениями процесса гуманизации российского уголовного законодательства выступают: улучшение правового положения личности в рамках уголовного права; декриминализация отдельных видов преступлений; совершенствование и смягчение системы уголовных наказаний, модернизация уголовно-исполнительных норм [8, с. 72].

Вам будет интересно ==>  Платят ли транспортный налог многодетные семьи в татарстане

Актуальные проблемы уголовной ответственности

Освобождение лица от уголовной ответственности, по нашему мнению, ни в коем случае нельзя отождествлять с теми случаями, когда речь идет о лице, не могущем быть субъектом уголовной ответственности, или когда речь идет об отсутствии состава преступления. Преступление может совершить только лицо, могущее быть субъектом преступления (преступником). В противном случае лицо совершает не преступление, а общественно опасное деяние. Также нельзя говорить об освобождении от уголовной ответственности в то случае, когда речь идет о совершении малозначительного деяния. Освободить от несения уголовной ответственности за совершение преступления возможно только в том случае, когда было совершено преступление, коим деяние, в силу своей малозначительности, считаться не может.

Мы считаем, что иных видов и условий освобождения лица от уголовной ответственности быть не должно. В противном случае невозможно говорить о действии норм уголовного законодательства. На наш взгляд, допустимо говорить только о том, что лицу может не назначаться наказание (вид уголовной ответственности). Доказательством этого является сам факт задействования в отношении такого лица уголовно–правовых и уголовно–процессуальных механизмов. То есть начало реализации мер по обеспечению уголовно–правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, Конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения преступлений иными лицами.

Современная законодательная норма ведет учет убийств по фактам, но не количеству жертв. Так, убийство десяти человек будет квалифицироваться по п. «а» и «е» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом). При этом в статистику убийств не входит причинение особо тяжких повреждений пострадавшему, которые становятся причиной смерти. Вне внимания «убийственной» статистики остается множество жертв, проходящих по статье «пропавшие без вести» и так далее.

Современные нормы относят лишение жизни к самым низколатентным актам, а значит, на профилактику этого правонарушения, по идее, должно отводиться больше времени и сил, чем на любое другое деяние. На первый взгляд, статистика подтверждает снижение убийств, но так ли это на самом деле? Актуальные проблемы уголовного права призваны дать ответ и на этот вопрос.

Актуальные проблемы уголовного законодательства и судопроизводства

Тем не менее, говорить о достаточной гармонии во взаимоотношениях между государством и человеком, о соблюдаемой взаимной ответственности пока не приходится. Все еще многочисленны факты неуважения и попрания достоинства и прав граждан, в том числе права частной собственности, проявления произвола, бюрократизма, невыполнение обязательств перед гражданами со стороны государственных органов и чиновников.

В настоящее время Россия миновала период безответственности государства перед своими гражданами. Государственная власть, наделенная правами, начала с недавних пор выполнять и свои обязанности. Постепенно исчезает диссонанс во взаимоотношениях, когда одна сторона несет непомерные обязанности, а другая — лишь реализует права.
Задачами данной работы являются освещение двух вопросов: вопрос об эффективности уголовного закона в условиях формирования правового государства и вопрос о принципах уголовного права и проблемах в их реализации.

Вам будет интересно ==>  Ветеран Труда Можно Оформить В Мфц

Актуальные проблемы уголовной ответственности

Также мы считаем должным отметить, что уголовная ответственность носит уголовно-правовой характер, но реализуется посредством применения норм уголовно-исполнительного права. Поэтому определяясь с ее содержанием, задачами и целями необходимо руководствоваться положениями, как уголовного, так и уголовно-исполнительного кодексов.

Ресоциализация осужденных, пишет М.С. Рыбак, предполагает многоплановую и многоаспектную организаторскую и воспитательную деятельность в процессе исполнения наказания со стороны исправительных учреждений, направленную на обеспечение реализации целей наказания, социализацию десоциализированной личности осужденного, восстановление утраченных им социальных контактов, подготовку его к жизни на свободе. Ресоциализация осужденного – это целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушного человека (гражданина).

Актуальные проблемы уголовного закона

Действие уголовного закона в пространстве тесно связано с понятием «национальнаяуголовная юрисдикция», под которой по­нимается применение положений УК национальным правопри­менителем. [7]Согласно ст. II и 12 УК, действие уголовного закона в пространстве осуществляется в соответствии с территориаль­ным, национальным, реальными универсальным принципами.

Одним из сложных вопросов территориального принципа действия уголовно­го закона является проблема его применения в отношении пре­ступных деяний, совершенных на территории дипломатических и иных представительств иностранных государств и междуна­родных организаций в России. В науке международного права сформулирована доктрина «экстерриториальности» («внеземельности») дипломатических представительств в стране пребывания, согласно которой на территории представительства иностранно­го государства действуют законы последнего 2 .

Вторым важным фактором, влияющим на законотворчество в уголовном праве, стоит отметить возросший фон общественного мнения, формирующий политическую жизнь общества. Сегодня все законопроекты с изменениями, дополнениями и обоснованиями можно проследить на официальном сайте Государственной Думы. Тексты часто подвергаются критике со стороны экспертов, что влечет общественный резонанс и поляризацию мнений правоведов. Отслеживая предложения депутатов, можно сделать вывод, что законодатель, стараясь реагировать на текущие изменения, ведет активную деятельность по части внесения изменений в УК РФ. Из 319 законопроектов, размещенных на сайте Комитета по государственному строительству и законодательству (на дату написания статьи), самым внушительным массивом изменений подвергается именно этот федеральный закон. Но количество не всегда означает качество. При принятии отдельных норм, стоит учитывать комплексные изменения, которые последуют при практическом применении. Сергеев Д.Н. отмечает нестабильность УК РФ: «Изменчивость преступности, постоянная эволюция общественных отношений, представлений о преступном и общественно опасном приводят к объективному устареванию закона и требуют его модернизации. Однако модернизация «с колес» привела к особой современной характеристике российского УК – его нестабильности» [3, стр. 128]. С этим сложно не согласиться, так как именно большое количество нововведений характеризует нестабильность существующей практики толкования и применения норм в уголовном праве. Для достижения системности следует в большей степени на стадии составления законопроектов привлекать не только правоведов, но и выслушивать экспертные мнения представителей иных профессий, излагая их позицию в пояснительных записках к законопроектам. При внесении в главы об экономических преступлениях – ученых-экономистов, а в главы об информационных преступлениях – инженеров и специалистов IT-сферы. Подобный подход позволит избежать «шероховатостей» и пробелов, дополнит корреляцию УК РФ с иными нормами права и кодексами.

Аннотация: В работе автор ставит цель обнаружить и исследовать наиболее распространенные проблемы, возникающие при принятии решений о нововведениях в уголовное право. Статья отсылает к законодателю, который сталкивается с современными условиями, влияющими на процесс законотворчества. В работе применяется сравнительно-аналитический и формально-юридический методы. Актуальность подчеркивается существующими изменениями на фоне резонансных событий за последний год.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день многие ученые-юристы не согласны с тем, что преступления против мира и безопасности человечества отодвинуты законотворцами в последнюю главу Уголовного кодекса РФ, невзирая на то, что эти преступные деяния обладают наибольшей степенью общественной опасности.

На сегодняшний день в уголовном праве России стало заметным движение от репрессивного правосудия, смыслом которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, направленному на урегулирование социального конфликта, восстановлению общественных отношений, нарушенных преступлением. Однако стоит отметить, что в России присутствует лишь малую часть основ реституционного правосудия, но они разрознены. На сегодня российская система в вышеизложенном вопросе запаздывает от общемировых установок и удерживает вышеназванную установку на карательную миссию. Для реализации задач поставленных Конституцией РФ по справедливому возмещению вреда от преступлений, необходимо единое внедрение институтов реституционного правосудия 4 .

Уголовное право в различных формах и проявлениях сопровождает человечество на всем протяжении его исторического развития. Этот факт, вкупе с той значимостью, которой обладает практическая реализация положений уголовного законодательства в деле обеспечения законности и правопорядка обуславливает повышенное внимание исследователей к изучению и совершенствованию отдельных составляющих рассматриваемой отрасли. В том числе, активно изучаются существующие проблемы уголовного права и разрабатываются возможные научно-обоснованные пути их преодоления и разрешения.

Вам будет интересно ==>  Нотариальная доверенность на банковские операции в разных банках

Убийство выступает в качестве одного из наиболее общественно-опасных преступлений против личности, закрепленных уголовным законодательством. При этом в доктрине уголовного права соответствующее деяние определяется по-разному. Прежде всего, можно выделить две основные точки зрения применительно к определению рассматриваемого преступления:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение семинарских занятий.

Цель изучения дисциплины: ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями, направлениями и подходами, определяющими развитие сущности и содержания правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности и его субъектов, способности к профессиональному решению задач, вытекающих из уголовно-процессуальных законов.

Актуальные проблемы уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

В отечественном правовом пространстве не один год не стихают дебаты по вопросу об имплементации такой конфискации. Российский законодатель, к сожалению, ограничился полумерой. 3 декабря 2012 г. ст. 235 ГК РФ «Основания прекращения права собственности» обогатилась п. 8: «обращение по решению суда в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы». Данная норма корреспондируется со ст. 17 ФЗ от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [53] , в соответствии с которой, если должностное лицо при декларировании своих доходов не представило сведений о законности их происхождения, то прокурор в исковом порядке инициирует процесс конфискации имущества, приобретенного на доходы, законность происхождения которых не доказана. Вектор корреспондирования норм различных отраслей права продолжается положениями ч. 1 и 6.1 ст. 20 и ч. 1 и 3 ст. 20.1 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданское службе РФ» [54] , ч. 1, 1.1 и 5 ст. 15 ФЗ от 2 марта 2007 г.№ 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» [55] , п. 4 ст. 6 ФЗ ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [56] .

В качестве антидемократических проявлений «советского уголовного права», смеем надеяться оставшихся в анналах уголовно-правовой истории, можно назвать, в частности: закрепление возможности «применения уголовного закона по аналогии» (например, ст. 10 УК РСФСР (1922); УК РСФСР (1926); отступление от «принципа личной ответственности виновного» и расширение «оснований уголовной ответственности» (например, ст. 22 УК РСФСР 1922 г. предусматривала ссылку и высылку в отношении не только лиц, осужденных за совершение конкретного преступления, но и лиц, признанных общественно опасными «по связи с преступной средой в данной местности»; ст. 58.1 УК РСФСР (в ред. 1934 г.) предусматривала, что несовершеннолетние члены семьи осужденного за измену Родине, совместно с ним проживающие к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет; в Постановлении ЦИК и СНК СССР «Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел СССР» 1934 г. устанавливалась возможность применения в отношении лиц, признанных общественно опасными, заключения в исправительно-трудовом лагере на срок до 5 лет).

Актульаные Проблемы Уголовного Законодательства

Д.А.Петров в своем докладе обратился к вопросу о преступности молодежных организаций как составной части молодежной преступности. Докладчик пришел к выводу о том, что под преступностью молодежных организаций следует понимать совершение молодежными организациями деяний, предусмотренных УК РФ, так как это является целями их деятельности или одним из способов достижения целей их деятельности. Необходимость выделения данного направления преступности в отдельный объект изучения (учитывая, что он является видом молодежной преступности), по мнению докладчика, продиктовано особенностями таких преступлений, спецификой их причин и мотивации преступников. Исследование преступности молодежных организаций как направления молодежной преступности позволяет широко применять накопленные криминологической наукой знания о последней и, вместе с тем, более детально изучить преступность молодежных организаций с целью выработки эффективных мер противодействия и профилактики данного направления молодежной преступности.

Е.Г.Бендерская, проанализировав историко-правовые аспекты уголовно-процессуальной регламентации рассмотрения уголовного дела в отсутствие подсудимого и рассмотрев классификацию оснований для осуществления судебного разбирательства в этой форме, пришла к выводу о том, что под рассмотрением уголовного дела в отсутствие подсудимого можно понимать судопроизводство, происходящее в соответствии с общими условиями судопроизводства, однако при отсутствии подсудимого полностью в судебном разбирательстве либо в его части.

Ссылка на основную публикацию