Астафьев Перевал Кража Анализ

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Его волновало становление личности в нелегких условиях. Это нашло отражение в «Звездопаде», «Краже». О людях села, о впечатлениях детства, о Сибири он пишет в «Царь-рыбе» и «Последнем поклоне». Рассказы наполнены описанием деревенских забав и игр, рыбалкой, описаниями природы и встречами с необыкновенными людьми.

В 1953 году увидела свет дебютная книга «До будущей весны», затем ежегодно выходят произведения для детей и в 1958-м — роман «Тают снега». Внимание критиков творчество Астафьева привлекло в 1959 году, после публикации повестей «Перевал», «Прикамье», «Кража». Астафьев известен читателям по произведениям о войне, детстве и мире: «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Печальный детектив» и многие другие.

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный. «

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести «Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», книга «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», роман «Печальный детектив» и многие-многие другие.

Анализ отдельных произведений В

Основной сюжетный ход центральной новеллы первой части – поединок браконьера Зиновия Игнатьевича с царь-рыбой – обнажает жадность и греховное начало в человеке. Образ рыбы – центральный символ в произведении – в мифологическом представлении включает в себя значение воскрешения, возрождения к новой жизни. Здесь, несомненно, присутствует реминисценция из рассказа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Однако персонаж рассказа американского писателя убивает рыбу по необходимости: для него это честная борьба за выживание. Старик счастлив, что ему не приходится убивать солнце, луну и звезды; убивая рыбу, он одновременно и жалеет ее. Иное чувство – эгоистическое, браконьерское – испытывает герой Астафьева. Поединок Игнатьича с рыбой внутренне соотносится в произведении с историей отношений героя с Глашей Куклиной, над которой он надругался. Закономерен с точки зрения символического смысла эпизода финал поединка человека с рыбой: «Ушла, охваченная буйством жизни, тяжело раненая, но не укрощенная царь-рыба. Легче сделалось не только телу, но и душе Игнатьича от какого- то, еще не постигнутого умом освобождения».

Главный герой произведения рано потерял мать, и потому с особой остротой ощущает мотив сиротства. Однако Астафьев утверждает мысль о том, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родной земле. Писатель учит философски относиться к уходу человека в мир иной, так как на смену ему придет новый.

Астафьев Перевал Кража Анализ

Наотмашь. Правдивая, но очень тяжелая повесть. Север. Молодой, строящийся город. Довоенный детский дом, 30-е годы XX века. Дети со страшными, искалеченными судьбами. Вроде бы, неисправимые злобные волчата, но они — дети. Они конфликтуют, переживают смерть товарища и личные трагедии, совершают преступления. А кто им поможет? И вот тут, одна из главных тем небольшой повести — Учитель. Именно так, с большой буквы. Вопреки бюрократам, вопреки всем невзгодам и трудностям, этот человек, который стал директором, вообще-то, случайно, поддерживает, учит, пытается понять, прощает и ежедневно борется за них — таких вот несовершенных и неправильных. Сильно!

Сильная, но очень непростая книга. Впрочем, разве может быть простой история о воспитанниках детдома? В довоенные годы. На Севере. Практически на краю света, в городе, который и называется Краесветском. Эти дети рано становятся взрослыми, хотя, наверное, ещё раньше сами себя считают взрослыми, потому что берут на свои плечи дела, которые и взрослый человек не всегда готов на себя взвалить. Так и случилось с кражей. Весело, играючи, украли ребята деньги, не менее весело гуляли на эти деньги, но приходит время исправить страшное зло, причиненное другим детям, и отступать назад некуда. В таких непростых ситуациях и формируется характер, человек вдруг как будто прозревает. И очень важно, чтобы в такой момент был кто-то, кто готов поддержать. Здорово, что рядом с Толей есть учитель. Даже не…

Но вернёмся к литературе. «Перевал» — это повесть об одиноком, рано оставшемся без матери десятилетнем мальчике Ильке Верстакове. Поссорившись со своей тоже достаточно молодой девятнадцатилетней мачехой Настей, и едва не убив её молотком, Илька сбегает из дома. Ночует в заброшенном шалаше покосников. Атмосферно изображён первый вечер одиночества: «Вот прошуршала где-то мышка, а у Ильки все внутри оцепенело. Вот голосом лешего вскрикнула на острове выпь — у Ильки холодный пот на лбу выступил. Вот хрустнул сучок в лесу. Мало ли отчего он мог хрустнуть, а мальчишке кажется: подползает к шалашу кикимора болотная, скользкая, холодная, может, и сама нечистая сила с рогатой и зубатой рожей. » Утро следующего дня тоже добротно проработано. Природа детализирована настолько, что видна каждая ягодка на кустах смородинника, каждая капля росы на отаве. Во время упомянутой ссоры отца Ильки не было дома. Охотник-промысловик Павел Верстаков вообще довольно неусидчив — то он отбывает наказание в тюрьме, то месяцами лечится в больнице, то скитается по тайге с ружьём наперевес. И не только он сам, но даже полное его отсутствие приводит семью к трагедиям. Именно после свидания с ним в тюрьме, переплывая Енисей, утонула мать Ильки. А в ту зиму, когда Верстаков лечился от неведомого недуга, чуть не погибла вторая его жена и дети. В свободное от протирания больничных коек, тюремных нар и лежанок у таёжных костров время Верстаков старший принимает перорально спиртосодержащие жидкости, избивает жену и учит сына ходить по речке на лодке с шестом. Вполне естественно, что побег Ильки был лишь делом времени. На реке беглец встречает небольшую артель сплавщиков из девяти человек и рассказывает им свою историю. Мужики принимают его в свою команду и казёнка (так называется плот с жилым бараком) катится вниз по реке — к посёлку Усть-Мана, в пяти километрах от которого раскинулась на берегу Енисея деревня, где живут бабушка и дедушка сироты. К ним мальчик и спешит от непутёвых родственников.
И пока сердобольные мужички во главе со своим бригадиром Трифоном Летягой плывут вниз по течению, покуривая самосад и просушивая над буржуйкой волглые портянки, хочу рассказать о способе транспортировки леса по воде, чтобы читатели, не являющиеся потомственными сплавщиками, более ясно представляли себе цели и задачи путешествующих на плоту сибиряков с баграми. Мана (ну, или пусть будет Мара) — это небольшая, а потому несудоходная речка. Издревле по таким водоёмам вёлся молевой сплав леса. Молевой сплав — это брёвна, плывущие по отдельности, вразнобой и не связанные в плоты. Зимой леспромхозы ведут в верховьях реки заготовку древесины, укладывают её в штабеля, а весной, в большую воду сталкивают с берега в реку. У Астафьева же задача стояла не в том, чтобы максимально рентабельно обеспечить страну дешёвым стройматериалом, а в том, чтобы написать живописную картину путешествия по реке, поэтому он выбрал для молевого сплава максимально неудобное с экономической точки зрения время: август-сентябрь, когда река достаточно мелкая. Именно поэтому на преодоление пятидесяти вёрст ушло в «Перевале» несколько месяцев. Описываемые автором события происходят в 1935 году. А с 1986-го молевой сплав по Мане запрещён по экологическим причинам: многие брёвна, вбирая в себя воду, тонут, захламляя и отравляя русло реки. Несколькими годами позже — 18 октября 1995 г. молевой сплав запретили по всей России. Даже в большую воду неуправляемые, словно отара овец, брёвна сбивались в узком месте в кучу и создавали затор. Именно поэтому вслед за путешествующим кругляком снаряжали артель сплавщиков на плоту-казёнке. Сплавщики, рискуя жизнью, баграми растаскивали заломы, освобождая реку, и проталкивая лес навстречу деревообделочному комбинату — к трудовым победам страны.
В повести «Перевал» есть места, которые являются для меня загадкой. На середине истории, когда лето уже уверенно катится к завершению, натыкаемся вдруг на странное природное явление: «где-то в горах голосом глиняной игрушки вела длинный счёт людским годам недремлющая кукушка». Но, мы с вами орнитологи-самоучки и хорошо знаем, что кукушка «ведёт счёт людским годам» до середины июля, после чего умолкает. Украинец Дерикруп из села Погорыбци говорит по-русски без акцента. Охотник и заготовитель кедрового ореха Прохор с сыном во время молевого сплава поднимаются по Мане на шестах в предрассветных сумерках, не боясь, что вверху может прорвать залом и их сметёт с поверхности реки, а заодно и земного шара лавиной брёвен. Удивляет, но в тоже время восхищает отчаянная отвага таёжников.
Астафьев в комментариях пишет: «Мне хотелось, чтобы повесть больше читали школьники». Но давайте подумаем, детская ли это повесть. Не лучше ли школьникам восхищаться подвигами мореплавателей, первопроходцев, индейцев, или конкистадоров? Зачем им подглядывать в окна спившихся неблагополучных семей из сибирской глубинки: «А когда возвращался отец, начинались скандалы и жить становилось еще тяжелей. Мачеха и отец кляли друг друга. Потом они принимались драться. Отец как-то страшно избил Настю. » И — чуть далее в той же главе: «Люди рассказывали, будто отец сильно бил покойницу мать. » Так же под сомнением необходимость экскурсии учащихся на плот-казёнку во время пьянки сплавщиков после получки, а равно любования сальными приставаниями нескольких малообразованных взрослых мужиков к буфетчице Феше (принимаемые ею не без кокетства).
Но есть фрагмент, ради которого стоило писать «Перевал». Это воспоминание о маме и её трагической гибели (тоже, увы, автобиографическое) в главе, которая так и называется «Мама», и которая написана так превосходно, что я не возьмусь её пересказывать. Прочтите самостоятельно. Уже сами по себе эти строки оправдывают тот факт, что именно повесть «Перевал» стала пропуском Виктору Петровичу Астафьеву в Союз писателей. После чего он занимался литературным трудом уже всерьёз, профессионально и всю свою дальнейшую жизнь.

Вам будет интересно ==>  Программа молодая семья 2021 условия официальный сайт тула

Том 2, часть 1.
«Перевал». По Мане вслед за молевым лесом.
Открывает второй том собрания сочинений Виктора Петровича Астафьева повесть «Перевал», написанная в 1958-1959 годах. Действие разворачивается на реке Мана, бесхитростно, а потому вполне узнаваемо, переименованной автором в неблагозвучную Мару. По признанию самого автора, все изменения имён собственных сделаны для того, чтобы «не быть связанным биографическим материалом». Ибо повесть воссоздаёт реальный эпизод из детства писателя, когда маленький Виктор, брошенный отцом на целую зиму, чуть не умер с голоду вместе с мачехой и маленьким братом на кордоне Сосновка, затерянном в саянской тайге в 50 верстах выше по течению от устья Маны и родной деревни писателя Овсянки. Сосновка в повести зовётся рабочим посёлком Шипичихой. В настоящее время кордон заброшен; но дотошный читатель может легко найти в интернете информацию, и даже любительское видео и проникнуться натурой. А вот прототип речки Шипичихи я на картах найти затрудняюсь, ибо в районе бывшего кордона в Ману впадают три притока Мурашиха, Сосновочка и Лиственка. Пусть это будет ласковая и созвучная с кордоном Сосновочка.
«Перевал» я перечитывал с особенным интересом, потому что, если от кордона Сосновка пронестись на моторке на сто пятьдесят вёрст вверх по течению, то не миновать моего столетнего почерневшего дома, доверчиво вышедшего из таёжных крепей к самому берегу Маны и заметного, как маяк, издалека. И хоть дом этот я купил лишь год назад, река полюбилась мне и стала почти родной. По той же причине я не воспринимаю в повести переиначенный гидроним Мара. Грубый он какой-то, канцелярский. В то время, как Мана — имя мягкое, в нём есть что-то зовущее, манящее: Мана — ма-а-нит, и в тоже время родное тёплое: Мана — мама.

Вам будет интересно ==>  По статье 228 можно выйти по удо

Действие проходит в детском доме, по совершенно разным причинам дети находились там, у кого то родители погибли, ну а кого то просто бросили. Детский дом для детей — это некая каторга, им надоедает находиться там. Ребята решаются совершить преступление, они решили украсть деньги из кассы, из-за этого кассирша находится под следствием, ну а Ее дети отправляются в детский дом. Кассирша в ужасе прибывает в этом состоянии, и скорее всего для неё это нелепый сон, в котором она просто застряла, и вот вот она проснётся и все будет прежде. Она и Ее любимые дети рядышком.Случайным образом деньги были возвращены, кассирша в шоковом состоянии на свободе, ну а дети вернулись к своей маме. Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса.

Хочется поговорить о повести, название которой «Кража» автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом. Ну и ведь действительно столько эмоций вложено в неё, столько жизненной реальности.

Соколову удалось уцелеть. Человек с цельным характером, выдержанный и умный, понял, что дальнейшая его жизнь будет зависеть от места обитания. Так и оказался в Игарке, где прошло детство писателя, который говорил, что Соколов — первый по-настоящему культурный и образованный человек, встретившийся ему на пути; он навсегда остался для него примером.

Здесь он пишет об изменениях в характере человека, оставшегося без родных и без поддержки близких людей в жуткие 30-е годы. Автобиографическое произведение знакомит читателя с героями с разными фамилиями и историями, но схожей судьбой и драматическим поиском жизни «по совести».

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В

— Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.

А поутру следы, протопанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный.

очень часто именно такие моменты являются показательными, раскрывающими всю суть астафьевских героев. Тема соприкосновения человека и природы присутствует не только в «Перевале», но и в других произведениях писателя, наиболее близки в этом плане, на наш взгляд, произведения «Стародуб» и «Царь-Рыба».

Вам будет интересно ==>  Оренбургская обл добавка ветеранам труда за проезд в трамвае

является проблема вынужденного выбора. Так, герой Дж. Лондона Кид должен взять всю ответственность на себя и решить не просто арифметическую задачу — «три жизни против одной». Илька же, рискуя своей жизнью, бросается на помощь тонущим сплавщикам и доставляет им спасительную лодку: « мальчишка понял, что заворачивать к мужикам некогда, что дорога каждая секунда. Стало быть, надо мчаться в порог одному» [6, с. 199]. Этот эпизод в повести становится особенно значительным, здесь В. Астафьев, полемизируя с «литературой фронти-ра», делает своего героя отличным от героев произведений о колонизации новых земель

Астафьев; Кража: главные герои и главная мысль

Волею случая оказались два пожилых генерала на необитаемом острове. Вследствие того, что окромя навыков служения в военной канцелярии у них не было иных умений, возникшее положение вещей грозило старичкам голодной смертью. Несчастных господ от ужасной погибели спас встреченный ими на острове мужик, который накормил и обогрел важных персон, а вскоре — построил лодку и отвёз их домой в Петроград. Генералы же за оказанное им содействие наградили мужичка рюмкой водки да пятью серебряными копейками.

В детдоме были круглые сироты и дети, кто при живых родителях попал в детдом, все уже смирились со своей участью, но смерть мальчика потрясла их всех одинаково. Смерть всколыхнула в них притухшее одиночество, при виде мертвого мальчика дети представили себя на его месте и враз поняли, никому они не нужны, умрешь и не заметят. А каждый человек рождается , чтобы оставить след в памяти будущих поколений.

Писать стихи, по его собственному свидетельству, Бродский начал в 16 лет. Официальная литература его отвергала, возможности опубликоваться не было, и он жил только случайными заказами за стихотворные переводы. Рейн познакомил его с Анной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.

С 1961 по 1965 г. писатель создает повесть «Кража». В центре авторского внимания оказывается жизнь детского дома. В судьбах его обитателей возникают совсем недетские проблемы и ситуации. Ключевой в повести является сцена похорон Гошки Воробьева, которая завершается проникновенным символом утраты – сиплым и протяжным гудком лесозавода. Центральным в повести является вынесенное в заглавие событие – кража из кассы бани.

Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь, что много эмоций было вложено в это произведение, множества смысла, а каждая деталь была буквально проработана.

Они не хотят возвращаться в стены детского дома, поэтому укрываться в библиотеке, где намерены провести ночь, они просто хотят забыть то, что произошло. Но на следующий день их находит участковый, который отправляет их назад в закрытые стены. И вот стены детского дома снова пропитаны ненавистью и одиночеством, дети стараются покинуть их, но теперь они не смогут этого сделать.

(Глава 9) После признания Репину: «Я, может, никого так в жизни не уважал, как вас» Толя Мазов думает: «… каким застенчивым сделался Валериан Иванович, когда … сказал ему про уважение, как покраснел этот тяжеловатый, насупленный человек, как засуетился, отыскивая очки в кармане …»

В.П. Астафьев рассказывает о местечке Гелати, что расположено в глубине Грузии. Здесь стоит древний собор, воздвигнутый еще Давидом – строителем в далекие времена. Собор был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти виднелись клочки фресок.

«Перевал» — это повесть об одиноком, рано оставшемся без матери десятилетнем мальчике Ильке Верстакове. Поссорившись со своей тоже достаточно молодой девятнадцатилетней мачехой Настей, и едва не убив её молотком, Илька сбегает из дома. Ночует в заброшенном шалаше покосников.

Главный герой повести Илька в полной мере испытывает на себе все тяготы нелегкого времени перемен бурного двадцатого столетия, влияющие на становление личности нового человека. Таким образом, В. Астафьев через посредство юного героя детально исследует истоки нравственного развития личности юного героя.

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Здесь он пишет об изменениях в характере человека, оставшегося без родных и без поддержки близких людей в жуткие 30-е годы. Автобиографическое произведение знакомит читателя с героями с разными фамилиями и историями, но схожей судьбой и драматическим поиском жизни «по совести».

Есть в повести и не менее примечательный персонаж из реальной жизни — председатель исполкома Ступинский. Он бережно относится к талантливым людям и отвечает практически за все, что происходит в детском доме, за деятельность бывшего белогвардейца. Прообразом стал комендант Игарки, его автор помнит не очень хорошо, но слышал, как замечательно о нем отзывались люди.

Ссылка на основную публикацию