Для Возбуждения Уголовного Дела В Отношении Депутата Государственной Думы Необходимо

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

1. Часть первая комментируемой статьи четко выделяет два существенно различных момента начала осуществления уголовно-процессуальной функции уголовного преследования и, соответственно, два различных момента включения механизма особого производства по уголовному делу: 1) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, что означает объявление данного лица подозреваемым (пункт 1 части первой статьи 46 УПК); 2) привлечение лица в качестве обвиняемого. Из сказанного следует, что, если уголовное дело возбуждается не в отношении конкретного лица, а по признакам объективной стороны состава определенного преступления, его расследование производится по общим правилам вплоть до появления процессуальной фигуры подозреваемого или обвиняемого, принадлежащего к категории лиц, перечисленных в предыдущей статье УПК.

1. В отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, предварительное следствие ведется с момента возбуждения уголовного дела персонально, а если уголовное дело было возбуждено по факту преступного деяния или в отношении других лиц, но затем были собраны доказательства того, что преступление совершено данным лицом, — с момента привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого. В последнем случае органы, указанные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 448, дают согласие не на возбуждение уголовного дела, а на привлечение лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого.

13. Закон не указывает, в каком порядке комплектуется и заседает коллегия из трех судей, решающая вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела или привлечения нижестоящего судьи в качестве обвиняемого. Эта коллегия не должна формироваться произвольно приказом председателя суда; он, его заместители, судьи, ведающие «зоной», к которой относится привлекаемый к ответственности судья, не должны входить в состав коллегии. Привлекаемый к ответственности судья должен иметь право отвода состава коллегии. Судьи, образующие коллегию, руководствуясь настоящим Кодексом, вправе истребовать документы, допрашивать свидетелей, выслушивать объяснения привлекаемого лица. Их определение должно быть мотивированным и подлежать обжалованию в вышестоящую судебную инстанцию. Процедура рассмотрения тремя судьями вопроса об ответственности нижестоящего судьи, будучи уголовно-процессуальной, должна быть регламентирована настоящим Кодексом.

Статья 448

а) председателем Следственного комитета РФ, его заместителем или руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации или при необходимости получения их согласия (в данном случае Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации);

5. Порядок рассмотрения внесенного в Совет Федерации или Государственную Думу соответствующего представления Генерального прокурора РФ при принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, определен в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в актах данных органов законодательной власти .
———————————
См.: ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.

Статья 448

3. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности (ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

Вам будет интересно ==>  Как Оплатить За Капитальный Ремонт Без Квитанции

2. В коммент. ст. закреплены дополнительные гарантии обеспечения независимости отдельных категорий должностных лиц в нашем государстве. Между тем здесь перечислены не все предусмотренные законом гарантии. Наличие определенных требований к порядку возбуждения уголовного дела и привлечению к уголовной ответственности в УПК не делает юридически ничтожными положения других действующих в настоящее время законов, в которых еще до принятия УПК были предусмотрены другие обязательные условия принятия данных процессуальных решений. Именно поэтому в настоящее время соблюдению подлежат как положения УПК, так и других действующих нормативных правовых актов.

Для Возбуждения Уголовного Дела В Отношении Депутата Государственной Думы Необходимо

5. Сообщение о совершении преступления членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы незамедлительно направляется соответствующему прокурору, который лично проводит его проверку или поручает ее проведение следователю. Если по результатам проверки прокурор придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, он направляет материалы проверки прокурору субъекта РФ. В свою очередь, если тот не согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения достаточности данных для возбуждения уголовного дела, он вправе принять одно из следующих решений: а) об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК), б) о направлении сообщения по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК), в) о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК).

30. Особенности привлечения в качестве обвиняемого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации наряду с коммент. статьей предусмотрены также ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека. Согласно ей требуется получение согласия Государственной Думы не только на привлечение Уполномоченного по правам человека к уголовной ответственности, но и на производство в отношении него задержания, ареста, обыска, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.

Статья 448

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;
2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления ;
2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления ;
3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации ;
4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей ;
6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ;
7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ;
8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации ;
10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем ;
11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации ;
12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации ;
13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации действие с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ;
14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации .

Вам будет интересно ==>  Может Ли Приствв Арестовать Имущество По Временной Регистрации Должника

1. В отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, предварительное следствие ведется с момента возбуждения уголовного дела персонально, а если уголовное дело было возбуждено по факту преступного деяния или в отношении других лиц, но затем были собраны доказательства того, что преступление совершено данным лицом, — с момента привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого. В последнем случае органы, указанные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 448, дают согласие не на возбуждение уголовного дела, а на привлечение лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого.

Статья 448 УПК РФ

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст. 31-36 УПК РФ.

Задачи производства по делам в отношении отдельных категорий лиц предопределяются назначением уголовного судопроизводства и его реализацией при расследовании данной категории дел. Реализация положений ст. 6 УПК РФ при особом производстве по делам в отношении отдельных категорий лиц не исключает решения частных задач, свойственных только для данной стадии уголовного процесса.

Если же согласие соответствующей инстанции на возбуждение уголовного дела будет дано, Председатель Следственного комитета РФ имеет право возбудить уголовное дело, о чем выносит мотивированное постановление. И на этом решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лица рассматриваемой категории (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи) считается завершенным.

Исключение составляет возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы и зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие дела, как отмечалось, в пределах своих полномочий возбуждает следователь Следственного комитета РФ, но только с согласия Председателя СК РФ или руководителя Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Статья 448

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

Вам будет интересно ==>  Аптека Бесплатные Лекарства По Рецепту

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Порядок возбуждения уголовного дела

Эти полномочия ограничены тем, что по ст. 146, ч. 1 среди инициаторов процедуры по возбуждению уголовного дела, прокурора нет в списке. Это означает, что он лишен права возбуждать уголовное дело. Им обладает дознание, следствие, начальник отдела следствия и его подчиненный. Прокурор надзирает за работой этих лиц, но самостоятельно не может возбудить дело.

Прокурор работает с заявлениями и обращениями граждан. В процессе он может столкнуться с фактами, указывающими на наличие признаков, относящихся к преступлению в конкретном деле. Сюда же причисляются материалы, оформленные по итогам личного наблюдения должностного лица в ситуации, когда он сам стал свидетелем противоправного деяния.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

В ходе производства оперативно–розыскных мероприятий было установлено, что гражданин, являющийся депутатом Государственной Думы Российской Федерации, не имея на то разрешения, постоянно носит при себе наградной пистолет «ТТ», доставшийся ему по наследству от отца. Дознавателем органов внутренних дел возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК. Защитник подозреваемого обжаловал решение о возбуждении уголовного дела прокурору, как принятое ненадлежащим субъектом.

law dated 26.04.2007 № 64FZ «Concerning the introduction of amendments in certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «Concerning the introduction of amendments into the Federal Law «On basic warranties of the rights to vote and the right to participate in a referendum of the citizens of the Russian Federation» and Civil Procedural Code of the Russian Federation» and also in order to provide the realization of the legislation of the Russian Federation about elections and referendums»]. In: Sobranie zakonodatel’stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation]. 2007, No. 18. Article 2118 [in Russian].

10. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 12.04.2002 N 9-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii statei 13 i 14 Federal’nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel’nykh (predstavitel’nykh) i ispolnitel’nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» v sviazi s zhaloboi grazhdanina A.P. Bykova, a takzhe zaprosami Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii i Zakonodatel’nogo Sobraniia Krasnoiarskogo kraia» [Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 12.04.2002 № 9-II «With regard to case about verification of constitutionality of provisions of articles 13 and 14 of the Federal Law «On general principles of organization of legislative (representative) and executive authorities of state power of the subject of the Russian Federation» in connection with the complaint of the citizen A.P. Bykov, and also enquires of the Supreme Court of the Russian Federation and Legislative Assembly of Krasnoyarsk Region»]. In: Sobranie zakonodatel’stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation]. 2002. № 16. Article 1601 [in Russian].

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

Ссылка на основную публикацию