Эпилог В Преступлении И Наказании Анализ

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства. Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.

Эпилог романа «Преступление и наказание» играет ключевую роль в произведении. Достоевский разделил эпилог на 2 части. Сначала читатели узнают о дальнейшей судьбе главных героев. А потом автор рисует внутренний мир Родиона, когда он уже находится в заключении.

Урок литературы по роману Ф

1) Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
2) суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет,
3) еще в начале процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
4) Дуня вышла замуж на Разумихина;
5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.

Мотив отвержения не получил полного развития в самом романе. Раскольников не хотел считаться с мнением не только процентщицы, но и Лизаветы, Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали героя, что особенно ярко проявляется в сцене покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова покаяться, Соня убеждала его прислушаться к голосу народной совести.

Значение эпилога в романе евского « Преступление и наказание»

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала статью, где меня заинтересовала одна мысль: «Каков бы ни был преступник и какое бы преступление не совершил, он всегда сознаёт, что он – преступник и что совершённое им есть преступление. И он старается скрыть совершённое им: не только оттого, что он боится суда и наказания, но и оттого, что совершённое им есть в его глазах преступление. Это сознание преступности есть всегда, даже тогда, когда у преступника нет ни раскаяния, ни угрызений совести».

— Из жизни Раскольникова уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. И наступает момент, когда в новом свете предстаёт то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряжённых раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге.

Анализ эпилога произведения «Преступление и наказание» (Достоевский Ф

Эпилог начинается с описания того, что произошло с героями после признания Раскольникова в убийстве. Дуня вышла замуж за Разумихина, и они обусловились, что непременно через 5 лет переедут в Сибирь и начнут новую жизнь всей семьёй, Пульхерия Александровна помутнела рассудком, переживая за своего сына, и вскоре скончалась, а Сонечка поехала за Родионом в острог. Причина же этого поступка Сони заключается в её характере, в её глубокой вере.

Она не могла бросить того, кто в ней нуждался, и поэтому жертвовала всем ради других. Хоть во время их первой встречи Раскольников лишь осуждал её и пытался доказать правоту своих взглядов и ошибочность, бессмысленность всех её страданий, но она почувствовала, что только ей под силу спасти его, и поэтому отправилась вместе с ним. Чистота сердца, безграничная любовь, желание помогать другим и способность страдать ради кого-то — главные черты Сонечки, которые определяют её поступки.

Вам будет интересно ==>  Пособия чувашии

Анализ эпилога Преступления и наказания

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву-чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни-ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий-ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд-то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис-ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово-рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Эпилог в романе «Преступление и наказание»

(360 слов) В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил глубокий социальный кризис своего времени. На примере обычного молодого человека, Родиона Раскольникова, писатель отобразил новые взгляды, господствовавшие среди молодёжи. Немалую роль в повествовании играет эпилог, в котором автор окончательно развенчивает идеалы своего героя, указывая людям другой, правильный, по его мнению, путь.

В эпилоге перед нами предстаёт Родион уже после того, как он добровольно признался в своём преступлении. Герой пошёл на это, чтобы облегчить свою совесть. Совершив убийство ради благой цели, он осознал, что не способен нести эту ношу в одиночку. Наказание должно было снять с него вину и помочь ему возродиться для новой жизни, но мы видим, что этого не произошло. Даже в сибирской ссылке Раскольников не отказывается от своей теории о превосходстве одних людей над другими. Разочаровавшись в себе, он продолжает отчаянно цепляться за свои заблуждения, продолжая делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разница лишь в том, что теперь он относит себя к первой группе. В результате застывший в презрении к окружающим и самому себе он вызывает к себе ненависть со стороны других каторжных, но, главное, он отталкивает от себя Софью Мармеладову, которая отправилась в Сибирь в след за ним, надеясь спасти его и вернуть к Богу. Достоевский показывает нам, насколько губительной может быть человеческая гордыня, как, боясь признать свои ошибки, человек уничтожает сам себя. Однако автор не мог позволить своему герою заблуждаться на протяжении всей жизни. Раскольников заболевает и в лихорадке видит сон, который в полной мере демонстрирует ему всю ущербность его теории. Человечество поразили микроскопические трихины, каждый, кого они коснулись, уверовал с собственную гениальность и исключительность. Мир погрузился в хаос, когда люди, исполненные ненависти к окружающим, даже не пытаясь найти общий язык, начали убивать друг друга. По мнению Достоевского, человек, слепо считающий себя выше других, сеет вокруг себя только разрушения и смерть. Мы должны стремиться к равенству, а не личному возвышению, иначе цивилизация исчезнет. Оправившись после болезни, Раскольников наконец-то отрекается от своих прошлых взглядов. Он по-новому смотрит на окружающий мир и перерождается. Открывшись Соне и всему человечеству, герой делает первый шаг на своём пути искупления.

Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание » является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню , приходящую навестить Раскольникова ; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему? Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились какие-то новые микроскопические трихины, и «люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватым и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессознательно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!

Вам будет интересно ==>  Вредность Младшим Воспитателям Доу

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь-ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все-му страданию человеческому поклонился». Соотнесе-ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф-метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию. » — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока-залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. отвечали ласково».

Эпилог В Преступлении И Наказании Анализ

Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного произведения».

Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.Его равнодушие распространялось и на него самого.

Сходство Раскольникова с трупом писатель подмечал очень тонко: описывал его бледность, постоянно упоминал о его лежачем положении, сравнивал комнату с гробом. Герою в бреду казалось, что его тело вынесли. Также он слышит, как во дворе кто-то заколачивает что-то. Сестру и мать он упрекает в том, что они как будто его хоронят – слишком эмоционально прощаются с ним. В финале же он говорит, что воскрес.

  1. Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков.
  2. Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло.
  3. Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира.
  4. Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке.
  5. Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться.
Вам будет интересно ==>  Как Снять Обременение С Квартиры По Военной Ипотеке

Эпилог преступление и наказание анализ

Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст­вительности получилось наоборот. Каторжные нена­видят его, но не только и не столько за безбожие. Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство­вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

Спустя 9 месяцев каторги в душе Раскольникова происходит перелом. Судя по всему, он раскаивается в совершенном преступлении. Он искренне раскаивается в том, что был несправедлив к Соне. В отношениях героев начинается новый этап: Соня наконец чувствует, что Раскольников ее любит. Герои счастливы, что есть друг у друга. Они терпеливо ждут окончания каторги (Раскольникову остается 7 лет срока).

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Ф. М. Достоевский всегда был очень чуток к социальному злу, несправедливости, вообще человеческому страданию, поэтому он всегда изображал жизнь в ее трагических состояниях. Так и на страницах романа “Преступление и наказание” мы сталкиваемся с социальной трагедией, с духовной и физической гибелью людей. В попытке выяснить границы добра и зла Достоевский сталкивает в этом произведении героев, […].

О каком наказании идет речь в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?Ф. М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”. Но интересно, почему это произведение называется именно так? И о каком наказании хочет поведать читателям Достоевский? В центре романа “Преступление и наказание” находится фигура […].

Эпилог В Преступлении И Наказании Анализ

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Раскольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идеи, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь – сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство “вредной” старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем “управляемая” автором. Жизнь человека бесценна – вот кредо Достоевского.

Ссылка на основную публикацию