В Афганистане Я Был Водителем Возил Грузы

Военный водитель-это звучит гордо

Военный водитель-это звучит гордо.
Мне не нужно было изобретать велосипед и сильно напрягаться в поисках персонажа для раскрытия темы. Я знаю его лет двадцать. Часто по праздникам и знаменитым датам встречаемся. Но так ,что бы он рассказал в режиме интервью – впервые. Итак- Александр Топчий. Бывший военный водитель «наливника» Урал. В Афганистане в войсках ВДВ с 1981 года по 1983.Генеральный директор Фонда социальной защиты участников боевых действий «Память».
АК-.Как ты попал в Афганистан?
АТ. Да, как и большинство солдат срочного призыва. После «учебки» был направлен для прохождения службы в Демократическую Республику Афганистан. Сначала я был стрелком-гранатометчиком и начинал в Витебской воздушно-десантной дивизии. Готовили нас на совесть- прыжки с парашютом, рукопашный бой, стрелковая подготовка. А военным водителем стал по воле случая. Виной всему водительское удостоверение, прихваченное на войну с гражданки. Нас выбрали на «торгах» в Кабуле и в приказном порядке назначили водителями Уралов и Камазов. Вскоре наша команда была направлена на Кушку для получения авто техники. После разгрузки прямо с эшелона , «затарившись» горюче -смазочными материалами, наша колонна своим ходом проследовала в Кабул. За все время пребывания в ДРА основной нашей(350 полк, « полтинник») задачей было обеспечение ГСМ кабульского аэропорта и Дивизии. Основные маршруты Кабул-Пули Хумри, Хайратон, Кундуз.
АК-Александр. Пришлось бывать в переделках?
АТ. Сама по себе работа военного водителя отличается от водителя гражданского только одним моментом — военный водитель делает ту же работу, но еще и стреляет. Выход колонны и перевозка груза уже боевая операция. А если учитывать, что кабина автомобиля и цистерна не бронированы, то уязвимость самого водителя от поражающих факторов очень высокая. После выхода на маршрут оружие всегда находится рядом на сидении, а бронежилеты сразу навешиваются на боковые стекла. Конечно, колонна с ГСМ всегда сопровождается и бронетехникой, и прикрытием с воздуха боевыми вертолетами МИ-24.В засаду мы не попадали ни разу, но отстреливаться приходилось часто. Особенно в Чарикарской долине. Пули Хумри тоже считался сильно бандитским районом.

АК. Как показали себя Уралы и Камазы в сложных условиях?
АТ. Надежные машины. Пожалуй, за все время эксплуатации не было поломки техники по вине завода изготовителя. А вот по причине , как сейчас говорят-человеческого фактора , аварии были. Афганистан страна с резким континентальным климатом. На ночь (минусовые температуры) вода сливается с системы охлаждения во избежание «размораживания» двигателя. Водитель забыл закрыть сливной краник и с утра залитая вода во время движения слилась. Как следствие — застучал двигатель.
Хотя и говорят, что опыт приходит с бородой. Но на войне опыт приходит гораздо быстрее. Там каждая мелочь имеет огромное значение. На «наливниках», в целях безопасности , выхлопные трубы выведены впереди двигателя. А на Камазе отработанные газы выбрасываются практически под кабину. Ночные прогревы зимой на этих машинах имеют свои особенности. Нужно учитывать ветер, проветривать кабину и…лучше- не спать. Это особенно отчетливо мы осознали , когда потеряли своего товарища. Там среда ошибок не прощает.
Ну, и особенную неприятность доставляли нам стреляные гильзы. Они лучше гвоздей протыкали резину. Приходилось очень часто использовать и запасные колеса, и ремонтные комплекты для их восстановления.
АК. А как показали себя люди?
АТ. У нас воспитание , понятие долга и чести были совсем другими. В нашем подразделении служили братья-славяне. Группировались по пятеркам или по землячеству. Так в рейды и ходили. Взаимовыручка была очень высокой. Прикрывали друг друга и всегда были готовы прийти на помощь. У нас не было дезертирства или отказов выйти в рейд. Обнаруженная пулевая пробоина в крыше кабины вызывала только шутливое изречение- «Дембель становиться опаснее»
Я перебираю старые фотографии и наградные листы пожелтевшей бумаги. И все время возвращаюсь к мысли, что война это тяжелая работа. Для военного водителя это особенная ответственность, от которой зависит успех операции.
Статистика показывает на возрастание боевых действий к 1984 году. Безвозвратные потери в живой силе выросли с 86 человек в 1979-м году ( 1484 в 1980-м), до 2343 человек. А санитарные потери к этому времени, по весьма приблизительным данным, были около 7,5 тыс. в год.
Виды боевых действий ОКСВА, как правило, носили эпизодический характер и выражались в противодействии партизанским вылазкам банд формирований. Постоянные военные операции-зачистки местности, блокирование населенных пунктов, захваты караванов на маршрутах следования, засады, проводки колон с ГСМ, охрана коммуникаций (газ и нефть-были тогда для Демократической Республики Афганистан единственными каналами финансовых поступлений в бюджет), представительств и советских специалистов. Условия проведения военных действий были очень тяжелыми. Пустыня и высокогорье (недостаток кислорода), особый гидрологический климат, высокие температуры на большей территории страны потребовали от личного состава ОКСВА повышенной физической и психологической подготовки, а постоянная опасность получить инфекционные заболевание повлекла за собой переход на автономное обеспечение жизнедеятельности всего личного состава.
Уровень моральной и психологической подготовки солдат и офицеров отражал уклад нашей жизни того времени. Чувство уверенности (за тобой великая страна), абсолютная убежденность в правильности наших действий (весь личный состав знал, что действительно оказывается интернациональная помощь дружескому народу) содержали акты взаимовыручки и патриотизма. Наши воины в Афганистане не были ни оккупантами, ни захватчиками, ни бандитами. И как бы плохо некоторые нынешние политики не относились к этим событиям и к их участникам, память человеческая вечна. Мы не вправе забывать страницы истории. Военные водители внесли достойный вклад в эти исторические события. Наше им уважение и признательность.

Вам будет интересно ==>  Положено ли выплата на второго ребенка 100000

Афганская война: боевой путь ставропольца Александра Файзулина

На все вопросы, которыми новобранцы закидывали своего сопровождающего, тот только отмахивался, мол, не переживайте! За воротами КПП родители тоже места себе не находили, всеми правдами и неправдами пытались узнать, куда мальчишек повезут. Прапорщик сдался, посмотрел по сторонам, все же военную тайну придется раскрыть, нарушить Устав:

Пока разводили костерок, кипятили воду в котле, нарезали овощи, увидели – со стороны Саланга на них движется стена пыли. Надо сказать, что в этом месте пыли просто фантастически много, буквально по колено проваливаешься в мягкую серую муку. А тут какой-то сумасшедший тащит за своим грузовиком еще целое торнадо! Медленнее надо, аккуратнее, тут люди после трудов праведных покушать решили почти домашнего. Хотели было налететь на раздолбая, как тот вывалился из кабины с лицом белее мела. Оказывается, напали на их колонну душманы, серьезно обстреляли. Пулевые отверстия в кабине и цистернах, из которых струями хлестал авиационный керосин, свидетельствовали о том же самом. Из полка незамедлительно была направлена помощь колонне.

5. Немного о Саланге. …Шоссе втягивается в ущелье. Мы вышли на маршрут Кабул – Термез протяженностью 530 км. Изредка под откосами – сгоревшие наливники и бэтээры. Чем выше мы поднимаемся, чем ближе Саланг, тем этих кладбищ техники больше и больше…За кюветом, словно верстовые столбы – обелиски водителям и бойцам: где поставлен камень, где на плиту положили руль, и имена наших ребят под красной звездой. Это памятники погибшим. Сидящий рядом со мной на броне майор Глоба вздыхает:
— Печальное зрелище, следы войны…
Глоба всматривается в заснеженные горы и замечает:
— А красота – то какая!
Облака – вот они, рукой подать. Это самый трудный участок дороги Чарикар – Доши, на котором расположен перевал Саланг. Местность в полосе прохода высокогорная, сильно пересеченная, непроходимая вне дорог для всех видов транспорта. Шоссе с асфальто-бетонным покрытием и шириной проезжей части 6-7 метров. Саланг – это система тоннелей с принудительной вентиляцией, расположенных на высоте 4100 метров. Здесь постоянно фиксируются сходы снежных лавин. Вот они тоннели, протяженность самого большого из них 2 километра 675 метров, крытые галереи, ставшие в 1979 году братской могилой для 12 наших бойцов, весной 1980 для 2, в ноябре 1982 для 64 наших солдат и офицеров. Все они погибли от отравления по причине высокой концентрации в тоннеле угарного газа от работающих дизелей двигателей. Дорога выкручивается вниз. Веселее побежали машины. Вырываемся на равнину.
— Слава богу, самый трудный участок прошли.
// О.В.Кривопалов. Вывод войск из Афганистана. (отрывок, вывод 50% в мае 1988 г.) www.asadabad.net

Вам будет интересно ==>  При продаже дома налог пенсионеру в 2021 году

3. ЧЕЛОВЕК. ВОЙНА. ДОРОГА. (как было на самом деле)
Водителям – «афганцам» посвящается. Константин Скуратов.
…Ну, вот, наконец-то и Пули-Хумри,- вздохнул Кирилл, увидев тянущийся вдоль дороги забор из колючей проволоки.
Котловина, зажатая невысокими горами, курилась плотной завесой пыли. Это непрерывно тасовались машины сразу нескольких колонн, разбираясь по местам традиционных стоя¬нок. Да, для кого-то дорога уже закончилась. Счастливчики, удачно добравшись до своей базы, целых два дня будут спать на свежих простынях с деревянным потолком над головой, ходить строем в столовую и смотреть надоевшие, кое-как склеенные фильмы в сверкающем металлическим покрытием клубе. Почтальон выдаст им письма, в которых нет войны, а есть только дом, странные заботы родителей и друзей, пожелания здоровья и счастья. Они будут курить свои «Донские» у пожарного водоема, старательно избегая в разговорах слов «колонна», «зеленка», «трасса» и многих других, касающихся непосредственной работы. А потом они опять сядут в кабины своих «коробочек», «шаланд», «крокодилов», «наташек», «зажигалок», чтобы доставить самые разнообразные грузы во все концы страны.
Для других Пули-Хумри — перевалочная точка. Отсюда колонны уходят в Хайратон и Кундуз, успев, кто переночевать, а кто и изрядно загореть, ожидая очередной проводки.
http://lifecontrary.ru/?p=1519

Ссылка на основную публикацию