2 Проверка Первичных Материалов И Возбуждение Уголовного Дела

Особенности предварительной проверки первичных материалов о присвоении и растрате при решении вопроса о возбуждении уголовных дел

Как было справедливо отмечено В.В. Степановым, утверждение о том, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в действиях лица юридического состава преступления, не соответствует практике возбуждения уголовных дел . В самом деле, нередко на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление (субъект преступления), неизвестно. Невыясненными являются мотивы преступления, а также цели, которые преследовало лицо, совершившее преступление. Субъективные элементы состава преступления устанавливаются в процессе расследования, а не на стадии предварительной проверки первичных материалов, в то время как внимание должностных лиц, ее проводящих, уделяется объективной стороне и объекту преступного посягательства. На основании проведенного анализа целесообразным представляется присоединиться к мнению ученых, полагающих, что под достаточностью основания для возбуждения уголовного дела следует понимать такой объем фактов, который характеризует отдельные элементы объективной стороны состава преступления .

Предполагается, что лица, причастные к совершению преступления, так или иначе осведомлены о ревизии (инвентаризации) или проверке, которая проводилась на предприятии, а также ознакомлены с ее результатами, в то время как им неизвестно о наличии в правоохранительных органах информации о противоправной деятельности, полученной в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий. На это было указано В.Е. Корноуховым и В.В. Степановым, которые писали, что способы проведения предварительной проверки определяются тем, известно ли лицам, совершившим преступление, о поступлении заявления или сообщения в органы предварительного следствия, поскольку регистрация заявления о преступлении может вызвать активное противодействие со стороны заинтересованных лиц . Указанные обстоятельства определяют методы и способы осуществления дальнейшей проверки первичных материалов и формируют тактические задачи расследования после возбуждения уголовного дела.

Доследственная проверка: самое важное, что надо знать заявителю

  • осмотр места происшествия, документов и пр.;
  • получение объяснений;
  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ;
  • назначение необходимых судебных экспертиз, участие в их производстве и получение заключений эксперта в разумный срок;
  • освидетельствование;
  • производство документальных проверок, ревизий, исследований документов и пр., привлечение к участию в этих действиях специалистов;
  • направление органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в действительности все бывает иначе. Довольно часто потерпевшему приходится самостоятельно защищать свои права и законные интересы, записываясь на прием к высокопоставленным руководителям и закидывая следователя и прокуратура жалобами и ходатайствами.

Проверка материалов до возбуждения уголовного дела: основания, цели, пределы, сроки, способы

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

2) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство осмотра места происшествия (ст. 176 УПК), осмотра трупа (ст. 178 УПК), освидетельствования (ст. 179 УПК).

Статья 144 УПК РФ закрепляет не только права сотрудников правоохранительных органов при проведении проверочных действий, направленных на получение оснований для возбуждения уголовного дела, но наделяет правами и других лиц, участвующих в производстве процессуальных действий, осуществляемых в ходе такой проверки. Часть 2 данной статьи закрепляет следующие положения:

  • получать объяснения, т.е. производить опрос граждан;
  • получать образцы для сравнительного исследования;
  • истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ (по всей видимости, речь идет о следственном действии – выемка); назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок. Однако, если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению;
  • производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;
  • требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;
  • давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий
Вам будет интересно ==>  Административный Надзор Удо

Способы проверки следователем первичных материалов о вымогательстве: а) получение объяснений от лиц, сообщивших о вымогательстве, потерпевших, очевидцев и свидетелей; б) осмотр места происшествия; в) изучение необходимых документов по месту их нахождения; г) истребование различных справок, копий документов, иных данных; д) проведение ревизий, инвентаризаций, лабораторных исследований, документальных проверок, обследований различных объектов; е) использование помощи специалистов, получение у них консультаций; ж) использование данных уголовной регистрации; з) изучение нормативных актов, справочной и научной литературы по затрагиваемым вопросам и т.д.

Первичные материалы о преступлениях — документы, отражающие информацию о поводах к возбуждению уголовного дела (юридических актах или поступках), а также представленные одновременно с ними иные материалы (предметы и документы), дополняющие, уточняющие и подтверждающие данную информацию.

Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса». 8. Энтин М. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.

М., 1997. 294 с. Аннотация: в статье рассмотрен процесс доследственной проверки в рамках стадии возбуждения уголовного дела, приведены противоречия в действующем законодательстве относительно регулирования порядка рассмотрения сообщений о преступлениях. Дано определение сущности возбуждения уголовного дела, указаны несоответствия процессуальных действий доследственной проверки с реализацией на практике. Основание для возбуждения уголовного дела акт налоговой проверки? Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).— Заявлять ходатайства и отводы лицу, в производстве которого находятся материалы доследственной проверки. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

По ст. 141 УПК оно может быть сделано в любой форме. Письменное заявление подписывается человеком, который пришел сообщить о том, что было совершено преступное деяние. Если сообщение передано устно, оно фиксируется в протоколе, который подписывается заявителем. В документе отражаются его данные, а также сведения о его документах.

  • контроль над выполнением требований к приему и регистрации уведомлений о преступлениях;
  • вынесение постановления: согласно документу материалы передаются в следствие, дознание в целях принятия решения по уголовному преследованию виновника;
  • проверка на законность решений должностных лиц, связанных с возбуждением уг. дела;
  • уведомление о преступлении и передача сообщения от одной инстанции к другой (ст. 151 УПК);
  • изъятие материалов о преступлении из предварительного расследования.

Порядок проверки сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» указано, что, устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

Вам будет интересно ==>  Адвокатская Палата Московской Области Согласие На Обработку Данных

По делам частного обвинения потерпевший обращается за защитой своих прав и законных интересов напрямую в суд с заявлением о привлечении конкретного лица к уголовной ответственности по конкретной статье УК РФ и в судебном заседании доказывает факт совершения преступления и виновность этого лица.

Основания для возбуждения уголовного дела

В случае подтверждения общей типовой версии о том, что смерть потерпевшего все-таки наступила в результате убийства, необходимо будет выдвинуть и проверить частные версии не только о месте его совершения, о способе причинения смерти и других обстоятельствах, имеющих для расследования произошедшего события. Однако проверка этих версий в полном объеме, как правило, осуществляется в ходе расследования преступления после возбуждения уголовного дела.

В любом случае предварительную проверку необходимо проводить как можно быстрее. Она не должна подменять собой предварительное следствие; задача предварительной проверки — получение данных о наличии или отсутствии признаков преступления, а не выявление всех его обстоятельств.

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку. Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Информация о преступлении независимо от места и времени его совершения принимается в любом ОВД круглосуточно дежурными, их помощниками, а также работниками, назначенными дежурными в установленном порядке, и регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях.

Общие проверочные версии выдвигаются с целью получения ответа на вопрос: имеет ли исследуемое событие, о котором стало известно правоохранительным органам, преступный характер. Важно подчеркнуть, что подтвержденная в процессе проверки версия трансформируется затем в общую следственную версию, которая находит свое выражение в постановлении о возбуждении уголовного дела по конкретной статье УК РФ.

Известность лица, сделавшего соответствующее заявление или сообщение о преступлении, является важнейшим условием, которое предъявляет закон к поводам к возбуждению уголовного дела. Поэтому анонимные заявления или сообщения не являются поводом к возбуждению уголовного дела и не порождают юридической обязанности полномочных органов и должностных лиц по их рассмотрению. В ст. 93 УПК РСФСР 1923 года говорилось, что анонимные заявления являются поводом к возбуждению уголовного дела после их негласной проверки. В ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве такого указания не содержится». Однако, некоторые ведомственные нормативные акты предписывают передавать анонимные письма, содержащие сведения о готовящемся или совершенном преступлении в орган дознания, для проверки их оперативным путем, либо прокурору для проверки в порядке общего надзора3.

Задачи, присущие непосредственно стадии возбуждения уголовного дела, также определены уголовно-процессуальным законодательством или вытекают из него и состоят в том, чтобы определить: является ли источник информации, о готовящемся или совершенном преступлении, законным поводом к возбуждению уголовного дела; усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления; по какой статье уголовного закона оно может быть квалифицировано; на основании каких конкретных данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место; не содержит ли заявление и сообщение данных о деянии которое в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации1); вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности или подсудности; имеются ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела; относится ли пре Далее по тексту, если иное не оговорено — УК. ступление к числу тех, дела о которых возбуждаются не иначе как по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 27 УПК), а также по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым (ч. 1 ст. 27 УПК), и какие меры в этом случае могут быть приняты судьей для примирения; кому следует вести дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела; является ли достаточной имеющаяся совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст. 109 УПК1, какие меры надлежит принять для предупреждения или пресечения преступления, а равно, для закрепления и сохранения следов преступления (ст. 114 УПК);.

Как происходит возбуждение уголовного дела по УПК РФ: основания, сроки и стадии

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Человек, решивший заявить о совершении преступления или подготовке к нему, заранее предупреждается о том, что согласно 306 статье УК РФ, ложный донос также является противоправным действием. Данная информация фиксируется в документе и подтверждается подписью заявителя.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ – приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, – «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее – Инструкция).

Основания и порядок для возбуждения уголовного дела

Процесс расследования преступления начинается после возбуждения соответствующего дела. О преступных деяниях представители правоохранительных органов получают сведения из различных источников. При наличии доказательств нарушения закона начинается процесс расследования.

Прокуроры обязаны следить за процессуальной деятельностью правоохранителей во время ведения уголовных дел. Полномочия специалистов перечисляются в ст. 37 УПК. Они должны следить за законностью и обоснованием принимаемых решений. Особенно это относится к возбуждению или отказу в открытии уголовного дела. Если выносится постановление о начале уголовного процесса, то копия данного документа обязательно направляется прокурору.

Ссылка на основную публикацию